Сервис: работа над ошибками
Вера Лихачева, бизнес-тренер по продажам и сервису
Главным показателем хорошего уровня сервиса в бизнесе является прибыль.
Прибыль, которую приносят довольные клиенты. Прибыль, которую сотрудники зарабатывают для компании.
Каждый руководитель думает о том, как увеличить прибыль, повысить лояльность клиентов и сотрудников.При этом сервис в целом остаётся на низком уровне.
Почему так происходит?
В чем парадокс и что нужно сделать, чтобы повысить уровень сервиса?
Первая причина низкого уровня сервиса, на которую указывают клиенты и руководители - это персонал.
Сотрудники, отвечающие за сервис - это корпоративные бойцы, находящиеся на передовой. Те, кто каждый день общаются с клиентами и либо повышают продажи, либо понижают их.
Получается, виноват персонал. Удобная позиция, согласны?
А кто же подносит патроны своим бойцам? Да, это задача руководителей.
Тогда может дело в «патронах»: в системе мотивации, отношении в коллективе, корпоративной культуре, службе персонала?
Давайте честно признаемся, что именно руководители несут ответственность за свой персонал, а значит, и за уровень сервиса.
Итак, первая и главная причина низкого уровня сервиса - это руководители, закрывающие глаза на этот сервис.
Открываем один глаз и внимательно смотрим на то, какой персонал мы принимаем на работу, как адаптируем, как ставим задачи, контролируем, т.е. руководим.
Открываем второй глаз и изучаем матчасть, которой снабжаем свой персонал: должностные инструкции, систему адаптации новичков, систему передачи ценностей и смыслов компании, полномочия, которыми наделяем персонал, прописанные правила и логичные бизнес-процессы.
И это не бюрократия, а рабочие инструменты, повышающие сервис и дающие персоналу понимание задач.
Рекомендация по персоналу: пропишите портрет идеального сотрудника на сервисные позиции. Тщательно отбирайте на входе, обращая внимание на совпадение ценностей компании и новичков. Вводите в должность системно под руководством наставника.
Вторая причина - отношения в коллективе.
Есть такое мнение, что персонал относится к клиентам так же, как руководство относится к своим сотрудникам.
Что поощряется в вашем коллективе: жалобы на сотрудников или сотрудники сообщают руководителю о примерах выдающегося сервиса своих коллег?
Если сотрудник жалуется на другого сотрудника, что вы делаете как руководитель? Наказываете провинившегося или интересуетесь у «гонца с плохими новостями», как и чем он помог своему коллеге?
Какую корпоративную культуру вы создаёте в своём коллективе?
Рекомендация: создавайте культуру, ориентированную на достижения и поощряйте за выдающийся сервис. Как вы поощряете персонал за благодарности клиентов?
Есть ли у вас такой пункт в программе мотивации?
Третья причина низкого уровня сервиса - это наши клиенты.
Клиенты, которые позволяют быть посредственному сервису и отдают деньги таким компаниям.
Клиенты, которые молчат, принимают, прощают, а значит, поощряют такое отношение к себе.
Рекомендация: спросите лояльных клиентов, что они могут порекомендовать, чтобы улучшить сервис в вашей компании? Поинтересуйтесь и у тех клиентов, которые ушли от вас: в чем истинная причина ухода и что нужно сделать, чтобы вернуть их.
Кстати, а как вы поощряете клиентов, которые дают письменную обратную связь?
Четвёртая причина низкого уровня сервиса - конкуренты.
Как часто вы мониторите работу конкурентов?
Замечаете их сильные стороны? Внедряете их?
Или вам достаточно быть на одной волне и успокаивать себя мыслью, что у других не лучше.
А с таким настроением «слона не продать»!
Важно видеть, как работают лидеры вашего сегмента.
Рассматривать под микроскопом и внедрять лучшие идеи.При этом смотреть на конкурентов следует не только в своём городе, но и в других городах и странах.
Рекомендация: изучать мировых коллег по отрасли с помощью соц сетей, через фильмы и книги, а так же через личные посещения тех, к кому можно прийти или хотя бы позвонить.
Как часто проводить такой мониторинг решает сам руководитель. Главное, регулярно замечать интересные идеи и внедрять их.
А как внедрять сервисную стратегию в компании обсудим в следующем номере.
Комментарии:
Добавить комментарий