Сумма неприятностей, или оно нам надо?

Игорь Маркичев, эксперт в области финансового консультирования и управления финансами, бизнес-технолог, г. Москва

Кому в компании нужен управленческий учет и бюджетирование и как его внедрять.

Вопрос в том, что просто данные управленческого учета и отчетности – мертвы до тех пор, пока не появляется человек, который в состоянии принять решение на основании этих данных, и ответить за принятое решение. Поэтому сам по себе учет и бюджет в большом «хозяйстве» столь же полезны, как вертолет или яхта... без экипажа.

Проблемы и парадоксы современного управленческого учета и бюджетирования (УУБ):
Чем лучше в компании идут дела, тем легче внедрить там УУБ (есть и деньги, и кадры), но... Тем меньше он нужен объективно (когда у вас рентабельность 100% годовых, то сколько бы ни воровали, сколько бы не пропадало – владельцу объективно наплевать – его доходность существенно превосходит среднерыночную) и тем меньший эффект даст компании внедрение УУБ (скорее всего бизнес и так выстроен неплохо, и мы за большие деньги в этом лишний раз убедимся).

Чем хуже в компании идут дела, тем нужнее ей управленческий учет и бюджетирование – но тем меньше у нее денег на это. Компания, попавшая в застой или кризис, зачастую не может даже понять – что является его причиной (причинами). Для того чтобы в этом разобраться – нужен полноценный управленческий учет, в т.ч. не только на уровне себестоимости. Но постановка управленческого учета – дело достаточно дорогое. И компании, попавшей в кризис, «не до жиру», как она считает – а зря. Диагностика (управленческий учет) и лечение (бюджетирование) в первую очередь нужны больным – здоровым достаточно профилактики.

Современным УУБ нужно пользоваться каждый день на соответствующем уровне. Если мы построим трехуровневую систему УУБ (уровень владельцев и генерального директора, уровень высшего менеджмента, уровень среднего менеджмента), но не будем иметь полноценных менеджеров на соответствующих уровнях, то вышестоящие руководители будут вынуждены, зная и понимая, как обстоят дела на нижних уровнях, заниматься оперативным управлением на этих уровнях вместо своих подчиненных.

Нам итак неплохо...

Ситуация, с которой мы встречаемся в практике, выглядит достаточно типично и сильно напоминает о законе Мерфи. Когда выстроена система УУБ, которая позволяет управлять на уровне цеха или подразделения (например, бухгалтерии, IT или отдела продаж), Заказчик в лице Генерального или Финансового директора с удивлением обнаруживает, что он-то сам все понимает, как понимал и раньше, но только с массой нюансов, позволяющих работать существенно эффективнее – а вот средние менеджеры (начальники цехов и отделов) – пожимают плечами и заявляют: а зачем все это? Нам и так неплохо... Зачем этим заниматься? И на реплику консультанта и даже генерального директора что, мол, себестоимость надо снижать, эффективность работы повышать, искренне вопрошают – а зачем? Мы же укладываемся в нормативы (сметы)?

Вообще управленческий учет аналогичен системе освещения на большом складе с массой различных товаров. Есть в каком-то углу свет – и крысы туда реже заходят, и воры, и тараканы, и протекающую с крыши на мешки с сахаром капель сразу заметно, и ржавчину на боевых доспехах... А нет света – и в один не прекрасный момент мы замечаем отсутствие присутствия того, что должно было бы быть в полном наличии существования. Кстати, опять при свете.
Большой проблемой технологий УУБ является то, что очень немногие сотрудники компании заинтересованы в их внедрении и использовании. Как правило, УУБ нужны собственнику и, в лучшем случае – генеральному директору, как представителю собственника. Для всех остальных технологии УУБ объективно вредны – поскольку приводят к усилению нагрузки и увеличению работы взамен интересному времяпрепровождению за счет собственника (чай, курилки, умные разговоры, прожекты, хобби и т.п.).

Наконец, еще сам процесс постановки управленческого учета (УУ), и тем более ведения УУ, выявляет массу «жутиков» на всех уровнях управления. Сотрудникам, начиная от генерального директора и заканчивая последним чернорабочим, становится просто страшно смотреть на то, насколько неэффективно, оказывается, используются ресурсы компании. А руководителям – чем выше они расположены, тем сильнее - колет глаза страшная неэффективность вверенных им подразделений и бизнесов.

Резюме

Тем, кто задумывается о внедрении управленческого учета и бюджетирования, стоит прежде всего ответить честно себе на два простых вопроса:

- сколько моих сотрудников сейчас готовы использовать данные управленческого учета для повышения эффективности в своей области ответственности, и
- скольких моих сотрудников мне удастся подвигнуть на это теми мерами, которые я могу/готов провести?

После ответа на этот вопрос остается только начать действия.
Успехов!

Источник фото: razvitie.su

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: