Признаки старения организации. Часть 2

Алексей Макаров, заместитель декана «Бизнес-школы» ВШЭ

Мы выделили четыре ключевых признака старения организации. Первые два связаны с человеческим фактором. А вторые – с организацией, структурой и системой организации. Рассмотрим последние два.

Алексей Макаров, заместитель декана бизнес-школы Высшей школы экономики, сертифицированный партнер института менеджмента Адизеса.

Воспринимаемая доля рынка

Этот признак очень часто проявляется в компаниях, которые уже начинают стареть, но дела пока идут хорошо, и чувствуют они себя на рынке уверенно. Когда спрашиваешь их владельцев или топ-менеджеров о положении на рынке, как они его ощущают, всегда слышишь один и тот же ответ: «Мы самые крутые. Мы лидеры рынка». Спросишь: «Кто ваши конкуренты?» - «Да какие конкуренты, у нас нет конкурентов». И тому подобные ответы. Однако на самом деле их доля рынка - 10%, а у ближайшего «неконкурента» – 20%. Причем еще в прошлом году доля рынка у «самопровозглашенных» лидеров была 15%, т.е. она уже серьезно сократилась. Реальная оценка рыночной ситуации и адекватное восприятие доли рынка позволили бы сделать правильные выводы и исправить ситуацию.

К примеру, у одного из моих первых клиентов был бизнес по продаже отделочной плитки. Он привозил ее из Испании, и так как начал это делать одним из первых, то сразу занял достаточно большую долю рынка. Но через какой-то промежуток времени другие тоже начали торговать плиткой -  итальянской, польской - которая была ничем не хуже испанской. И, конечно же, доля рынка  моего клиента  стала уменьшаться. Но он не впал в панику, а задался вопросом: «Кто я не на рынке плитки, а на рынке отделочных материалов в целом?». И выяснилось, что на рынке отделочных материалов, его даже и не видно. Если на рынке плитки он занимал порядка 30% и был одним из лидеров, то доля в отделочных материалах  не превышала 1%. Как только он посмотрел на ситуацию под другим углом, у него сразу же появилась новая цель: «Я хочу иметь больше». Значит, нужно привозить не только плитку, но еще и обои, ламинат, плинтусы и т.д. Таким образом, он превратился в крупного импортера из Испании различных отделочных материалов и начал заново завоевывать рынок.

Когда руководитель и компания реально воспринимают свою долю рынка, все время переосмысливают восприятие этой доли рынка - тогда компания действительно молода, и ей не грозит падение продаж и старение.

Организационная структура

Многие руководители сами копают себе яму, подталкивая компанию к старению, когда начинают формировать оргструктуру некорректным способом.

Как это происходит? В типичной компании есть отдел производства, отдел разработок новых продуктов, отдел продаж, отдел маркетинга (в полном смысле этого слова - исследующий  рынки, анализирующий потребительские предпочтения), бухгалтерия и финансовый отдел, кадровый отдел и т.д. Обычно отделы производства и продаж нацелены на краткосрочные задачи, а отделы разработок новых продуктов и маркетинга - на долгосрочные. Финансовый отдел вообще не нацелен ни на те, ни на другие, его задача - поддержание баланса, отдел кадров так же, как  и бухгалтерия, выполняет административные функции.

Таким образом, в организации отделы нацелены на разные задачи и каждый из них одеяло тащит на свою сторону. Нужно соблюсти баланс интересов и найти верное решение для работы с ними.

И здесь многие руководители совершают типичную ошибку – они объединяют отделы. Отдел производства и разработки новых продуктов, отдел продаж и маркетинга, кадровый и HR, бухгалтерию и финансы. Таким образом, у него получается не десять подчиненных, а пять. Вроде бы это должно облегчить работу. Но после объединения отделов, как вы думаете, какие они будут реализовывать задачи -  краткосрочные или долгосрочные? В любой организации краткосрочные цели вытесняют долгосрочные – это аксиома. Результат закономерен: стагнация и преждевременная старость. Руководитель собственноручно уничтожил все пути развития своей организации. И при этом еще удивлялся: «Почему в моей компании никто никаких идей не выдвигает, никакого стратегического движения нет?»  Смешение функций - это четвертый признак старения компании.

Важно

Спасти компанию от старения может:
- Четко и грамотно сформированная организационная структура
- Реальное восприятие своей доли рынка и способность руководства переосмысливать это восприятие.
- Готовность руководителя менять свой стиль управления в соответствии с задачами, которые стоят перед его компанией

Старение компании ведет только к одному — к смерти. Этот процесс обратим, но существует точка невозврата, после которой оздоровить компанию будет практически невозможно.

Это точно так же, как с машиной: если что-то застучало в двигателе и вы поначалу махнули рукой - какое-то время вы будете ехать, но потом сломается не только эта деталь, но еще и соседняя. И возможно, это будет фатальная для машины поломка, когда двигатель встал, а ремонт настолько дорогостоящий, что лучше уж выбросить эту машину и купить новую.

В принципе, ничего страшного в том, что компания стала стареть, нет. Не надо сразу кричать: «Все пропало». Смерть наступит не через день. Есть определенные шаги, которые позволяют выйти из этой ситуации. Главное – не запустить процесс и вовремя приступить к реанимации.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: