Перезагрузка: как Кирово-Чепецку удалось стать лучшим среди моногородов

Глава Кирово-Чепецка Елена Савина рассказала корреспонденту «Навигатора» о том, почему второму по величине городу области нужны преференции, и поделились опытом общения с топ-менеджерами глобальных компаний.

– В Кирово-Чепецке представлены предприятия самых разных отраслей. Насколько не с юридической, а с практической точки зрения ваш город является именно моногородом?

– Если посмотреть на количество предприятий, то можно посчитать, что Кирово-Чепецк действительно многопрофильный город. Но проблема в том, что к моногородам относятся города, которые зависят от одного «главного» предприятия. Исторически сложилось, что в Кирово-Чепецке это химический комбинат. Сейчас он разделился на два больших предприятия, входящих в крупные холдинги: «Галополимер» и «Уралхим». Объем выпускаемой продукции химической отраслью составляет 72% от общегородского.

– Смотрел старые документы, насколько я помню, там была цифра 75%. То есть идет движение в сторону диверсификации.

– Да, безусловно, есть небольшое движение. Как раз программа развития моногородов и направлена на уход от этой зависимости. Поэтому для нас важно, чтобы создавались новые и развивались действующие предприятия в других отраслях. Жители Кирово-Чепецка очень хорошо помнят ту ситуацию, когда завод минеральных удобрений в начале 2000-х несколько месяцев не работал. Это было тяжелое для города время.

Также для «Галополимера» конъюнктура рынка складывалась порой не очень удачно. И город это напрямую ощущал на своем бюджете. Сейчас у предприятия дела обстоят лучше. Они много внимания уделяют развитию технологий, модернизации производства. Готовятся к выпуску новых продуктов, которые ранее в силу обстоятельств было сложно реализовать. И сейчас поступления в наш бюджет растут. Конечно, основной фактор — рост заработной платы на «Галополимере». НДФЛ — это основной источник муниципальных доходов. И за последние годы поступления от предприятия выросли на 15%.

Кстати, из химкомбината выделилось в свое время еще несколько менее крупных предприятий. Так что, мы, безусловно, зависим от одной отрасли и это монозависимость.

– Дает ли что-то достаточно благополучному Кирово-Чепецку статус моногорода? На сколько я знаю, внимание обращают прежде всего на проблемные моногорода.

– Мы относимся к моногородам с устойчивой экономической ситуацией. Но положение действительно неоднозначное. Я об этом говорила и на слушаниях в Совете Федерации. Речь идет о том, что нельзя доводить город до кризиса, чтобы после этого начинать его спасать.

Почему? Как правило моногорода с устойчивой экономической ситуацией имеют население больше 50 тыс. человек. Если кризис в таком городе возникнет, то он сразу затронет большое количество людей. Во-вторых, такие моногорода — это потенциальные точки роста, которые могут вытянуть не только отдельно взятые муниципалитеты, но и регионы. Если создать налоговые преференции, открыть на территории инновационное производство, то рост мог бы состояться.

Тем не менее, то что есть сейчас уже содержит позитивные стимулы для нашего развития. Те же поездки в Сколково, в другие города. Даже если то, что мы там видим или слышим не устраивает или неприменимо к нашему городу — это определенный урок, основа для анализа. Это дает возможность изменить сформированные подходы к управлению, внедрить новое, избавиться от зашоренности.

Кроме того, статус моногорода дает возможность включаться в некоторые федеральные программы. Например, по программе создания комфортной городской среды мы получили в прошлом году 30 млн рублей. Не были бы моногородом, не смогли бы войти в этот проект в 2017 году. Так же точно федерация сейчас субсидирует финансовую поддержку малого и среднего бизнеса только в моногородах. Так муниципалитет за год привлекает извне более 50 млн. Для Кирово-Чепецка это немаленькие деньги.

– Еще слышал о финансировании проектов через Фонд развития моногородов. С нами работаете?

– В основном инвестиции из фонда выделяются на инфраструктуру для вновь создаваемых и реконструируемых предприятий. А у нас в промзоне она имеет запас. Это осложняет привлечение средств по этим программам. В промышленной зоне у нас одна инфраструктурная проблема — качество дорог. Сейчас мы готовим заявку на их реконструкцию. На перспективу мы видим строительство объездной дороги и моста через Чепцу.

– Сейчас на областном уровне много говорят о кооперации внутри города и региона. Насколько взаимосвязаны производственные цепочки чепецких предприятий?

– Там очень разные технологии. «Галополимер» занимается производством фторполимерной продукции, а филиал компании «Уралхим» использует совершенно другое сырье и другие технологии для производства минеральных удобрений. Исторически они были связаны через управление и инфраструктуру: энерго-, теплоснабжение и так далее.

Что касается менее крупных компаний, то на момент отделения они действительно часто работали на сырье, полученном от базовых предприятий. Но сейчас они переросли такую одностороннюю зависимость. Пожалуй здесь выделяются «МИТО» и «Первый фторопластовый завод», они действительно используют продукцию «Галополимера». Остальные уже во многом поменяли свои технологии. Наиболее яркий пример — «Специальное конструкторское бюро медицинской тематики», которое выделилось из структур химкомбината и производит современные импланты.

Кстати, не так давно французские инвесторы открыли у нас производство пластиковой тары. Они как раз ориентировались на спрос со стороны растущих относительно небольших химических производств.

– Признаться не ожидал от Вас такого глубокого знания производственной специфики...

– Когда я пришла к руководству муниципалитетом, одной из основных задач было объединение всех ресурсов для развития города. Для этого нужно было установить как можно больше хороших контактов с предприятиями. Поэтому я часто на них приезжаю. Например, на прошлой неделе была на пяти.

Я пришла в муниципалитет с должности директора школы. Современный директор — это не узкий профессионал, допустим, в педагогике, это руководитель в широком смысле. Если он хочет продвигать и развивать свою школу, он должен быть в первую очередь активным коммуникатором, владеть инструментами анализа и прогнозирования, даже быть маркетологом.

Многим я обязана своему базовому образованию, я закончила факультет автоматики и вычислительной техники Кировского политехнического института. Нас готовили не как простых инженеров, а как руководителей производств. Поэтому нацеливали на движение вперед и учили ориентироваться в окружающей обстановке. В свое время, я например, решила, что более эффективно будет не второе высшее образование, а кандидатская диссертация. И защитилась по педагогике.

Когда встал вопрос о дальнейшем продвижении, стала анализировать актуальные тренды. Так я занялась освоением проектного управления, о котором сейчас говорят все.

– Вы несколько раз произнесли слово продвижение. Продвижению города уделяете такое же внимание?

– Без продвижения города, без выполнения планов и обучения команды сложно что-то сделать. В новой стратегии Кирово-Чепецка мы, безусловно, выделяем цель повышения уровня жизни горожан. Но вторая важнейшая задача — это повышение привлекательности города. Привлекательности во всех отношениях. И с точки зрения условий жизни, и с точки зрения привлекательности для инвесторов.

Не секрет, что Кирово-Чепецк испытывает определенные трудности в сфере привлечения и сохранения высококвалифицированных человеческих ресурсов. Мы заинтересованы, чтобы молодые люди оставались в городе, приезжали к нам, создавали инновационные предприятия, которые обеспечивают в том числе и диверсификацию городской экономики.

Мы именно для этого создаем «Кванториум», где предпочтение в выборе преподавателей и наставников отдается именно молодым практикам. Нам важно создать для молодых людей веер возможностей: работа в компаниях, преподавание, собственный бизнес, хобби.

Еще одна цель общения с действующим бизнесом — создать банк инвестиционных площадок. У муниципалитета нет большого земельного фонда. Поэтому нам важно, чтобы предприниматели приходили к нам и предлагали объекты недвижимости для размещения нового бизнеса в промышленной зоне, которая у нас отдельно. И это работает. Буквально на днях о готовности предоставить площади нам заявил один предприниматель. Ему тоже выгодно, чтобы муниципалитет предлагал его объекты потенциальным инвесторам.

– То есть вы активно приглашаете в город новых резидентов.

– Знаете, есть такие ситуации, когда не ты выходишь с инициативой пригласить какой-то бизнес в Кирово-Чепецк, а потенциальные инвесторы сами обращаются с подачи наших предпринимателей. Почему? Большинство руководителей предприятий живут в городе. Им нравится жить и работать в Кирово-Чепецке и они рассказывают об этом своим партнерам.

Поэтому здесь даже заслуга не столько моя и администрации города, сколько руководства кирово-чепецких предприятий. Они продвигают город, предлагают наши площадки для реализации проектов. Пока я не буду озвучивать какие-то конкретные новые инициативы, но они есть.

– В Кирово-Чепецке присутствуют предприятия федерального и даже мирового уровня. Насколько получается общаться с глобальными игроками? Есть какие-то особенности?

– Да у нас в городе работает много предприятий, не побоюсь сказать, мирового уровня. Как показывает практика, не нужно настраиваться на то, что это люди из другой вселенной. Крупный бизнес в общении, которое касается его потенциального развития, готов делать шаги навстречу. В 99% случаев, если они входят в переговоры по этим вопросам, они идут на сотрудничество. Главное добиться, чтобы они тебя выслушали.

моногорода Кирово-Чепецк
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: