Наследница Вахрушевых: претендует ли американка Вакру на имущество предков?

Когда-то знаменитые слободские заводчики Вахрушевы создали целую кожевенную империю. Их продукция славилась отменным качеством и пользовалась спросом за границей, в том числе и в Америке. Бесспорно, они были незаурядными личностями, и если б не они, возможно, и поселка Вахруши сегодня не было бы на карте области. На минувшей неделе на родину своих предков приехала американка Александра Вакру, правнучка одного из владельцев заводов и основателей поселка Вахруши

Три недели Александра Вакру не вылезала из архивов и нашла много интересного. В частности полный список национализированного имущества. Арестовано было все, вплоть до чайных ложек.  

- В архивах, я посмотрела фонд завода Вахрушевых, там очень много расчетных книг, прописано как они расплачивались с рабочими, - рассказывает Александра с слегка заметным иностранным акцентом. - Мне интересно, были ли какие-то конфликты между рабочими и владельцами до 1917 года. То, что я нашла, говорит о том, что все было относительно спокойно. Мои предки даже отдавали оружие некоторым рабочим, чтобы те могли защищать предприятие. Забастовок на заводе не было.

У Александры Вакру на руках уникальный документ - дневники ее прадеда — Петра Александровича. Их чтением она занялась совсем недавно.

- Почерк старинный. Записи начинаются воспоминаниями деда и прадеда, о том, как они создали эти заводы, какие мысли при этом их посещали, что ели, что покупали на рынках. Я их перевожу и редактирую. Позднее их можно будет издать на английском языке и оригинал на русском. Мой прадед – Петр Александрович Вахрушев, думал, что революция  продлится не долго, что они быстро смогут вернуться обратно. Но после пяти лет жизни во Франции поняли, что надежды на возвращение нет. Они так и остались во Франции. Мой отец — Андрей, родился в 1936 году, жил во Франции, а потом поехал в США учиться на инженера, там и остался. Я родилась в Америке, но всегда жила во французской семье: мы говорили по-французски и по-английски. А я хотела говорить на русском языке, поскольку папа, бабушка и дедушка всегда общались между собой по-русски. Но они отказались учить меня русскому языку и говорили, что нужно забыть про СССР, ведь там у них отняли все заводы. Мне всегда была интересна история моих предков, постепенно я собрала много документов о родственниках, которые были детьми Петра Александровича. Информации было немного, поэтому я с удовольствием приняла приглашение Сергея Серкина и Сергея Данеляна посетить родину предков.


 

12 лет Александра жила в России и теперь говорит по-русски с едва различимым акцентом.

- Я приехала в Россию проводить исследование для докторской диссертации, это было в 1992 году. Мои академические исследования в основном сосредоточены на системе здравоохранения в России, но сейчас я занимаюсь историей семьи и заводов. В 90-х я работала в московском банке и много путешествовала с инвесторами по предприятиям, - говорит Александра. -  Сама не занималась бизнесом, но была близка к людям, которые им занимаются.
Конечно это интересно, но чтобы быть предпринимателем нужно иметь серьезное желание зарабатывать. Это должно быть важной жизненной мотивацией. У некоторых это есть, а у некоторых нет. И видимо это просто не мое. Я уважаю, тех кто это хорошо делает, например, как мои предки или те кто сейчас руководят предприятием. Я была на заводе, видела производство. Конечно, я не знаю, как выглядят западные обувные фабрики, поэтому сложно сравнивать. Но раз продукция пользуется огромным спросом не только здесь, но и за рубежом, значит  предприятие хорошо работает.



История рода

В музее современного завода сохранилось много интересных документов. Например, «Табель взысканий». Если рабочий не чисто промывал кожу, то ему давали штраф 30 коп, а если на коже оставалась шерсть, то 10 коп. при зарплате от 3х до 10 рублей в месяц.

Впрочем, слободские заводчики о своих кадрах заботились. В архивах есть сведения, что они посылали людей  учиться ремеслу за границу.

- Семейство заводчиков Вахрушевых в середине XIX века на месте нынешнего Вахрушевского кожевенно-обувного производства организовало кожзавод, который впоследствии стал известным на всю Россию, - рассказывает краевед Сергей Серкин. Он пишет книгу об истории рода Вахрушевых.  - В том числе, они были официальными поставщиками Его Императорского Величества. Давно известно, что в Вятской губернии была большая концентрация кустарного промысла кожевенных заводчиков, и особенно в Слободском уезде.

  Династия рода Вахрушевых началась с крестьянина Тимофея Вахрушева (по прозвищу «Тимка Коромысло») из деревни Малозавалинской. В 1854 году на речке Маромичке  он со своими четырьмя сыновьями начал заниматься сырьевой обработкой кож. Первоначально на предприятии трудилась всего пара десятков рабочих и в ручную они производили около 10 кож в сутки.



Деревня, где они жили, в те времена была небольшой – всего четыре дома (по количеству сыновей Тимофея Вахрушева). Но вместе с производством деревня стала расти по обе стороны вдоль речки Моховицы. На правом берегу речки деревня доходила до Пермского тракта, где и стали строиться особняки заводчиков Вахрушевых. В дальнейшем его сыновья: Парфен, Федор, Иван и Илья значительно расширили производственные мощности завода. В 70 годах 19 века они поделили   производство между собой и стали самостоятельными владельцами своих заводов.   Их дети и внуки приложили еще большие усилия к развитию производств юфтевых кож: белой и черной. А в дальнейшем начали и  обувное производство.

Много лет спустя  Вахрушевы стали официальными поставщиками обуви для армии, что дало новый виток  развития их дела. В начале 20 века, когда в экономика России  переживала кризис, многие заводчики разорились, в том числе и часть  Вахрушевых. Выстояли в этой ситуации только два Торговых Дома: ТД «Федор Тимофеевич Вахрушев и сыновья»  и ТД «Николая, Алексея и Дмитрия Вахрушевых».



После Октябрьского переворота события для заводчиков Вахрушевых развивались трагично и поэтому некоторые из них со своими семьями были вынуждены уехать за границу. В 1919 году Петр Александрович, прадед Александры Вакру со своим семейством сухопутным путем через Персию эмигрировал во Францию. А там, как человек энергичный и состоятельный, вошел в состав комитета по организации Свято-Сергиевского подворья, при котором он открыл небольшой свечной заводик. Отец Александры Вакру — Андрей, уже родился во Франции.

Кому достался клад

Судьба же других заводчиков Вахрушевых сложилась более трагично. Например, один из сыновей по линии Ильи Тимофеевича, Дмитрий Ильич остался на родине. Он говорил: «Я родину не предаю, и поэтому никуда не поеду». В 1927 году его арестовывали, но затем выпустили,а в 1937 году, после очередного ареста, расстреляли. Пострадали и другие потомки слободского заводчика Тимофея: бесследно исчезли в системе Гулага Петр Васильевич и Илья Тимофеевич Вахрушевы (по линии Парфена Тимофеевича). Кто-то из бывших заводчиков уехал в Сибирь, найти какие-либо сведения о них так не удалось.

Семейство Николая Ильича Вахрушева уехало в Казань. Им пришлось работать на заготовках древесной коры. Покидая свое имение и заводы в Боровице, в 1919 году Николай Ильич еще надеялся, что  когда-нибудь вернется на родину. А потому припрятал клад на берегу р. Вятки.  В 1974 году этот клад обнаружили пионеры, в нем было столовое серебро, упакованное в деревянный ящик и обтянутое кожей. Надписи на отдельных предметах – «Вахрушев Н.И.» – не оставили сомнений относительно владельцев. Еще один клад был обнаружен в 1989 году  во время строительных работах возле Дома отдыха Боровица. Теперь эти клады хранятся в краеведческих музеях области.

«Мы больше не работаем с армией»

На завод своих предков Александра Вакру не претендует.
- Это не мое личное имущество и как я могу что-то требовать? Я приехала сюда с чисто научной целью.

Но подобные настроения разделяют далеко не все из многочисленных потомков.  На форуме vahrushi.ru  они ведут активную переписку, в частности 22-летняя девушка пишет:

«Я  живу в Республике Татарстан, г. Казань, являюсь предком Ильи Тимофеевича Вахрушева. Мои предки бежали из Вятской области в 1917 году. Жалко что так в нашей стране получается из столетия в столетие. Люди тратят жизни, создают производства, копят деньги. А потом их государство либо пытается убить, расстрелять (как это произошло в 1917 году), либо все накопленные деньги в банке превращает в ненужные бумажки (как это произошло в начале 90-х)».

– В 1990 годы предприятие переживало не лучшие времена, снизились военные заказы, руководство предприятия не смогло наладить работу в новых условиях рыночных отношений, - рассказывает Сергей Данелян, генеральный директор ООО «Вахруши-Юфть». - Многие жители Кировской области переживали за судьбу этого когда-то мощного предприятия, ведь оно было как-бы визитной карточкой всей области. Но несмотря на все усилия руководства области и района «Вахрушевский кожевенно-обувной комбинат» им. В.И. Ленина прекратил свое существование. Поселок Вахруши находился на грани социального взрыва. Комбинат был градообразующим, работники сидели дома без работы, заработной платы и без каких-либо перспектив на будущее. Уже скоро двадцать лет как я работаю в Вахрушах и все это происходило на моих глазах. Мне было очень больно за его работников, да и за весь поселок Вахруши. В 1995 году я начал работать заместителем директора комбината, в 1997 году генеральным директором ООО «Вахруши-Юфть» - кожевенного завода, а 1999 году гендиректором обувной фабрики. Началось постепенное возрождение предприятия. Ремонтировались основные фонды, закупалось новое современное оборудование, собиралась новая управленческая команда.

Эти годы возрождения были очень тяжелыми, но весь коллектив это прошел и сейчас мы имеем на промышленной площадке Вахруши два предприятия ООО «Вахруши-Юфть» - современный кожевенный завод и ООО «Вахруши-литобувь» - обувную фабрику. На предприятиях работает около тысячи человек, сохранен весь соц. пакет, работает здравпункт, столовая, дети работников направляются в детские лагеря, не забыты ветераны и т.д. Кожевенный завод - экспортер кож в Европу, а обувная фабрика насчитывает более 500 крупных организаций, которые закупают обувь сделанную в Вахрушах. Предприятия являются градообразующими и основными налогоплательщиками Слободского района. Мы с перспективой смотрим в будущее, продолжаем модернизироваться, и увеличиваем рынки сбыта нашей продукции. Многие корреспонденты задавали Александре и мне вопросы, связанные с наследством, не будет ли она претендовать на заводы Вахрушевых? Александра Вакру – умная женщина она все время отвечала, «это не мое личное имущество, как я могу претендовать». Очень теплое было прощание с Александрой, она тоже меня поблагодарила за все и сказала: «Я нашла здесь много родственников, очень приятно, но я приобрела еще одного родственника – Вас Сергей Эдуардович, потому что Вы продолжатель дела Вахрушевых, продолжатель дела всей нашей семьи».

Конечно, родственники были на предприятии, ходили по поселку, осматривали здания, где жили их предки. В моем кабинете они увидели последние награды и дипломы предприятия. Они сказали: «ой, как их много». Я ответил: «это все моя жизнь, мои нервы и мое терпение».


Фоторепортаж из музея предприятия со старинными фотографиями смотрите здесь

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: