Ксения Ларина открыла в Кирове музей и фабрику шоколада

Первого сентября на улице Спасской свои двери откроет частный музей истории шоколада. Создатель этого проекта - Ксения Ларина, дочь известного в Кирове бизнесмена Валерия Крепостнова.

Экспонаты для своего музея она собирала по всему миру и всеми возможными способами: на аукционах, в Интернете, в магазинах. Но кроме витрин с эксклюзивными шоколадными фигурами, в этом отделанном со вкусом здании будет работать кофейня-бутик и шоколадная фабрика.


Ксения, как родилась идея создания такого музея в Кирове?

- Год назад в Москве на одной из выставок мы познакомились с частным коллекционером, который пригласил нас посетить его экспозицию, посвященную Станиславу Якубовскому.

Якубовский — это удивительный человек как для Вятки, так и для России. Меценат, который построил в нашем городе несколько зданий. И эти здания до сих пор украшают Киров: костел, здание железнодорожного музея, нынешнее здание кулинарии «Глобус» на улице Ленина. Этот удивительный человек, который попал в Вятку за финансирование польского восстания. Наша губерния в XIX веке считалась ссыльной, и оставаться здесь никто не хотел. Но тем не менее, даже после того, как закончился срок его ссылки, Якубовский остался и организовал на нашей земле первое кондитерское производство, которое потом прославилось на весь мир.

Нас эта история заинтересовала. Мы приехали в Киров, подняли архивы в библиотеке Герцена, музея в Слободском.

Сложность была в том, что потомков у Якубовского не было, соответственно, не было и продолжателей его истории, поэтому, о нем мало кто знает в регионе. Мы начали собирать экспонаты по первой на Вятке шоколадной фабрике и ее создателю, потом решили, что это слишком узкая тема, и начали расширять деятельность. И за год собрали столько, что их хватило на музей. Так, по крупицам идея собралась в тот проект, который сейчас существует. А для того, чтобы в нашем музее было все только самое лучшее, мы объехали полмира.


Музей шоколада — это все-таки бизнес или культурный проект?

- Мы больше позиционируем наш Музей истории шоколада «Криолло» как подарок Вятке. У нас есть экспонаты, посвященные народным промыслам. Есть шоколадные шкатулочки, на крышке которых копия фотографии знаменитого вятского фотографа Сергея Лобовикова. В нашем музее есть вятская комната — там стоят шоколадные фигуры дымковской игрушки. Мы считаем, что музей будет, прежде всего, радовать. Это, безусловно, и бизнес, который даст свои доходы лет через пять.


Кто стал инвестором в этом проекте?

- Музей и фабрика построены на средства частного спонсора, моего папы. Я все время говорю «мы», потому что такой проект не мог создаваться руками одного человека. Было вложено огромное количество сил и средств в создание этого музея. И работала целая команда строителей, дизайнеров, производственников. Это наш проект, наше детище. Хочется, чтобы в наш музей посетители пришли и ахнули. Когда мы проводили неделю закрытых экскурсий, всем говорили: то, что вы видите сейчас, это ничто по сравнению с тем, что еще будет. Мы идем по принципу нарастания — каждый последующий шаг должен поражать больше, чем предыдущий.


Создание этого музея — это часть профессии или хобби?

- Я закончила юридический факультет в столичном университете. Но в Москве не прижилась, вернулась, потому что люблю Вятку. Так сложилось, что мое увлечение стало для меня профессией. Я не могу сказать, что я в детстве мечтала о том, что свяжу свою жизнь с шоколадом. Но это действительно, интересно, потому что шоколад многогранен. Например, для того, кто захочет сделать предложение своей девушке, мы можем изготовим плитку черного шоколада, и он сам напишет на ней «выходи за меня». Или можно конфетами написать признание в любви. Мы можем изготовить и корпоративный подарок — набор конфет с логотипом предприятия, провести день рождения для ребенка, где гости будут отливать сами шоколадные фигуры и расписывать их. Поэтому в тему шоколада не влюбиться достаточно сложно.

Естественно, это тянет за собой большие финансовые вложения, но мне повезло, что моя семья профинансировала для меня этот бизнес.


Как вы подбирали здание?

- Выбирали помещение очень долго, было несколько вариантов. Но это здание было единственным, которое подошло нам по площадям, и оно очень удобно расположено — на улице Спасской. Например, приехала из района группа детей на экскурсию. Они сразу могут посетить Приказную избу, театр на Спасской, Краеведческий музей, и наш, соответственно. И, если вы обратили внимание, то само здание шоколадного цвета. Причем, мы его не переделывали. Так что получается, что мы с этим зданием друг друга просто нашли.


Фасад, холл и залы музея выполнены в едином стиле. Даже кондиционер у вас в виде плитки шоколада. Расскажите о дизайне вашего проекта.

- Мы приглашали на работу специалиста, который делал в Кирове дизайн нескольких известных заведений. Все идеи черпали вместе — ездили по музеям разных стран, принимали решение, что нравится, а можно сделать лучше. Так как шоколад при его правильном приготовлении — продукт экологически чистый, то и при отделке помещения использовали только экологичные материалы. Даже кондитерские пакеты используем не полиэтиленовые, а бумажные, которые легко перерабатываются. Так что все у нас выдержано в экологическом «стиле».


Где брали специалистов для работы на фабрике?

- Одну семейную династию (маму и дочь) пригласили из Москвы. Они занимаются производством шоколада очень давно. Главный технолог приехал к нам из Челябинской области, но обучение проходил в Москве. Есть еще несколько человек из Кирова, пока они  занимаются какими-то вещами попроще, но в перспективе тоже будут обучаться. Вообще, производство шоколада — это очень увлекательное занятие, но ничего сложного в этом нет, надо просто его любить, иметь хорошее профессиональное оборудование. Тогда и работать не так сложно. И мы подобрали именно такую команду, которая работает с любовью.


Шоколад — продукт скоропортящийся. Какие спецусловия пришлось создать в музее?

- Если вы обратили внимание, у нас прохладно на входе. Это потому, что на стене висит стенд из шоколада, и на него не должны попадать солнечные лучи, иначе эта огромная плитка растает. А если не растает, то «поседеет»: из нее выделится один из главных компонентов —  масло какао, и шоколад станет белым. Во всем здании мы поддерживаем оптимальную для хранения температуру: 18 градусов. Получается, что создавали температурный режим и затемненность.


У вас уже есть несколько шоколадных экспонатов дымковской игрушки. Не собираетесь в будущем добавить и другие бренды Вятки, вроде котельничских парейазавров, истобенского огурца, кильмезского лаптя?

- Думаю, что в шоколаде это все возможно сделать, но пока будем воплощать те идеи, которые у нас есть. Основная задача перед открытием: наработать полный ассортимент продукции, чтобы полки нашего кафе-бутика были изобильными. Но в будущем, все возможно.


Как предполагаете, кто будет основным посетителем музея «Криолло»?

Мы, конечно, больше ориентированы на детей. Но на основании проведенных закрытых экскурсий, можно сделать вывод, что взрослых, желающих самостоятельно сделать шоколадную фигурку и забрать ее с собой, было больше, чем детей. Есть такие вещи, которые проверяются на практике. У нас есть мастер-класс, на котором дается возможность сделать утку, динозавра или череп. Я всегда считала, что череп — это такой  атрибут тинейджера. И с удивлением заметила, что его просят сделать как маленькие дети, так и совсем взрослые. Так что этот стереотип  отпал. Получается, что ждем всех — как детей, так и их родителей.


Что ждать от посещения?

- В экскурсию будет входить мастер-класс по изготовлению фигурки из шоколада, которую потом можно будет забрать с собой, четыре дегустации. Музей будет интерактивным: в перспективе собираемся показывать тематические фильмы. В день будет проходить по четыре экскурсии, с максимальной численностью группы в 20-25 человек. Можем принимать две группы параллельно, так что, если выполнять программу максимум — то восемь групп за день.


Есть ли в вашем музее уникальные экспонаты?

- Дымковские фигуры из шоколада в нашем музее абсолютно уникальны, их никто не имеет права копировать, это все прописано в договорах. Что касается музейных экспонатов, касающихся шоколадного дела, то они более ста лет назад ими пользовались люди — они собирали коробки, фантики, вырезали рекламки и т. д. Это вещи редкие, какие-то из них редчайшие, но не могу сказать, что они эксклюзивные.


Какой экспонат для вас самый дорогой?

У фабрики Жоржа Бормана была серия печенья для домохозяек, которое продавали в жестяных баночках. Суть в том, что домохозяйки покупали эти баночки, на них было написано «сахар», «крупы». То есть в них потом можно было хранить сыпучие продукты. Считалось, что для каждой хозяйки очень здорово, если собиралась вся серия. Всего нужно было собрать пять жестяных баночек. У меня же их всего две. Оставшиеся три я пока найти нигде не могу. Хочется собрать все, как домохозяйки сто лет назад.


Сколько инвестиций вложено в создание музея?

- Даже не считали, так как это практически невозможно — при поездках заграницу, покупках экспонатов, посещении музеев шоколада, учет никто не вел. Стоимость одного экспоната в «Криолло» — от 10 до 300 долларов. Но ведь этот экспонат вкупе со всеми остальными  приобретает такую ценность, что деньгами практически выразить невозможно, с историей он бесценен.

ФОТОРЕПОРТАЖ

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: