Антон Ситников: машиностроение сейчас высокорисковое и низкодоходное производство

Почему «машиностроение сейчас высокорисковое и низкодоходное производство», о том с какими проблемами сталкиваются производители и что предлагают — Антон Ситников, акционер АО «Елецгидроагрегат» и руководитель Группы компаний «Строймашсервис»

— Антон Викторович, как повышаете производительность труда на заводе? Какие видите перспективы развития?

— Мы продолжаем внедрять цифровые технологии и автоматизировать производственные процессы. После установки станков с числовым программным управлением переходим к реализации этапа 2.0, в который входит подключение оборудования к единой информационной сети. Сбор и последующий анализ данных позволит сэкономить средства на ремонте, сократить время простоя дорогостоящего оборудования за счёт технической профилактики, перераспределить трудовые ресурсы и производственные мощности. Мы получим интегрированную систему планирования для максимальной загрузки завода, оптимизации затрат и обучения сотрудников.

Планируем повысить защиту гидравлических компонентов от ржавчины и улучшить их внешний вид. Намерены применять специальные материалы и процессы, в том числе хромирование. Инвестируем в новый комплекс подготовки деталей и окраски. Перемещение деталей и загрузка станков можно доверить роботизированным комплексам. Высвободившийся персонал вовлечём в более трудоёмкие процессы. 

— Трудно ли привлечь молодёжь для работы на завод? Что делать, чтобы выпускники вузов шли на производство в российских регионах?

— В решении этой задачи нужен совместный подход государства и бизнеса. Так завод АО «Елецгидроагрегат» территориально расположен в городе Елец Липецкой области. В нём проживает 107 тыс. человек, из которых около 40 тыс. экономически активных людей. Городу нужна развитая и доступная инфраструктура, места досуга, питания, культуры и спорта. В это же время обязанность бизнеса - предложить гражданину справедливую оплату и нормальные условия труда. Иными словами, и от работы, и от свободного времени человек должен получать удовольствие и пользу.

Около 40% штата наших сотрудников – это работники до 35 лет. Чтобы привлечь молодёжь, мы регулярно проводим профориентационные мероприятия, экскурсии, участвуем в «Дне карьеры», взаимодействуем с учебными заведениями, уделяем внимание адаптации новичков. 

Обучение сотрудников — наш приоритет, инвестиция в будущее. Ученикам выплачивается стипендия. Их учат непосредственные коллеги или руководители. Они сдают экзамены, а мы смотрим, какие теоретические знания и практические навыки надо улучшить.

В то же время молодёжи нужны гарантии карьерного роста, который не всегда предсказуем. Мы только начинаем разрабатывать понятия кадрового резерва, преемственности, карьерные сценарии. Машиностроение требует узкоспециализированных знаний, больших вложений времени, умственного и физического напряжения.  Наша цель заключается в том, чтобы помочь человеку реализоваться и дать ему больше, чем он отдает работе. 

На кадровую политику влияют и внешние факторы. Не так давно региональный рынок труда пережил шок. Открытие особой экономической зоны привело к оттоку кадров с предприятий, не входящих в неё. Новые промышленно-производственные площадки предложили работникам зарплату выше рыночной. Впоследствии разрыв сократился, но возник вопрос, почему в ОЭЗ не включают уже действующие заводы, чтобы их руководство предложило конкурентную оплату труда своим работникам?

— Как санкции повлияли на производство?

— Изменения мировой геополитической ситуации не коснулись ни сбыта продукции завода, ни закупки комплектующих и сырья. Отдел снабжения оперативно перестроил цепочки поставок. Мы продолжаем сотрудничество с нашими основными поставщиками и усиливаем деловые контакты с восточными компаниями.

— Ещё 70 лет назад Китай ассоциировался с технологической отсталостью и низким качеством, сейчас всё иначе. Что вы думаете об опыте наших восточных соседей? Применим ли он в России?

— Лишь частично. Китай провёл приватизацию обдуманно и постепенно, почти за 30 лет. Также он сумел наладить не только сборку зарубежной техники, но и её компонентов. Россия этого не сделала по непонятным причинам. 

По опыту Китая в нашей стране можно расширить полномочия региональных образований, перенаправить финансовые потоки на развитие экономики по приоритетным направлениям, увеличить долю налогов, поступающих в региональные и местные бюджеты, тем самым замотивировать власть улучшать предприятия. Также разрешить руководителям государственных заводов самостоятельно принимать решения по развитию в рамках глобальной стратегии, как только она появится.

— Какие конкретные меры могут стимулировать производство компонентов в машиностроении? 

— Нам важно знать, что именно нужно изготовителям техники: какие выпускать гидроцилиндры, гидравлические фильтры, клапанную аппаратуру. Отсюда возникает потребность в планировании закупок от крупных компаний с точностью до 50%. Прогноз даёт понимание, куда направить инвестиционные средства, какой открыть цех и запускать ли новую продукцию. Поэтому господдержка в виде субсидий не первостепенна. Сначала необходимо общее планирование при участии государственного сектора и бизнеса, покупающего нашу продукцию. Государство может выступить регулятором, дающим гарантию стабильности закупки продукции крупных компаний. Российских изготовителей готовой техники не много – и это наш риск. 

Производители столкнулись с растущей конкуренцией за счет перехода на восточный импорт, который опаснее западного и японского, а также государственным давлением по срочному импортозамещению. Как результат, появились мелкосерийные модели, которые требуют производства новых компонентов, снижают эффективность работы компаний и отвлекают от основного производства. Мы разрабатываем и выпускаем требуемую продукцию, но не знаем, будет ли спрос на неё в будущем. Так завод «Елецгидроагрегат» ежемесячно создаёт около 300 видов изделий на сумму 200 млн. рублей. Для этого мы делаем дополнительные партии заготовок и закупаем сырьё сверх нормы при том, что платёжеспособность крупных заказчиков снижается, а круглая труба и пруток для гидроцилиндров приобретается только за рубежом. Чтобы добиться оптимального уровня загрузки мощностей, нужно сократить номенклатуру выпускаемой продукции. Но пока рынок не позволяет этого сделать.

Машиностроение сейчас высокорисковое и низкодоходное производство из-за отсутствия государственной стратегии развития отрасли и экспансии китайских компаний. В стратегии необходимо указать виды и количество техники, планируемые к выпуску в ближайшие 5-10 лет, перечислить необходимые компоненты, специалистов и мощности для выполнения поставленных задач. Важно определить машиностроение как приоритетное направление развития экономики и создать профильное ведомство, в котором директора предприятий выступят советниками для чиновников. 
 

Материал и фото пресс-службы Совета ТПП по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: