Книжный эксклюзив: как любовь к истории определила работу целого издательства

В последние годы в России, да и во всем мире наблюдается спад в сфере книгоиздания. Сокращаются и общие тиражи книг, и количество выпускаемых наименований. Причем эта тенденция началась задолго до кризиса 2015 года. Эксперты объясняют ее снижением интереса к чтению и вытеснением бумажной книги электронной.  

Вопреки общей тенденции в 2011 году в Кирове открылся «Издательский дом «Крепостновъ», который избрал для себя весьма необычное направление работы. Он специализируется на выпуске иллюстрированных каталогов по филокартии и книг по истории Вятки. Причем выпускаются они, как правило, на дорогой глянцевой или матовой мелованной бумаге. 

Григорий Корякин, генеральный директор издательства, рассказал «Навигатору», как искренняя любовь к Вятке и увлечение филокартией определили направление работы молодой компании.  

«Издательский дом «Крепостоновъ» возникл несколько лет назад, как раз в разгар спада на рынке книгоиздания. Получается, вы идете против общего тренда?

- Издательский дом Крепостновъ» был основан в 2011 году. Учредитель издательства - Валерий Крепостнов. Он же и идейный вдохновитель. Валерий Васильевич - коллекционер, издатель, человек любящий Вяткскую землю. Именно это и определило три основных направления деятельности издательства: книги по истории Вятки, России и издания по филокартии, то есть коллекционированию открыток. 
Ежегодно мы ездим на фестивали, общаемся с представители крупных и маленьких издательств. Да, рынок сокращается, покупателей не так много. Но с другой стороны у любой книги всегда есть свой читатель. Расходятся и книги за 50 тысяч рублей, и недорогая литература. Несмотря на кризис, мы смогли реализовать задуманные идеи.

Вы издаете иллюстрированные каталоги предметов старины для российских и зарубежных коллекционеров и антикваров. Через какие каналы распространяются такие издания? Ведь их аудитория весьма специфичная.

- Наши каталоги — это путеводители в мире антиквариата. Например, каталоги по филокартии. До революции открытка была своеобразным смс-сообщением, одним из самых популярных способов общения. Поэтому петербургские открытки художницы Елизаветы Бем можно найти где-нибудь в Австралии. Точно также австралийские открытки с кенгуру могут быть в Кирове.
Наши книги — это не каталоги одежды с артикулами. Мы не даем под каждой вещью адреса и цены, не говорим, где можно купить предмет старины. Мы лишь показываем, что есть. А искать придется самим. По разным лавкам и частным коллекциям. Поэтому книги и выпускаются на двух языках — русском и английском.
Первый каталог мы выпустили в 2012 году: «Елизавета Бём*: иллюстрированный каталог почтовых открыток». Там собраны не только все ее открытки, но и интересные истории из жизни.
Например, по одной из легенд, первое время художница подписывала свои работы как Е. Бёмъ. Изменила подпись она лишь после замечания императора. Поэтому каталог будет интересен не только коллекционерам, но и людям, которые изучают историю России. 
После Бём мы выпустили еще несколько иллюстрированных каталогов - Венские мастерские, С. Соломко, издательство И. Лапина в Париже, Издательство Ришар, А. Лавров и другие. Особое место среди них занимает четырех-томное издание «Первая мировая война на почтовых открытках».
Несмотря на специфичность темы, каналов распространения много. Так, мы постоянно участвуем в разных выставках коллекционеров. Такие мероприятия собирают ценителей антиквариата со всего мира.
Кроме того мы, конечно, используем интернет. Есть множество тематических форумов, где общаются коллекционеры.
Не так давно в стране восстановили Союз филокартистов России. Через каналы президента организации мы также распространяем книги.



Еще одно направление вашей деятельности — выпуск книг по истории Вятки. Насколько велика доля таких изданий в общем тираже книг, которые вы выпускаете?

- Примерно до 2015 года мы выпускали одинаковое количество книг по истории и каталогов. Даже первая книга издательства посвящена истории - «Великорецкий крестный ход. Россия – Вятка. XIV–XXI века». В издании не так много текста, лишь краткая история крестного хода, больше иллюстраций.
Сейчас также стараемся работать равномерно. Ежегодно  выпускаем книги и по истории, и по филокартии. Чередуем выпуск книг с каталогами.

Насколько вообще востребована краеведческая литература? Она интересна только кировскому читателю или более широкой аудитории?

- Скорее это можно назвать книгами по истории Вятки, регионоведению. Мы пытаемся обрабатывать историю Вятки и представлять ее читателям в удобной форме.
А книги очень востребованы. Часто крупные организации закупают наши издания в качестве подарков для партнеров. Много людей, которые интересуются историей родного края. Краеведение сейчас на подъеме, можно сказать, что мы изначально, с открытия издательского дома, уловили эту тенденцию.
В данный момент, например, мы готовим серию книг к предстоящему 650-летию города. Это важное событие в жизни Кирова.

Недавно в Герценке были представлены ваши новые краеведческие издания. Расскажите о них подробнее.

-  Новые книги — это продолжение серии к 650-летию города. Идея их создания пришла после выпуска книги «Сергей Лобовиков. Мастер русской светописи".
В процессе работы над изданием мы узнали об учителе Лобовикова — Петре Тихонове. Он занимался фотографией в Вятке, очень интересный человек, но малоизвестный. А его ученик Лобовиков стал популярным во всем мире. Грех не издать книгу об учителе мастера.
Вообще фотография в нашей губернии была очень популярна. Фото-ателье были не только в Вятке, но и в Слободском, Котельниче. Поэтому мы решили собрать материал о вятских фотографах.
Еще одно издание посвящено купечеству. Да, книг на эту тему много. Но если говорить о нашем издании — это авторская работа историка Ощепкова. Он долгое время специализировался на теме купечества, писал много статей еще в 1990-е годы. Мы собрали все воедино. Автора уже нет в живых, а книга его живет.
Эти книги выпущены благодаря совместной работе нашего издательского дома и Вятского книжного издательства. Над ними работал большой коллектив единомышленников. Одному не сделать хорошую книгу.



Насколько я знаю, новые книги пока вышли в единственном экземпляре. От чего зависит их будущий тираж?

- Есть рынок много и малотиражных книг. Причем малотиражная книга очень дорогая. Презентация новых книг была неким сигналом: мы хотим показать их и понять, интересны ли они людям. Именно от заинтересованности читателей и зависит будущий тираж. Мы можем выпустить 1000 книг, а можем и несколько экземпляров.
Но надо помнить, что чем больше тираж, тем ниже стоимость книги.

Книги, которые вы издаете, это, как правило, подарочная продукция, для которой используется дорогая глянцевая или мелованная  бумага. В связи в ростом курсов валют она сильно подорожала. Как это сказалось на вашем издательстве?

- Действительно, самое дорогое в издании — это бумага. Даже деньги делают из бумаги. И она всегда дорожает, никогда не становится дешевле. Кризис в бумажной индустрии ударил по всем российским издательствам.
К счастью, сейчас в России есть аналоги импортной бумаги, она немного дешевле. Правда, не все издания можно выпустить на отечественной бумаге.
Впрочем, нужно помнить, что в цене книги заложены не только полиграфические услуги. Это и труд людей: авторов, верстальщиков. Это и затраты на содержание издательства: электричество, телефоны, командировки.

Как вы вообще ощущаете кризис? Он все еще продолжается или есть положительные изменения?

- Если книги не продаются, значит кризис есть. А книги продаются не так, как мы хотели бы. Поэтому мы и сделали небольшие тиражи, поскольку нет уверенности в том, что большой тираж разойдется.
Сейчас мы плотно работаем с аудиторией. Узнаем, что ее интересует, чтобы удовлетворить запросы. Долгое время мы работали над книгами по истории, возможно, наши читатели хотят что-то новое. Будем прислушиваться к их мнению.

Многие эксперты утверждают, что бумажная книга обречена на вымирание, что ее заменит интернет. А какие у вас прогнозы?

Главное, что читать люди будут всегда, а значит и книги будут жить всегда.
Возможно, книга будет не для всех. Со временем она может стать очень дорогим продуктом, эксклюзивным. Но она все равно будет жить даже в таком формате.
Например, в интернете можно менять тексты, удалять их. В отпечатанном же тираже невозможно изменить ни одной буквы. Конечно, книгу можно сжечь, такие примеры есть в истории, но что-то все равно останется. Книга вечна. 

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: