Новый закон о ТО: нет машины – нет проблем

Вступивший в силу закон о техосмотре транспортных средств многое изменит во взаимоотношениях автовладельцев и страховых компаний. Для большинства закон станет настоящим «ящиком Пандоры», так как в нем появилось множество неудобных людям и организациям моментов. Для многих автовладельцев легче избавиться от своей «ласточки», чем платить по 4 раза в год. Судьба закона о ТО Новый законопроект о ТО был внесен в ГД РФ еще в январе 2009 года. Его рассмотрение фактически остановилось в 2010 году после того, как Дмитрий Медведев раскритиковал многие его положения из‑за возросших коррупционных рисков в предлагаемых изменениях. Критика, скажем прямо, во многом была обоснована. В течение весны 2011 года работа закипела с новой силой и представители правительства РФ практически в авральном режиме разрабатывали предложения, концепцию которых обозначил президент. – Как мне кажется, спешить при разработке и принятии законопроектов, которые затрагивают права и законные интересы миллионов граждан РФ, как минимум, недопустимо, – рассказывает Артем Ситников, вице-председатель общественного движения «Союз автомобилистов Кировской области». – Ведь спешка приведет к недоработкам, которые потом могут вылиться в серьезные трудности для граждан. Но у нас, как правило, если сверху есть приказ, то содержание уходит на второй план, главным становятся сроки. Стоит отметить, что в Кировской области большинство легковых автомобилей находятся в категории старше 7 лет. Для владельцев таких авто периодичность прохождения ТО остается прежней, в настоящее время автомобилист при официальном прохождении ТО платит госпошлину и платит непосредственно за саму процедуру. В итоге получается около 750 рублей. В соответствие с прогнозами представителей Минфина, вышеуказанным автовладельцам придется платить в 4 раза больше. – Я считаю, что государство абсолютно не думает о простых гражданах, которые ездят на стареньких авто, – рассказывает Анастасия Борцова, директор швейной фабрики «8 Марта». – Людям на содержание автомобилей приходится тратить приличные деньги, а прохождение техосмотра сильно ранит бюджет рядового гражданина. Если старенькая машина исправно служит, то зачем лезть в кредиты, займы, их отдавать с чего‑то нужно, да еще и с процентами. Вот и получается, что о людях в данном вопросе могут забыть. К тому же, думаю, люди дойдут до того, что начнут «загонять» совершенно новые иномарки и не будут показывать документы, ведь в таких автомобилях найдется куча дорогостоящих запчастей, требующих замены. А платы за техосмотр, техобслуживание и полис ОСАГО, да и по транспортному налогу могут совпасть по времени. Вы представляете, какую сумму придется заплатить одновременно?! Есть плюсы и минусы Из положительных момент стоит отметить, что автомобили с «возрастом» до 3‑х лет от прохождения технического осмотра полностью освобождены. А как же тогда остальные автомобили? За что им придется платить в несколько раз больше? Что касается коррупционных рисков, о которых говорил президент и которые пыталось минимизировать своими предложениями правительство РФ, то многие бизнесмены уверены, что ничего кардинально не изменится. Как продавали без прохождения технического осмотра талоны ТО, так и будут продавать, только изменятся места их продажи, лица и стоимость. – В нашей стране исключить коррупционную составляющую не может пока ни один закон, – сожалеет Андрей Крупчатников, директор Кировского филиала «Страховой группы МСК», председатель Комитета по страхованию при ВТПП. – В данном случае можно говорить о том, что новая система вводит, помимо административных рисков за нарушение правил прохождения ТО и выдачу талонов еще и экономические, такие, как риск лишения аккредитации оператора технического осмотра. Это означает потерю бизнеса в целом и ответственность за вред, который причинен автовладельцу или третьим лицам при эксплуатации неисправного транспорта, получившего незаконно талон ТО. Такие риски делают экономически невыгодными «левые» операции. В этой ситуации в полной мере проявляется и заинтересованность страховых компаний в контроле над качественным проведением техосмотра и пресечении незаконной практики выдачи талонов прохождения ТО. Во-первых, это снижает аварийность, а значит, выплаты СК, а во‑вторых, законодательно позволяет страховщику, выплатившему возмещение по ОСАГО, предъявить регрессное требование к оператору техосмотра, «просмотревшего» неисправность при проведении ТО. В законе прописана норма, которая предусматривает полную материальную ответственность для операторов техосмотра за последствия ДТП, причиной которого стали невыявленные при осмотре неисправности или если они были выявлены, но не занесены в диагностическую карту. – Начинание неплохое, но данная норма не будет работать, – считает Артем Ситников. – так как причинно-следственную связь практически нереально будет установить, да еще и доказать, что в процессе проведения ТО, например полгода назад, специалист мог диагностировать данную неисправность. Вообще складывается впечатление, что страховщикам стало мало тех прибылей, которые они имеют за счет продажи полисов ОСАГО, и они решили пролоббировать, в высших эшелонах власти принятие данного закона. Однако представитель СК «МСК» уверяет, что во взаимоотношениях СК и автовладельцев закон практически ничего не меняет. Просто наличие действующего талона техосмотра становится обязательным условием при оформлении полиса ОСАГО, и если срок действия талона истекает более чем за шесть месяцев до окончания предполагаемого срока действия заключаемого договора обязательного страхования, то это является основанием для отказа в заключении договора ОСАГО. Все решает РСА Проводить техосмотр разрешат организациям (и даже индивидуальным предпринимателям), аккредитованным Российским союзом автостраховщиков (РСА): – Таким решением государство продолжило начатую практику делегирования части своих полномочий рынку (саморегулирование), сохраняя за собой функции формирования «правил игры» и надзора, – поясняет Андрей Викторович. – Так и произошло с государственным техосмотром. Мы много слышали и о коррупционности существующей системы и о ее неэффективности. Конструкция, предложенная в законе, должна, по мнению законодателей, свести проявление этих негативных факторов к минимуму за счет того, что формируется система допуска к проведению этих работ (аккредитация) и контроля качества их проведения (документальные и выездные проверки). Так создается информационная система техосмотра, которая будет взаимодействовать с информационной системой ОСАГО (страховщик невправе заключать договор ОСАГО без проверки сведений о техосмотре автомобиля). Наличие талона ТО становиться обязательным условием при оформлении полиса ОСАГО, вводятся дополнительные меры ответственности за неисполнение требований по прохождению ТО и за нарушение порядка его проведения. В тему Безопасность далеко не безопасна Стоит задуматься, для чего нужно обязательное прохождение ТО? Новый закон о ТО гласит, что его основной целью является обеспечение безопасности участников дорожного движения, т. е. недопущение неисправного ТС на дорогу. Однако статистка открывает нам совершенно иную картину. По данным Союза автомобилистов Кировской области, в настоящее время на территории Кировской области всего 0,6% ДТП происходят по причине технической неисправности транспортных средств. В США в тех штатах, где полностью отменен транспортный налог, процент ДТП из-за технической неисправности автомобилей составляет 0,6% от общего количества ДТП. Как мы видим, от наличия процедуры технического осмотра или его отсутствия процент ДТП, произошедших по причине технической неисправности, не изменяется. Далее, принятый ГД РФ закон гласит о том, что автомобилям до 3-ех лет проходить ТО не нужно. Как считает Артем Ситников, отечественный автомобиль по нашим дорогам и при определенном стиле езды можно привести в ненадлежащее техническое состояние за 1,5-2 года. И авто в таком состоянии вполне легально будет кататься по нашим дорогам. Такие же аналогии можно провести и с более старыми автомобилями, периодичность прохождения ТО у которых 1-2 года. Механизмы, заложенные в законе, по сути, не решают целей определенных в этом же документе. Если говорить по существу, то Правительство просто-напросто помогло коммерческим организациям получить дополнительный доход, причем стабильный. Эксперт Андрей Крупчатников, директор КФ «Страховой группы МСК»
О том, как страховщики оценивают новый закон о техосмотре рассказывает Андрей Крупчатников, директор Кировского филиала «Страховой группы МСК», председатель комитета по страхованию при ВТПП. – Мне кажется, что плюсов в этом законе все же больше, чем минусов. Во-первых, мы все заинтересованы в том, чтобы на наших дорогах не было места для неисправных ТС, а значит, контроль над этим процессом должен быть более действенным. Практика показывает, что только экономически заинтересованный субъект способен это обеспечить. Во-вторых, передача функции проведения ТО в частные структуры – это хороший стимул для развития рынка, появления конкуренции. В-третьих, сокращение функций госаппарата должно сопровождаться сокращением издержек на его содержание, что важно для бюджета страны. А на ком этот закон скажется отрицательно, ну, наверное, в первую очередь на тех, кто привык «покупать» талон ТО и, соответственно, на тех, кто его «продает». ? Будут ли страховые компании закупаться новым оборудованием для того, чтобы самостоятельно выдавать талоны техосмотра? – Я не думаю, что страховые компании серьезно рассматривают этот рынок для инвестирования. Во-первых, потому что это все же не профильный бизнес, во‑вторых, хоть талон ТО и становится обязательным документом при оформлении полиса ОСАГО, он не может предопределить выбор клиентом страховщика. В-третьих, проводить аккредитацию в РСА каких‑то аффилированных со страховщиками же операторов ТО как‑то некорректно, на мой взгляд. Скорее можно говорить о возможных попытках создания таких структур собственниками либо топ-менеджерами СК. Но мне кажется, что более готовы к этому рынку уже действующие субъекты – станции технического обслуживания автомобилей.
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: