Как в Вятке нашли неизвестные работы Кандинского

Однажды я готовила выставку авангарда 20-30-х годов, и, когда распаковывали работы, на обороте одного из рисунков Василия Чекрыгина была очень интересная работа с нагромождением красочных пятен. И так как я в процессе подготовки к выставке изучала огромное количество материала по авангарду, у меня не было сомнений, что это Кандинский, - рассказывает специалист областного департамента культуры Анна Шакина.

История эта случилась несколько лет назад, тогда Анна Шакина  возглавляла отдел графики художественного музея им. братьев Васнецовых.

- Сразу встал вопрос — кто подклеил рисунок к акварели? Когда это было сделано? Как очутились эти работы в Вятской губернии? И мне удалось найти каталог выставки 1921 года, в котором было написано, что в городе Кукарка — это сейчас Советск — проходили выставки русских авангардистов. И там было 6 произведений Кандинского. 

Необходимо было подтвердить подлинность картины. И я приехала в Москву, в Третьяковскую галерею. Там мне один из ведущих специалистов сказал — а с чего вы решили, что это Кандинский? Это может быть подделка, копия. Докажите.

Так получилось, что 2 русских художника, Кандинский и Малевич, когда уехали заграницу, передали свои права за рубеж, в другие страны. И в этих странах существуют общества, посвященные работам этих художников — в частности, общество Кандинского есть во Франции. И там есть такая женщина, Вивьен Барнет, которая работает в этом обществе и ездит по всему миру, изучая творчество Кандинского, находит новые произведения, издает каталог. Я с трудом выпросила ее адрес, написала,и она мне тотчас же ответила, попросила выслать фотографии, предлагала лететь с работами во Францию. Полететь во Францию не получилось, так как картины — это не моя частная коллекция, а государственная собственность. Мы договорились с Русским музеем о встрече на их территории. Вивьен посмотрела произведения, и сказала, что у нее нет сомнений, это Кандинский. Она знаток, она знает почерк, как и чем в каких годах он подписывал монограммы, какими красками писал. Покрывал лаком работы или нет. И ее слово уже никем не оспаривается.

Некоторое время спустя мы делали сверку музейных предметов, и была найдена еще одна работа, тоже предположительно Кандинского. Встал закономерный вопрос — а где остальные картины? Мы  стали прослеживать их путь. И в архивах я случайно нашла упоминание о том, что выставка должна была проследовать по Кировской области по семи городам. Но в силу того, что в 21-м году денег на перевозку работ не было, последний город, где экспонировалась выставка, был Яранск. И я написала туда, выслав фото и спросив, есть ли похожие работы, и они мне написали, подтвердив — да, есть. Три. Здесь моя работа по нахождению произведений была закончена, но подлинность пришлось снова доказывать. Я выступала на конференции, пообщалась там с директором музея частных коллекций Пушкина в Москве, и она ухватилась за это, выслушала меня, предложила сделать выставку в музее им. Пушкина. На эту выставку мы пригласили Вивьен Барнет, она увидела все работы и подтвердила, что это Кандинский. Потом попросила выслать размеры всех работ, чтобы включить их в свой каталог — официальный каталог работ Кандинского в нескольких томах. А сами  произведения сейчас находятся в нашем Вятском художественном музее.

Многих интересует вопрос — зачем все-таки подклеивали картины к другим произведениям? На этот счет существует две версии. Первая состоит в том, что это произведение за произведение не считали. Так, нагромождение пятен. А работа Чекрыгина была на тонком листе, и работу Кандинского использовали как картонную подложку. Вторая версия такая: отдано определенное распоряжение, когда авангардисты стали не нужны, в Москве сжигали их произведения. И чтобы сохранить работу, ее использовали как картонку.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: