Вятские раскольники: как старообрядцы пережили 300 лет гонений

Старообрядцы в Южной Америке носят русские сарафаны и рубахи-косоворотки, живут закрыто, с иноверцами не контактируют, отвергают телевидение и интернет. Оказавшись в таком поселении, как-будто переносишься в 18 век. 
В Кирове тоже есть община староверов, но они значительно отличатся от своих единоверцев на другом континенте. Журналист «Навигатора» побеседовал с настоятелем кировского храма святителя Николы отцом Германом и познакомился с укладом жизни вятских старообрядцев.

Когда и как образовалась старообрядческая община в с. Красное?

- Старообрядцы на Вятке живут со времен раскола русской церкви в 17 веке. Тогда на приверженцев старой веры начались гонения. Вятка географически удалена от столиц России, климатические условия достаточно тяжелые, наверное, поэтому в Хлынов и сослали епископа Александра, который стал первым Вятским епископом и основал общину.
В советский период все общины в городе были уничтожили. Во времена СССР службы проводились в домах у прихожан, собирались книги, иконы, староверы ходили друг к другу в гости. Новый виток в развитии старообрядчества на Вятке начался в 2000-е годы. В Кирове появился храм, вокруг которого сплотились прихожане. Сейчас в городе 8 общин.

Похожа ли вятская община на поселения старообрядев, например, в Уругвае?

- Здесь нужно четко разделить понятия. Есть церковная община, а есть поселения старообрядцев, как, например, в Сибири, в Южной Америке. Пока у нас такого поселения нет. Но мы стремимся к тому, чтобы создать место, где компактно смогут проживать люди нашей веры. К сожалению современные законы такого не предусматривают. Появился новый указ, по которому могут выделить землю церковным организациям и казачьим обществам. Но казакам можно заниматься земледелием по закону, а нам нет. У нас есть желание дойти до высшего суда, чтобы разъяснили эту ситуацию. Пока мы не можем создать религиозное поселение. Но мы хотим проживать вместе, чтобы сосед придерживался таких же нравственных устоев, чтобы дети общались со сверстниками из верующих семей.

Расскажите о жизни общины. Чем занимаются ее члены? Кого вы принимаете в свои ряды - только потомственных старообрядцев или нет?

- Прихожане в храме разновозрастные. Членами общины может стать любой христианин. Обычно думают, что в храм к староверам ходят только бабушки и дедушки. Но у нас много молодежи, которая пришла со стороны. Но силой мы никого не тянем. Сейчас в общине около 100 постоянных прихожан.
Кировские старообрядцы ничем не отличаются от обычных горожан: живут в квартирах с удобствами, работают. Правда, в семьях у них часто не по 1-2 ребенка, как у всех, а по 3-4. Староверы стараются не растворятся в мирской жизни. Верующий человек должен жить и по понятиям современного общества. Но у церкви есть свои правила, хотя насильно мы никого ни к чему не принуждаем.

Общины старообрядцев в Южной Америке живут достаточно закрыто. Отвергают многие достижения технического прогресса (радио, ТВ, сотовые телефоны), не общаются с чужаками. Носят старинную одежду. Живут по канонам 18 века. А как у вас в общине?

- Мы живем не по канонам 18 века, а по Кормчей книге – каноническому своду правил. Не отказываемся от современных технологий, а поступаем по разуму. Мы общаемся по Интернету, например, пользуемся всеми достижениями технического прогресса. Просто нужно отсеивать худшее, злое, искать во всем лучшее и доброе.
Есть поселения, которые отгораживаются от людей, не общаются с иноверцами. А есть общины, которые закрываются от внешней информации, от достижений цивилизации. Да, староверы стараются немного закрывать свои общества от современного мира, потому что если не отрегулировать поток негатива, невозможно будет и в семье создать благоприятную атмосферу.

Старообрядцы ходят в Великорецкий крестный ход в августе, а не в июне, как Русская православная церковь, и по более короткому маршруту. Почему?

- Владыка Андриан (предстоятель Русской православной старообрядческой церкви, прим ред.), который упокоился в крестном ходе, изначально предлагал московскому патриархату идти всем вместе. Мы хотели идти впереди или позади новообрядцев. Но это сложно. Они идут большой массой, мы просто потеряем там свое единство.
Для староверов главное искать духовное совершенствование. Лучше мы пойдем отдельно, молясь, поддерживая друг друга.
В крестный ход мы идем ко дню рождества святителя Николы, 11 августа. В память о нем и устраиваем службу, потом идем обратно.
Новообрядцы идут своим маршрутом, потому что обходят по пути все свои церкви. У нас церквей нет. Нам главное дойти до места, сотворить там молитву и вернуться.

Пару лет назад ваша община пыталась вернуть здание старообрядческой молельни (ныне здание Детской филармонии в Кирове). Но депутаты гордумы отказали вам, хотя существует закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Почему вы не стали бороться за это здание дальше?

- Это сложные политические игры. Депутаты не отказали, по закону они не имеют права. Новообрядческой церкви возвращают здания по этим же правилам. Чиновники предложили отдать здание другое, поменьше. Но для этого нам нужно было написать отказ от помещения филармонии. А в итоге оказалось, что новое здание мы можем получить только на общих правах. А это значит, что предстоят аукционы, борьба за аренду. Мы не можем себе такое позволить с финансовой точки зрения.
Данное лукавство дало нам горький опыт. Постараемся с божьей помощью решить эту проблему. Все-таки хотим вернуть то, что построили наши предки.

Недавно появилась информация, что ваша община собирается строить новый храм в Кирове. Насколько он будет востребован?

- Место, где мы молимся сейчас, временное. В с. Красном нет нашего поселения, поэтому и смысла привязываться к селу нет. Нужда в собственном храме была всегда. Мы долго искали площадку под строительство церкви. С божьей помощью нам удалось получить место на ул. А. Невского на возвышенности. Активных прихожан в церкви около 100, а на большие праздники собирается в разы больше. Церковь в арендованном здании не может всех вместить.

Что это будет за храм? На каком этапе сейчас находится подготовка к строительству?

- Храм — символ христианства. Мы хотим построить его по образцу храма Покрова на Нерли. Попытаемся сохранить пропорции, красоту.
Все современные церкви сегодня имеют подсобные помещения. Наверное, сделаем их в подвале, чтобы не нарушать торжественность внутреннего и внешнего убранства храма. В наших планах церковь – это свеча, которая тянется к Богу.
В течение двух лет мы оформляли землю. Сейчас нужно сделать план, сметы, проект, согласовать все с надзорными органами. Только после этого получим разрешение на строительство. Страшная бюрократия. Думаю, еще года два уйдет на подготовку бумаг. Только тогда мы сможем начать стройку.

Насколько я знаю, строительство храма оценивается примерно в 80 млн руб. Каковы источники финансирования?

- Кировские СМИ грубо исказили информацию о стоимости строительства. Наш проект не стоит 80 млн, стройка обойдется намного дешевле.
На данный момент никаких источников финансирования нет. Старообрядцы из другого региона профинансировали проект, сделали пожертвования. Пока спонсоров мы не ищем, занимаемся бумажной работой. А в дальнейшем надеемся, что господь все устроит.

Как у вас складываются отношения с властью в наши дни?

- Старообрядцы в России со времен Никоновых реформ - а это больше 300 лет - были почти всегда гонимы. Староверам отрезали бороды, проклинали двуперстное знамение, налагали двойные налоги на «раскольщиков», ссылали на каторгу. А гнали нас за то, что мы хотели жить так, как жили наши предки.
Сейчас взаимоотношения с властью становятся теплее, продуктивнее. Но когда мы обращаемся к чиновникам, они почему-то ждут ответа от РПЦ, советуются с ними.
У нас есть прихожанин, который недавно крестился. Он работает в структурах, где бороды запрещены. Он обил множество порогов, чтобы ему разрешили оставить хотя бы маленькую бороду, но ему отказали. Становится по-человечески обидно, когда говорят, что вы староверы, вас 300 лет гнали, еще немного потерпите.
Сейчас появляются настораживающие законы. Например, закон о чувствах верующих. Он, конечно, нужен, но используют его, когда кого-то нужно прижать. Не работает он по назначению. Еще закон, который запрещает все публичные шествия, моления. Как теперь в крестный ход идти? Нельзя власти впадать из одной крайности в другую.

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: