Тема номера , 13 июня 2011, 00:12
Охота на «тень»: кто должен бороться с нелегальными компаниями?
В одном жилом доме проводился ремонт двух квартир. Хозяин первой, нижней квартиры, нанял легальную компанию, а хозяин-чиновник второй, верхней – «шабашников». Некоторое время спустя ремонтники из верхней квартиры устроили потоп, тем самым причинив ущерб предпринимателю, осуществляющему отделочные работы в нижней квартире. Чтобы возместить ущерб, предприниматель подал заявление в правоохранительные органы. Была успешно проведена экспертиза и, казалось бы, все документы, указывающие вину «шабашников», есть. Но один звонок чиновника, владельца верхней квартиры, в правоохранительные органы избавил виновных от всех проблем. В итоге дело было закрыто.
Борьба с нелегальными компаниями становится с каждым годом актуальнее, особенно для бизнеса, занятого в сфере предоставления услуг населению.
Уйти в тень или умереть?
Таким вопросом на форуме «Предпринимательство на Вятке» задалась Ольга Шабалина, заместитель директора по общим вопросам компании «Арт-сервис»:
– Сегодня у нашей компании два направления деятельности. Первое – это продажа отделочных материалов, которое действует в легально-правовом поле. Второе – выполнение отделочных работ. На данном рынке много игроков, но конкурентным его назвать нельзя. С одной стороны, субъектами рынка выступают организации, ИП, ведущие бизнес легально и добросовестно, с другой — «шабашники», нелегальные бригады.
Статус «шабашника» позволяет недобросовестным компаниям делать свои услуги на 20-30% дешевле стоимости услуг легальных организаций. В услугах большая часть затрат – это зарплата работников и налоги на эту зарплату, поэтому эти 20-30% – не жадность бизнесмена.
– До отмены лицензирования было невозможно разместить даже рекламу в СМИ, – продолжает Ольга Викторовна. – Сегодня газеты пестрят объявлениями с номерами телефонов и предлагаемым видом услуг. Таким образом, добросовестный бизнес живет и сражается за право быть на рынке, а у нелегалов проблем нет: зарплата серая, не попадают ни под одну проверку контролирующих органов. Такая ситуация есть практически во всех сферах деятельности, связанных с предоставление услуг населению. А тем временем миллионы рублей проходят мимо государственной казны.
Кто виноват?
По данным Алексея Шестоперова, эксперта Национального института системных исследований проблем предпринимательства, к основным причинам ухода бизнеса в тень можно отнести высокие налоги и уровень коррупции (вымогательство со стороны представителей властно-административных структур):
– Необходимость «неформальных выплат» при получении лицензий, сертификатов, разрешений создает необходимость в неучтенных наличных средствах, тем самым подталкивая бизнес к «тени».
Другая проблема – повышение ставки страховых взносов с 26% до 34% – также сыграла свою отрицательную роль, заставив некоторых предпринимателей задуматься о том, продолжить свое дело или закрыться. Иное мнение у представителей налоговой:
– В 2010-м бизнес грозился уйти в тень, но этого не произошло, – высказал свое мнение Руслан Кошкин, начальник отдела налогообложения физлиц УФНС области. – Если смотреть по поступлениям НДФЛ в бюджет за первые 4 месяца 2011 года, то мы видим увеличение поступлений на 6%. Получается, что роковым образом на ситуацию увеличение налоговой нагрузки не повлияло.
Бездействие государства, по мнению предпринимателей – еще один фактор, позволяющий теневому бизнесу жить. Только за первую половину 2011 года власти приняли ряд серьезных законопроектов, в числе которых и нашумевший «Закон о Полиции», очередная отмена лицензирования определенных видов деятельности, гуманизация Уголовного кодекса.
– Считаю, что меры воздействия на нерадивый бизнес надо не «облегчать», а наоборот, ужесточать, чтобы впредь такого «подпольного» бардака, который творится в бизнесе, не было, – считает Михаил Холманских, ИП. – Государству серьезно надо подумать о том, чтобы не рубить с плеча и не удалять жизненно важные статьи из Уголовного кодекса. В противном случае легальному предпринимательству при растущем количестве теневого бизнеса не выжить.
Бизнес на распутье
Теневой бизнес смещает в негативную сторону этические ценности людей, снижает культуру предпринимательства, обостряет социальные проблемы, подрывает авторитет и финансовую базу государственной власти. Существует несколько точек зрения относительно того, каким образом можно решить данную проблему.
– Сегодня необходимо, чтобы государство наконец-то встало на защиту интересов добросовестного бизнеса, который платит налоги, а госорганы начали выполнять свои функции, – уверена Ольга Шабалина. – Чтобы правоохранительные органы начали начать применять статью о незаконном предпринимательстве. А налоговые органы начали бы взыскивать налоги с доходов, полученных от незаконной предпринимательской деятельности. То есть каждый должен заняться своим делом.
Мысль о том, что власть должна сегодня помочь бизнесу, высказала и представитель рынка медицины и косметологии Виктория Топольская, директор клиники «Эстетик»:
– Этой проблемой должна заниматься власть совместно с саморегулируемыми общественными организациями. И до тех пор, пока не будет создан такой тандем, теневой бизнес так и будет процветать. По данной проблеме представителями общественных организаций (некоммерческое партнерство «Региональное объединение медицины, эстетики, косметологии», медицинское подразделение при общественной организации «Опора России») были направлены письма во множество инстанций, в том числе в Мииздравсоцразвития. Итог таких «переписок» с ведомством — 3-4 тысячи административного штрафа для нелегалов. Для них это копейки и особых проблем не составляет, – уверена Виктория Николаевна. – А сотрудники правоохранительных органов лишь разводят руками. По всей видимости, ждут трагедии...
«Воспитание клиента» еще один путь к тому, чтобы нелегальный бизнес понял, что он лишний на рынке:
– Своим клиентам мы постоянно говорим о том, что при посещении медучреждения они спрашивали о наличии лицензии, – рассказывает Виктория Топольская. – И «воспитательная работа» не проходит зря. Уже сегодня можно заметить, что клиенты становятся более внимательными и грамотными при выборе косметологических услуг.
На форуме «Предпринимательство на Вятке» местные власти предложили предпринимателям «сдавать» недобросовестных предпринимателей в ведение правоохранительных органов.
– На мой взгляд, это неправильно и неэтично, – считает Людмила Вараганова, директор компании «Мебель от МЭРа». – Это прямая обязанность государства в лице правоохранительных органов. Но ситуация, к сожалению, складывается таким образом, что у бизнеса не остается иного пути, как встать на защиту своих прав. Как говорится в старой пословице, «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Но крупные компании и малый бизнес явно не готовы создавать синдикаты для борьбы с «гаражниками» (так называют нелегалов на официальном мебельном рынке – прим. автора) и выступить единым фронтом. И причин на то может быть много: начиная с финансовой стороны вопроса, заканчивая проблемой отсутствия лидера, который бы возглавлял это самое объединение.
Каждый предложенный путь может принести эффект, но пока власть не захочет изменить ситуацию и не сделает шаг навстречу, все усилия будут тщетны. По мнению предпринимателей и экспертов, таким первым шагом должно стать понижение ставок страховых взносов.
В тему: Реформа УК сокращает раскрываемость дел
В последнее время тема гуманизации Уголовного Кодекса в отношении предпринимательства стала широко обсуждаться. Сегодня можно все чаще увидеть информацию об исключении статьи «Незаконное предпринимательство» (ст. 171 УК РФ).
В настоящее время много говорится о том, что предпринимательство должно испытывать меньше давления со стороны государства и, как следствие, более свободно и поступательно развиваться, – говорит Сергей Баранцев, пресс-секретарь УМВД по Кировской области. – Из-за этого принимается ряд законов, направленных на либерализацию уголовной ответственности за экономические преступления, в том числе и касающиеся незаконной предпринимательской деятельности.
По данным УМВД, с 9.04.2010 вступили в действие положения Федерального закона РФ от 07.04.2010 № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в соответствии с которыми изменена диспозиция части 1 статьи 171 УК РФ, а именно, исключены словосочетания «без специального разрешения» и «с нарушением лицензионных требований и условий». Тем самым декриминализованы такие деяния, как осуществление предпринимательской деятельности без разрешения и с нарушением лицензионных требований и условий. Ответственность за данные правонарушения теперь предусмотрена в главе 14 КоАП РФ.
Такими мерами и можно объяснить резкое уменьшение количества выявленных и зарегистрированных фактов незаконной предпринимательской деятельности, что отрицательно сказывается как на выявлении, так и на предупреждении явления. По данным УМВД области за 2010 год было рассмотрено всего 4 дела, из них только одно направлено в суд, в то время как в 2009 году – 12 дел. Это объясняется недостатками правового регулирования, изменениями в законодательстве, что создает серьезные проблемы при возбуждении и расследовании уголовных дел о незаконной предпринимательской деятельности.
Эксперт
Алексей Шестоперов, эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства О том, каким образом нужно менять подход государства в предоставлении помощи бизнесу, «Навигатору» рассказал Алексей Шестоперов, эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства. В последние несколько лет государство в основном оказывало малому бизнесу бюджетную поддержку. За 2009–2010 годы государство потратило на цели развития малого предпринимательства почти 50 млрд руб. Еще 20 млрд малые предприниматели смогут получить из федерального бюджета в 2011 году. Вместе с тем сложно сказать, на что пошли эти деньги и было ли их расходование эффективным. На мой взгляд, важны не только прямая поддержка (финансовая), но и косвенная – борьба с административными барьерами. Также необходим новый подход к государственной поддержке. Он должен быть максимально дифференцированным с учетом стадий жизненного цикла предприятия. Требуется создание условий и снятие ограничений для деятельности предприятия на различных стадиях его жизненного цикла – от начала деятельности до стадии зрелости. Какие шаги необходимо предпринять бизнесу, местной власти, правоохранительным органам, чтобы поспособствовать выходу бизнеса из тени? –Наиболее перспективной представляется стратегия, направленная на устранение причин, побуждающих бизнес уходить в тень. Государству в тесном диалоге с бизнесом необходимо определить оптимальный на данном этапе развития экономики уровень налогообложения, а также осуществлять антикоррупционную политику, а не имитировать ее осуществление.
Алексей Шестоперов, эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства О том, каким образом нужно менять подход государства в предоставлении помощи бизнесу, «Навигатору» рассказал Алексей Шестоперов, эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства. В последние несколько лет государство в основном оказывало малому бизнесу бюджетную поддержку. За 2009–2010 годы государство потратило на цели развития малого предпринимательства почти 50 млрд руб. Еще 20 млрд малые предприниматели смогут получить из федерального бюджета в 2011 году. Вместе с тем сложно сказать, на что пошли эти деньги и было ли их расходование эффективным. На мой взгляд, важны не только прямая поддержка (финансовая), но и косвенная – борьба с административными барьерами. Также необходим новый подход к государственной поддержке. Он должен быть максимально дифференцированным с учетом стадий жизненного цикла предприятия. Требуется создание условий и снятие ограничений для деятельности предприятия на различных стадиях его жизненного цикла – от начала деятельности до стадии зрелости. Какие шаги необходимо предпринять бизнесу, местной власти, правоохранительным органам, чтобы поспособствовать выходу бизнеса из тени? –Наиболее перспективной представляется стратегия, направленная на устранение причин, побуждающих бизнес уходить в тень. Государству в тесном диалоге с бизнесом необходимо определить оптимальный на данном этапе развития экономики уровень налогообложения, а также осуществлять антикоррупционную политику, а не имитировать ее осуществление.
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии:
Добавить комментарий