Проехать под кирпич

Строительная отрасль города в последние несколько лет демонстрирует спад. Ожидаемо это отразилось и на рынке стройматериалов. Руководитель «Кировского кирпичного завода» Евгений Чалков поделился мнением о том, почему одни производители становятся банкротами, а другие активно осваивают освободившиеся ниши.

– Сказался ли на вашей отрасли спад на строительном рынке региона?

– Спрос со стороны строительных организаций Кировской области в последние несколько лет действительно падает. В связи с этим нам пришлось перепрофилировать линейку выпускаемой продукции на потребности других регионов. А для сохранения объемов производства использовать бартерные схемы в расчетах. На самом деле мощности завода существенно превосходят текущий спрос города и области, поэтому последние три года мы стабильно поставляем продукцию в республику Коми, Удмуртскую республику, Архангельскую область и прочие регионы.
Сейчас мы видим, что в рамках национальных проектов предполагается серьезный рост строительства. Но пока рыночная конъюнктура не внушает большого оптимизма. Мы видим спад ипотечного кредитования, новые нормы, эскроу-счета, создающие сложности для строительных компаний, которые являются непосредственными покупателями нашей продукции.

– Как вы пришли в эту отрасль? Это было стечением обстоятельств или долгосрочной целью, к которой вы шли?

– Возможно, приход в сферу производства силикатного кирпича – дело случая. Даже когда начинали входить в эту тему, были сомнения. В том же строительстве есть модные материалы, технологии, решения. Например, панорамное остекление. А кирпич – вещь очень традиционная. С другой стороны, использование силикатного кирпича — это традиция, это устоявшийся спрос и матрица восприятия. Именно поэтому в свое время мы и решили войти в этот бизнес.
Я по образованию строитель. У нас до создания кирпичного завода было несколько проектов, связанных со стройкой. Собственно, при их реализации мы и ощутили дефицит кирпича. Как раз в то время в очередной раз обанкротился стрижевский завод. Ниша оказалась пустой, а городу нужны готовые дома, хорошие и качественные.
Мы почему и начали этот проект, так как в начале текущего десятилетия на рынке отсутствовал качественный и доступный по цене силикатный кирпич — основной обьем завозился из соседней Нижегородской области. С одной стороны, мы все сейчас еще помним бум жилищного строительства 2013, 2014, 2015 годов, а стрижевский завод не мог обеспечить потребность строителей в качественном материале из-за устаревшей материально-технической базы. И все попытки восстановить там производство пока со стороны выглядят как не самый успешный пример реанимации очень больного пациента.

– В чем вы видите главные причины банк­ротства других производителей силикатного кирпича?

– Для того, чтобы получить результат, нужен целый комплекс мер по модернизации производства. А отдельные производители пытаются достичь какого-то результата косметическими, точечными вливаниями. Но их недостаточно для того, чтобы производство стало экономически эффективным. Поэтому другим производителям тяжело конкурировать с нами – у нас новое, современное производство, в котором сбалансированы производственные мощности, высокая степень автоматизации и грамотная команда.

– Насколько большое значение в производ­стве стройматериалов имеет маркетинг, различные действия по продвижению товара на рынок?

– Мы работаем с традиционным продуктом, покупатели в основной массе – строительные организации. Мы сотрудничаем с ними из года в год. В нашей сфере какие-то маркетинговые ноу-хау часто излишни. Основная проблема, с которой могут сталкиваются наши клиенты, – это расчеты за продукцию. Да, в последнее время благодаря бартерным видам расчетов мы освоили новый вид деятельности – продажа недвижимости. По объему это сопоставимо с агентством недвижимости. Такие взаимоотношения ценятся в настоящее время. Это позволяет сохранять продажи кирпича на местном рынке.

– Как транспортные расходы в сфере стройматериалов влияют на эффективность бизнеса?

– Что касается транспортировки сырья и привязанности к сырьевой базе, то в современных условиях это не такой принципиальный вопрос. Для нас конкурентным преимуществом является доставка готовой продукции до конечного потребителя. Наш продукт находится уже в городе, благодаря чему наши клиенты получают значительную экономию на доставке.

– Тем не менее, в свое время завод в Стрижах построили в непосредственной близости от карьеров.

– В советское время производство силикатного кирпича действительно привязывали к сырьевой базе: песок, известь. Но сейчас мы смотрим на это как на разные виды бизнеса.
Допустим, песчаный карьер, кроме песка, производит также разные виды гравия. Это отдельный рынок сбыта: производство плит, дорожное строительство и так далее. То же самое касается извести. Эффективные объемы ее производства куда больше, чем потребность даже самого крупного силикатного завода.
Совмещать это все в рамках одного предприятия сейчас, на мой взгляд, нецелесообразно.

– А если рассматривать вертикальную интеграцию? Допустим, когда девелопер или строительная компания приобретает кирпичный завод?

– Сейчас на нашей производственной линии занято 90 - 100 человек. Производственный потенциал – около 60 млн штук условного кирпича в год. Это очень много. Даже на пике, в 2014 году, строители в Кирове не использовали такой объем. Это 25 - 30 больших многоэтажных домов.
Строительный бизнес и производство кирпича – это тоже пример, когда совмещать в рамках одного предприятия разные отрасли может быть нецелесообразно.
Например, достаточно крупный кировский девелопер из регионального топа-5 застройщиков дает нам примерно 10% сбыта. Для строительной компании свой кирпичный завод, по сути, отдельный бизнес. Она так или иначе должна будет налаживать сбыт силикатного кирпича на сторону. Поэтому у собственников может возникнуть закономерный вопрос: «А мне нужно настолько сильно диверсифицировать бизнес и брать на себя дополнительные риски?».

– В чем вы видите свое главное преи­мущество?

– Наша главная ценность – это люди! Преимущество – это слаженная высокоэффективная команда, где каждый занят своим делом и работает для достижения общей цели. Мы создавали полностью новое производство с компактной производственной линией, импортным прессовым и упаковочным оборудованием. Мы можем конкурировать благодаря энергоэффективности и отсутствию потерь сырья ввиду его точной дозации. В результате на выходе мы получаем качественный кирпич, который соответствует всем требованиям ГОСТ, а главное, востребован как крупными компаниями-застройщиками, так и в частном домостроении.
Собственно, благодаря тому, что конкуренты постоянно дышат нам в спину, мы не стоим на месте и за 7 лет работы уже неоднократно модернизировали производство. Это позволило и увеличить производительность, и повысить качество продукции. Собственно, все это в комплексе позволяет нам сохранять производство.
На самом деле на нашем рынке достаточно высокая конкуренция. Не только между однотипными материалами, но и между разными их видами. Это снижает рентабельность. Сокращение спроса, с другой стороны, не дает зарабатывать на объемах производства. В результате мы видим, что многие предприятия в стране в целом уходят с рынка, попросту закрываются. Мы в силу технологических преимуществ продолжаем работать и видим перспективы для восстановления объемов производства.

– Расскажите, как устроена конкуренция на рынке кирпича.

– Мы работаем практически со всеми строительными компаниями. От лидеров отрасли до частных подрядчиков-прорабов, которых нанимают для строительства индивидуальных домов.
Пожалуй, в сфере строительства часто основная конкуренция приходится на стадии проектирования здания и выбора проектов со стороны застройщиков. Именно на этом этапе решается, что будет использовано при возведении стен: железобетонные панели, газосиликатные блоки, керамический или силикатный кирпич.

– Насколько я знаю, в Кировской области конечные покупатели квартир отдают предпочтение именно кирпичным домам при всех, возможно, недостатках этого материала.

– В нашем регионе это действительно так. Силикатный кирпич за долгое время зарекомендовал себя. Попытки в последние десятилетия экспериментировать с другими материалами и технологиями выявили их существенные и мелкие минусы. Собственно, мы в таком отношении не уникальны. По моим сведения, в центральной и северной Европе тоже предпочитают силикатные материалы. В Германии и Польше уже переходят на крупноформатные силикатные блоки, что позволяет ускорить строительство и снизить затраты на рабочую силу. Но для нашего рынка эти статьи издержек пока не критичны, поэтому этот процесс идет медленней.

Со времен сказки о трех поросятах принципиально мало что изменилось. Кстати, если рассматривать такую характеристику, как теплопроводность, то здесь сейчас у тех же газосиликатных блоков тоже нет преимущества. Поясню. Нужно рассматривать не изолированно тот или иной материал, а то, как он ведет себя в конструкции здания. Новые нормы так или иначе требуют строить стену из трех слоев с эффективным утеплителем, то есть с минеральной ватой. Это резко повышает конкурентоспособность силикатного кирпича. По прочности, долговечности, звукоизоляции, экологичности наш материал уж точно не хуже ближайших конкурентов.

– Знаю отрасли, где производители говорят о том, что ГОСТы и другие нормы снижают конкурентоспособность тех компаний, которые им следуют. Государство просто не в состоянии убрать с рынка продукцию, которая не соответствует этим правилам. Вам они мешают или помогают?

– Я никогда не задумывался о ГОСТах в таком ключе. Для общения с покупателями соответствие нашей продукции стандартам — это один из аргументов. Пожалуй, здесь важней другой фактор. Проектирование связано с жесткими регламентами. Поэтому, например, тот факт, что крупноформатные блоки включили в стандартизирующие документы, открывает для нас определенные перспективы. Специалисты уже начинают обращать на них внимание при проектировании зданий. Это создает перспективы для роста спроса.

– Вы сказали, что стандарты, где описаны качественные характеристики, являются для вас дополнительным аргументом. На что тогда в первую очередь обращает внимание покупатель кирпича?

– Первый и главный критерий, на который смотрит основная масса покупателей, — это цена за единицу продукции. Для них поговорка «Кирпич — он и в Африке кирпич» — как лозунг. Редко кто из них задумывается о стоимости конечного объекта и стоимости дополнительных работ. Разницу чувствует, пожалуй, каменщик на стройплощадке. Он видит, когда геометрия не скачет, когда кирпич на кладке не плывет, когда он легче по весу. Но не все люди, которые принимают решения о покупке материалов, смотрят настолько глубоко. Поэтому в нашей сфере основное — ценовая конкуренция.

– Есть ли в вашей сфере такое явление, как мода? Допустим, мода на кирпич того или иного цвета?

– В Кирове традиционно преобладают цветовые гаммы желтый и коричневый или желтый и серый. В других регионах ситуация иная. Например, в Казани пользуется спросом зеленый цвет и другие насыщенные тона. Хотя в последнее время строители и архитекторы достаточно часто стали использовать те или иные вариации мозаичной кладки, то есть существует запрос и на внешнее, визуальное восприятие. Пожалуй, говорить о моде в нашей сфере не совсем верно. Основной объем покупок кирпича ориентирован на очень утилитарный подход. Покупатель выбирает строительный материал, который должен быть надежным, экологичным, качественным и, как я уже сказал, доступным по цене. Мы можем предложить ему такой продукт.

Производство и отдел продаж
г. Киров, ул. Луганская, 59/4
8 (8332) 761-500 
kz43.ru
instagram.com/kkz_kirov

строительство строительный рынок стройматериалы Кировский кирпичный завод
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: