Промышленный бум: Региональный бизнес должен быть готов к качественному рывку

Весной можно было посчитать заявления Владимира Путина о том, что России нужен экономический прорыв, обычной политической риторикой. Но уже в начале лета стало понятно, что на федеральном уровне идет активная подготовка, концентрируются огромные финансовые и человеческие ресурсы. Правда, никто не гарантирует, что к прорывным проектам подключится и кировский бизнес. О том, готова ли область к новым национальным проектам «Навигатор» выяснял у вице-губернатора Максима Кочеткова, который отвечает в правительстве за промышленный сектор региона.

Местный бизнес готов включаться в крупные проекты, или триллионы рублей, которые сейчас аккумулируются для общенациональных проектов обойдут Вятку стороной?

– Я, оценивая ситуацию, вижу, что промышленные предприятия все понимают и осознают серьезность ситуации. Да, требуется концентрация и своих финансовых ресурсов. Но если сейчас предприятия не включаются в масштабные общенациональные проекты, то они придут в состояние рецессии. Сейчас наша задача — создать возможности для участия предприятий области в национальном экономическом прорыве, мы это делаем. Задача предприятий — осознать, что с этим процессом связано их будущее.

У ряда промышленных предприятий есть определенные проблемы, которые иногда тянутся годами. Есть ли у правительства области реальные рычаги влияния на ситуацию?

– Да, действительно, у ряда предприятий есть проблемы. И правительство региона делает все возможное для сохранения и вывода предприятий из сложившейся ситуации. Мы проводим регулярно совещания, встречи, оказываем всестороннюю помощь в формировании портфеля заказов, поиске инвесторов. Но! Напомню, что правительство области действует исключительно в рамках действующего законодательства и оно не имеет полномочий по регулированию отношений между хозяйствующими субъектами.

Приведу пример, «Молот» в Вятских Полянах в 2013 году был официально признан банкротом. Но это был управляемый процесс. Да, у предприятия и сейчас есть трудности. В 2016 году из-за санкций завод потерял до 70% своего рынка. Но работа после этого не остановилась. Успешно получается расширять портфель заказов по другим направлениям, в том числе при содействии правительства.

Завод в Вятских Полянах недавно был продан. Это повлияет на работу предприятия?

– На «Молоте» уже сформирована команда грамотных управленцев. Недавно завод приобрела компания «Нортех». Она прошла на федеральном уровне все необходимые согласования для участия в этой сделке. Согласно условиям проведения конкурса, ООО «Нортех» обязан обеспечить сохранение целевого назначения имущества ОАО «Молот», а также выполнять договоры ОАО «Молот», связанные с обеспечением гособоронзаказа. Так что, самое главное, что завод будет работать по своему направлению. Мы надеемся, что производство будет расширяться.

А получается остановить негативные процессы, не доводя до кризиса?

– В лесной сфере есть примеры, когда получить доступ к федеральным ресурсам пытались непонятные для нас люди. Они просили огромные лесные массивы под обещание вложить около 6 млрд рублей. Компания так и не подтвердила наличие средств для осуществления инвестиций.

Хорошо, что это выявилось еще до того как были получены все согласования по приоритетному инвестпроекту. А то мы бы получили второй УК «Лесхоз», который был исключен из перечня приоритетных проектов. Вполне естественно, что тогда к нам бы пришли честные предприниматели и спросили: «Почему эти «бизнесмены» ничего не инвестировали, не заплатили в бюджет, не принимали участия в социальных проектах, а лес получили по символической цене?»

Так прямо бы и сказали?

– Поверьте, люди, которые работают в лесу, не стесняются задавать подобные вопросы. У них за спиной серьезные работающие производства. А в ряде направлений кировские компании являются, не побоюсь этого слова, лидерами в России. Это относится, например, к деревянному домостроению. И речь идет не только о «Хольц Хаусе». У нас более 20 предприятий в этом сегменте. Они работают очень активно и составляют «Хольц Хаусу» хорошую конкуренцию. Сейчас для организации кооперации между ними мы развернули работу по регистрации кластера деревянного домостроения и глубокой переработки древесины.

Кроме того, по итогам 2017 года наш регион по производству пиломатериалов занял 5 место в России, а по выпуску фанеры – в «десятке» лидирующих регионов. Все это говорит о достойном уровне развития лесного комплекса Кировской области.

В лесной сфере с вашим приходом произошли наиболее явные изменения. Есть уже какие-то результаты?

– В 2016 году лесная отрасль приносила в бюджет области чуть больше 1 млрд рублей. В этом году мы рассчитываем получить порядка 2 млрд рублей. А начиная с 2020 года стоит задача довести этот показатель до 4 млрд рублей в год во все уровни бюджета. Я считаю, именно это отражает эффективность нашей работы с лесными ресурсами.

Последние федеральные дискуссии показывают, что у металлургов дела обстоят очень неплохо. Как ситуация на металлургических заводах области?

– Металлургические предприятия сейчас находятся в фазе активных инвестиций. Мы уже видим первые результаты. На «Омутнинском металлургическом заводе» за прошлый год выпуск стали вырос на 8%, производство проката — на 11%. Завод продолжает инвестировать, чтобы начать выплавку легированных марок стали. Аналогичная ситуация на «ОЦМ». В 2018 году завод планирует увеличить свою выручку на 15%. Также в конце 2018 года будет реализован крупный инвестиционный проект с объемом инвестиций почти 1,5 млрд рублей., связанный с техническим перевооружением завода. Это ли не показатели?

Буквально с момента прихода ваша команда начала ставить вопрос о конверсии оборонных производств...

– Умная конверсия и диверсификация — это исполнение поручений президента по увеличению доли продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме производства предприятий ОПК. И мы начали готовится к ней заблаговременно. Не скажу, что мы кого-то заставляем заниматься этим вопросом. Мы прививаем мысль, что диверсификация в сфере ОПК необходима и эта тема у нас в числе приоритетных.

Собственно, именно для решения задач по диверсификации мы и создали такие структуры, как Совет главных конструкторов и Инжиниринговый центр. Наша задача — обеспечить эффективный симбиоз власти, бизнеса и науки.

Готовы ли оборонные предприятия работать на гражданских рынках? Признаться, порой возникают сомнения, в том, что они чувствуют эти рынки.

– Специфика оборонно-промышленного комплекса в сфере сбыта продукции действительно есть. Рынок вооружения и военной техники серьезно отличается от рынков гражданской продукции. У многих предприятий, работающих на гособоронзаказ, маркетинговые службы находятся в зачаточном состоянии, так как до недавнего времени отсутствовала необходимость продвигать гражданские изделия.

Между прочим, одним из инструментов работы Инжинирингового центра является анализ рынков гражданской продукции, выявление потребностей потенциальных покупателей, механизмов работы с ними, а также поиск оптимального сочетания цены и качества, которое, кстати, на оборонных предприятиях я считаю эталонным.

Кроме этого на федеральном уровне сформированы отраслевые планы импортозамещения продукции, в которых отражены наиболее востребованные виды продукции для российского рынка и в настоящее время в большом объеме импортируются. Это открывает дополнительные возможности для кировских предприятий ОПК по освоению новых видов продукции.

Серьезная диверсификация производства и сбыта требует затрат. Есть какие-то меры стимулирования?

– Знаете сколько сейчас мер поддержки промышленных предприятий существует на федеральном уровне? Их более 400! К сожалению, не все предприятия знают об их существовании. Поэтому перед недавно созданным региональным Фондом развития промышленности помимо предоставления льготных займов уже поставлена задача по проведению обучающих семинаров-сессий для промышленных предприятий области.

Не секрет, что за последние пару лет некоторые предприятия получили отказ в государственной поддержке еще на стадии рассмотрения заявки. Региональный фонд, как раз и должен стать для кировских промышленников тем «мостом», который обеспечит более продуктивное взаимодействие с федеральными институтами развития промышленности. Это упростит получение федеральных мер поддержки.

Полгода назад на Кировскую область распространили действие механизма специнвестконтрактов. Этим механизмом кто-то уже интересуется?

– Не будем далеко заходить — буквально на прошлой неделе у нас была делегация китайской государственной лесоперерабатывающей компании. Переговоры велись о создании совместного предприятия. Они готовы инвестировать свыше 1 млрд рублей в глубокую переработку леса. Одним из первых вопросов со стороны китайских партнеров был как раз вопрос о мерах господдержки.

Мы начали с экспортного центра, но они заинтересовались именно СПИКом. Потенциальные инвесторы обратили внимание, что 0% по налогам на прибыль и имущество в Кировской области — это самые выгодные условия среди большинства регионов. Отмечу, что СПИКи введены только в половине субъектов РФ.

 

Досье:

Максим Николаевич Кочетков

Дата рождения:

24 сентября 1980 г. в Мурманской области

Образование:

высшее, кандидат технических наук

Военно-морское инженерное училище имени В. И. Ленина

Московский гуманитарно-экономический институт

Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова

Карьера:

1997-2013 гг. — служба в вооруженных силах РФ

2013–2015 гг. — заместитель гендиректора «Ленинградского судостроительного завода «Пелла»

2015–2016 гг. — директор департамента Минпромторга РФ, советник Министра промышленности и торговли РФ

с 2016 г — наст. вр. - заместитель председателя Правительства Кировской области

 

 

промпроизводство промышленность
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: