«Цифре» вопреки: фотосалоны Кирова приспосабливаются к новым реалиям

Большинство помнит, как пятнадцать-двадцать лет назад чуть ли не на каждом углу был салон фотопечати, а фотографии заказывали толстыми пачками. С тех пор отрасль пережила настоящую технологическую революцию. Несколько раз фотобизнесу предрекали гибель, однако фотосалоны существуют до сих пор. Только в Москве  насчитывается, по данным «Яндекса», более 5000 различных фотоателье. В Кирове более 80 компаний, которые так или иначе связаны с фотоуслугами. О том, какие изменения происходят в этой сфере нам рассказал Дмитрий Шихов, заместитель директора фото-центра «Колизей».

– На рубеже веков был буквально бум фотопечати...

- Активное развитие фотобизнеса в России в 1990-е было связано с появлением цветной фотопленки, любительских фотокамер, а также профессиональных мини-фотолабораторий иностранного производства для экспресс-печати. Я думаю, что все помнят американскую пленку Kodak и японскую Fuji. Они были доступны каждому, как и печать фотографий. На фоне этого в Кирове возникло огромное количество фотомагазинов. Главными игроками на рынке в то время были мы, «Сириус», «Фотоленд», FA-STUDIO. Но работы было столько много, что мы практически не ощущали конкуренцию и открывали пункты приема заказов один за другим. Сами понимаете, что пленка — это безальтернативный носитель, ты либо распечатываешь «все удачные кадры», либо не распечатываешь и это уходит в никуда. Отсюда высокий спрос, быстрая окупаемость затрат и прибыль предприятия.

- В какой момент ситуация изменилось?

- Первый удар по фотосфере был в 1998 году, когда в России произошла девальвация рубля. Тогда цены на фотопленки, бумагу и услуги подскочили, а доходы населения упали. Второй удар — приход эры цифровых фотоаппаратов в середине 2000-х годов. Люди просто перестали распечатывать фотографии, стали хранить их в электронных вариантах: на дисках, флешках, в компьютерах. А те люди, которые продолжали распечатывать по-привычке, начали более тщательно отбирать снимки, отсевая все неудачные, которые раньше получали при указании в бланке заказа «все кадры подряд».
В результате всего этого ушло очень много конкурентов. У каждого своя история. Кто-то решил не вкладываться в развитие и пытался выжать все из старого оборудования. Кто-то замер, не стал расширяться и не смог получить достаточную нишу для работы на сокращающемся рынке. Кто-то, наоборот, открыл слишком много точек и впустую потратил деньги. У всех по-разному.
Сейчас крупных игроков, которые занимаются фотопечатью практически не осталось.

- Как начал развиваться рынок? Появились ли новые конкуренты?

- Есть конкуренция в сегменте дешевой струйной печати. Люди легко входят на рынок, поскольку «входной билет» для бизнеса очень дешевый. Купил струйный принтер, систему непрерывной подачи чернил, дешевые расходники и начал работать. Но, как правило, люди не задерживаются в этом направлении из-за очень низкой маржи. Однако, есть и те, кто работает годами не претендуя на миллионы.
Также появилось в Кирове много фотостудий, где оформляют различные зоны перед праздниками и сдают их фотографам в аренду. В крупных торговых центрах стоят фотобудки для моментальной съемки и печати фотографий.
Нельзя сбрасывать со счетов и то, что работают достаточно много федеральных онлайн-проектов. Безусловно, они оттягивают часть розничных заказчиков, но мне сложно оценить их влияние на кировский рынок.
Одно могу точно сказать, покупать новые фотолаборатории и открывать большие фотоцентры в Кирове, думаю, никто сейчас не рискнет. Поскольку это очень большие вложения с невысокой отдачей.

- Как повлияли эти изменения на вашу компанию?

- В нестабильные времена мы сократили количество пунктов приема заказов в различны магазинах. В первой половине 2000-х тогда был серьезный выбор фототехники. Со временем от этого пришлось отказаться — нас «съели» федеральные компании, которые умеют работать в этой сфере существенно лучше.
Но, мы существенно расширили сферу услуг, продажу сопутствующих товаров.  Например, хорошо покупают альбомы для фотографий.
Растет спрос как на готовые рамки, так и на индивидуальный багет. Очень значительная часть заказчиков багета — любители вышивания. Остальная — те, кому нравятся семейные фотографий в рамках или картины на стенах.
Сейчас наш основной розничный заказчик — люди, которые хотят иметь снимки на бумажных носителях. Это обычно девушки и молодые мамы, для которых семейные ценности имеют очень большое значение. Для них это нужно и важно. Они создают альбомы и для себя, и дарят фото бабушкам.
Что касается печати фотографий с пленки — это направление почти умерло. Хотя остался класс людей, которые продолжают использовать пленку и мы для них до сих пор сохраняем убыточную для нас услугу по проявке пленки.

– Есть ли изменения с точки зрения использования новых технологий в традиционной фотопечати?

- У нас сейчас есть две цифровые машины для фотопечати, пожалуй, одни из самых продвинутых в России. Печать от получения заказа до готового фото занимает 10-20 минут. Раньше о таком мы не могли даже мечтать. Можно с телефона по пути в студию сделать фотографию, отправить нам и они вас будут уже ждать, когда вы придете.
Все более модной становится оформление фотокниг. Семейный архив, детская тема: крестины, дни рождения и многое другое. Это явление захватило Запад достаточно давно. У нас меньше, но прогрессирует. Сверстать такую книгу можно в любой крупной организации онлайн. Также через сайт оформляется заявка.
В целом книг много. Но больше это спрос со стороны профессиональных, особенно свадебных, фотографов. Они заказывают иногда очень шикарные книги: большой формат, кожаный переплет, вставки. Много выпускных альбомов, но там в основном выбирают бюджетные решения.

– Интернет и цифровые изображения сделали возможным заказ печати фотографий или изготовление фотокниг из любой точки страны.

– Мы очень активно работаем с профессиональными фотографами из десятков городов по всей России. Активность заказчиков в розничном сегменте желает лучшего. Очень сложно быстро проникнуть в другие города. Процесс идет постепенно. Тем более, для профессиональных фотографов большое значение имеют рекомендации коллег. Требуется время для получения репутации, распространения информации. Это кропотливая работа.

– Если вернуться к вашим профессиональным заказчикам. Как Вы можете оценить общий уровень кировских фотографов?

– Мы работаем в основном с теми, кто занимается школами и свадьбами. Свободные фотохудожники печатаются нерегулярно, иногда предпочитают делать это в других городах. Мы о них знаем немного.
В школьном секторе ситуацию диктуют родители. Они очень часто выбирают не стильные вещи, а «ширпотреб». Это перебороть очень сложно.
Единицы родителей готовы платить за по-настоящему качественные школьные снимки своих детей. В основном хотят получить что-то очень дешевое. Хотя есть фотографы, которые реально стараются раскрыть образ, личность каждого школьника. Это особенно непросто при работе с подростками.
Реально крутых свадебных фотографов очень не много. Но есть. Если местный фотограф начинает делать шедевр за шедевром, он здесь не засиживается. Есть мастера очень-очень высокого уровня в близлежащих городах. Например, в Нижнем Новгороде.
Сейчас люди выбирают свадебных фотографов через Интернет. И если стоимость съемки 120 или 150 тысяч рублей, на самом деле уже без разницы, в каком городе живет мастер. Ему просто оплачивают проезд.

– Что ждет фотоиндустрию в будущем? Есть ли какие-то уже заметные тренды?

– Сейчас нет тенденции резких изменений. Могу лишь заметить, что год от года увеличивается разнообразие поверхностей и способов печати изображений. Сохранилась и традиционная печать, и широкоформатная струйная. Набирают обороты различные фотосувениры: кружки, елочные игрушки и так далее.
Не надо также забывать, что существует и развивается фотоискусство. Это еще один из факторов которые поддерживают спрос на наши услуги.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: