Почему цели ведут в никуда

Алексей Моров, исполнительный директор Ижевской Школы Бизнеса, основатель Школы интегрального лидерства CoBrain

Целеполагание стало модным. «У вас должна быть цель!» - твердят и психологи, и тренеры, и коучи. Методики постановки и SMART-обработки целей — обыденный элемент любого бизнес-обучения. Да вот только по-настоящему успешных людей по-прежнему болезненно мало, бизнесы и даже стартапы в массе своей - шаблонны и убоги, а число людей, диагностирующих у себя «кризис среднего возраста», неумолимо растет. Почему же целеполагание не дает результата?

Первый ответ, который приходит обывателю: для достижения цели не хватило денег (времени, связей). Толпы людей находят для себя этот ответ и успокаиваются. Разумеется, мало кто делает следующий шаг и спрашивает: а почему не хватило? И уж почти никто не идет еще дальше: а зачем я все это вообще делаю?

Ключевые ошибки

Прекрасной иллюстрацией ключевых ошибок обывательского целеполагания является мини-исследование, проведенное коллегой по бизнес-тренерскому цеху Андреем Донских в рамках радио-проекта «Сказано-сделано». Через проект прошло немало людей, желавших, чтобы им помогли добиться своих целей.

Я бы хотел рассмотреть только цели, которые ставили участники-мужчины. Желания женщин — тема отдельного разговора. Итак, основные мужские «цели»:

1. Иметь свой бизнес.

2.  Улучшить жилищные условия.

3.  Похудеть.

4.  Отправиться на отдых.

5.  Хорошо зарабатывать.

6.  Иметь крутой автомобиль.

7.  Жениться.

Хотеть не что, а зачем

Думаю, многие из нас узнают в этом наборе «целей» себя или своих близких. Здорово, если вы узнаете себя-вчерашних и с высоты сегодняшнего понимания снисходительно улыбаетесь во вчера. Если нет — мне вас жаль. Потому что носители этого набора «целей» - заблудившиеся люди, идущие по шаблонной жизни прямо в кризис среднего возраста. Все, что они хотят, - ресурсы и соответствие самым банальным ожиданиям своего социального окружения. Бизнес, квартира, машина, семья — зачем? Для чего все эти ресурсы? Что ты хочешь в жизни создать? Кем ты хочешь стать? В чем смысл твоей жизни? Вот с чего должно начинаться целеполагание.

Главное — смысл 

Иметь бизнес — это не цель, это способ получения ресурсов, которые должны служить достижению цели. Квартира, машина, работа, отдых и даже семья — все это призвано помогать осуществить свой смысл. Но если смысла нет — эти вещи запросто подменяют его. И тогда человек вместо движения к настоящей цели обеспечивает себя пропитанием, чтобы пережить сегодняшний день и вступить в день завтрашний, где он снова будет искать пропитание, чтобы пережить и вступить, чтобы снова искать... А смысл? У Виктора Франкла есть прекрасная метафора: жизнь муравьев полна целей, они все время чем-то заняты, постоянно что-то делают, таскают травинки, ищут пропитание. Вот только в этом нет никакого смысла. Муравей знает что ему нужно делать и не задает вопроса «зачем?»

Резюме

«Что делать?» - это вообще последний вопрос. Начните с ответа на вопрос «Зачем?» Ищите свой смысл жизни. И не поддавайтесь внешнему давлению, которое хочет слепить из вас очередного безликого и бессмысленного потребителя. Не будьте муравьем. Будьте человеком.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: