Наломали дров: лесопромышленный комплекс на грани коллапса

В нашумевшем деле «Кировлеса» защитники Навального обвиняют Вячеслава Опалева, экс-директора лесного гиганта, мол, сам виноват, довел предприятие до банкротства. А Навальный «молодец», пытался его спасти. Оказывается, не все так просто, и на грани разорения сейчас стоят лесозаготовители по всей стране. До такого состояния их довела государственная политика в этой сфере.     

По данным Росстат, объёмы заготовки древесины в стране за 20 с небольшим лет сократились в 3 раза, а средняя рентабельность лесозаготовок составила минус 0,14%. Попросту, лес, которого в стране много, гниёт на корню. При этом подавляющее число лесоперерабатывающих предприятий испытывают дефицит сырья. Ситуация парадоксальная.

За лесом - в Бразилию

Почему это происходит, предприниматели объясняют в своём письме, которое от имени торгово-промышленной палаты они недавно  направили заместителю Председателя правительства РФ Аркадию Дворковичу.  Нагрузка на отрасль ежегодно увеличивается. За последние 10 лет затраты на единицу объёма древесины, отпускаемой на корню, транспортные расходы, строительство и содержание лесных дорог, цены на газ, электроэнергию, ГСМ выросли в разы. Сегодня транспортные затраты в цене древесного сырья доходят до 65%, а его стоимость в продукции глубокой переработки (древесные плиты, фанера, мебель) составляет до 35%, что снижает конкурентоспособность отечественной продукции.

- Один их крупнейший ЦБК Европы компании Stora Enso хоть и  находится на самой границе Финляндии с Россией, сократил закупку сырья у нас и закупает его в Бразилии. При этом перевозят древесину океанскими судами. Фины утверждают, что это дешевле, чем привезти сырье по Российской железной дороге с Вятки, -  приводит пример Иван Малышев, председатель Совета директоров Березовского леспромхоза.
-  Железнодорожные перевозки бездумно отдали частным компаниям. В результате получилась неразбериха. Когда  есть заявки на грузовую компанию номер два, а в Лянгасово стоят пустые вагоны компании номер 1, лесники ждут, - сетует Николай Липатников, президент ВТПП. - А ведь раньше как только появлялся пустой вагон, его тут же давали. Поэтому теперь предприниматели вынуждены пересаживаться на автотранспорт. Но и тут бесконечные поборы: оплата вреда при превышении полной массы свыше 40 тонн и предельно допустимых осевых нагрузок, плата за проезд грузового автотранспорта свыше 12 тонн, а ведь только пустой КамАЗ весит около 11 тонн. Мы не понимаем, то ли это делается от недомыслия, то ли от невнимательности, то ли это сознательная провокация,- сетует Николай Липатников. - В условиях вступления в ВТО и отмены пошлин на всю лесобумажную продукцию и мебель, мы оказываемся вне конкуренции. Как школьник, впервые надевший боксёрские перчатки, против тяжеловеса.

Неравный бой

- В Финляндии машина с лесом успевает за смену сделать 2 рейса по 120 км туда-обратно перевозя по 50 кубометров за рейс! У нас такая же машина не может законно перевозить более 30 кубометров,  а из-за качества дорог не может сделать более 1 рейса в день. Даже используя передовую технику, мы проигрываем по эффективности логистики в 4 раза! - рассказывает Иван Малышев, председатель совета директоров Березовского ЛПХ.-  Лесовозные дороги – ещё одна проблема. Если в той же Финляндии лесозаготовители жалуются, что им приходится строить по 300-500 метров дорог (там фактически нет леса удаленного более 1 км от какой-либо дороги), то мы строим по 40-60 километров. При таких объемах мы можем строить дороги только в зимний период, что позволяет вести эффективную заготовку не более 4 месяцев в году.
В Кировской области протяженность лесовозных дорог на 1000 гектаров составляет 1,1 км, в соседних лесных регионах этот показатель выше (например, в Республике Карелия - 2,6 км, в Пермском крае - 1,7 км, в Вологодской области - 2,8 км).

С электричеством дела обстоят не лучше. Для промпредприятий в России оно обходится дороже, чем, например, в Швеции. При том, что большая  часть электроэнергии у нас вырабатывается из газа, который в России в разы дешевле, чем в Европе,

-За право платить поставщикам электричества большую, чем европейцы цену (платеж за право подключения), производитель должен еще до начала работ заплатить сумму до 40 тыс. руб. за КВт планируемой мощности, - поясняет Иван Малышев, - Государство за счет таких поборов с производителей фактически дотирует население, удерживая относительно низкие цены для них и предоставляя льготы, но делая продукцию российского производителя менее конкурентоспособной.

Работать в подполье выгоднее?

Сложности, с которыми сталкиваются лесники, одних вынуждают мириться с положением и оставаться на грани выживания, других -  уходить в подполье.
Второй вариант зачастую оказывается «интереснее».

- Если предприятие хочет иметь современное производство и следовательно осуществить крупные инвестиции, оно вынуждено работать "по-белому". Но при этом вокруг него работают десятки мелких предприятий, не принимая на работу никого официально (либо имея в штате символически 3-4 человека с окладом в 4-5 тыс. рублей). Поэтому работающие "по-серому" и тем более "по-черному" выходят на рынок с продукцией более дешевой, чем у производителей начисляющих все налоги. Проблема еще и в том, что даже успешно развиваясь, "серые" производители не могут стать крупными предприятиями с передовыми технологиями. Так перейдя в разряд "крупных" они теряют свои конкурентные преимущества по неначислению налогов и не могут конкурировать с работающими "по-серому". В результате этого в Кировской области мы имеем более тысячи "серых"  производителей "ширкающих" доски на допотопных рамах, но не имеем ни одного крупного, по европейским меркам, производителя.

Добавить ко всему этому непомерное количество проверок, которые будоражат предприятия отрасли в последнее время. Некоторые видят в этом желание чиновников протолкнуть «своих» и убрать с рынка неугодных. В своём блоге депутат Госдумы Сергей Доронин пишет, что
в Кировской области  еще в 2007-2008 годах, начала активно внедрятся концепция «наибольшего благоприятствования крупным инвестиционным проектам в сфере лесного комплекса».

-Сразу наметились и «жертвы» - более двухсот предприятий, заключившие договора на пользование лесными участками в период с 2005 по 2007 годы. С 2007 года в области была инициирована целая волна комплексных проверок по ряду предприятий. Имеется, например, беспрецедентный случай по количеству «визитов» на одно из них: в течение 2 месяцев было проведено 24 проверки различных контролирующих органов.

Предприниматель Иван Малышев приводит пример из жизни своего предприятия.

-Я как руководитель предприятия получил несколько штрафов за то, что не выявлено, кто имеет право на получение молока за вредность профессии, за то что бухгалтер не расписалась, что ознакомлена с техникой безопасности при  пользовании электрической розеткой, а сторожа - за пользование обогревателем в вагончике-бытовке...
По мнению депутата Сергея Доронина, все эти проверки инициировались в лесопромышленной сфере неслучайно. Это делалось для того, чтобы расторгнуть действующие договоры аренды на 5 миллионов кубометров расчётной лесосеки и передать их «крупным арендаторам». Которые получили участки на безаукционной основе и по льготной ставке арендной платы.

 При этом если поинтересоваться, например, у представителей малого бизнеса-лесопереработчиков в районах области, многие из них подтверждают, что полученные на безаукционной основе леса попросту сдаются тем же малым предпринимателям. Полученные средства от «перераспределения» лесного фонда могли составлять от 100 до 200 миллионов в год. Вот бы где разобраться компетентным органам: куда ушли эти деньги? - задаётся вопросом Сергей Доронин.

Впрочем, сейчас ситуация поменялась. По наблюдениям предпринимателей, работающих в отрасли, Кировская область теперь  является одним из наименее бюрократизированных и коррумпированных регионов. Подавляющее большинство чиновников работает честно, понимая идиотизм требований, в меру возможности идет навстречу производителям, но не может решить навязанные общефедеральные проблемы. А часто руководствуясь здравым смыслом и одним документом они попадают под суд в связи с нарушением другого, противоречащего документа...Это отбивает не только инициативу, но и всякое желание чиновников хоть что-то делать...

Начать с малого

Чтобы сделать продукцию нашу лесную продукцию конкурентоспособной, нужны системные меры, говорят предприниматели: нужно развивать инфраструктуру, пересматривать тарифы естественных монополий, создавать равные конкурентные условия. Но начать можно с малого.

В письме Дворковичу лесники просят ещё до принятия серьёзных мер по реабилитации отрасли хотя бы сохранить в бюджете на 2013-2015 годы объёмы субсидирования из федерального бюджета части процентных ставок на межсезонные запасы, на поддержку экспорта промышленной продукции, на техническое перевооружение на уровне 2011 года.  Гендиректор ОАО «Нововятский лыжный комбинат» Владимир Сысолятин, например, считает, что без всего этого, ситуация в отрасли станет ещё хуже.

-Важна модернизация техники лесозаготовки. На это требуется 2-4 года, только после этого можно рассчитывать на прибыль. Вызывает сомнение, будут ли ждать надзорные органы. Мерами вывода отрасли из кризиса может являться более глубокая переработка пиловочника, т.к. пиловочник не вывозится за пределы Кировской области. Программы по плитному производству. Например, строительство ЦБК позволит использовать низкосортную и низкокачественную древесину.

Хорошее плитное производство могло бы снизить себестоимость продукции кировских мебельщиков. Но сейчас они вынуждены везти качественные плиты ДСП, сделанные по технологиям непрерывного прессования, например, из Сыктывкара. Если в ближайшие 2-3 года Кировская область не заполнит эту нишу, её займут другие.

Чтобы реализовать эти проекты предпринимателям не хватает в том числе и поддержки банков. Они просят определить уполномоченный банк по реализации приоритетных инвестиционных проектов в лесной отрасли для предоставления «длинных» кредитов (на 8-10 лет).

Впрочем, по мнению некоторых, предоставление специальных льгот (длинных кредитов, льгот по ГСМ или других) даст незначительный эффект. Льготы фактически достанутся лишь "приближенным" и превратятся в коррупционный соблазн для чиновников. Но если не делать вообще ничего, скоро фраза «лес - наше богатство» будет звучать, как издевка.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: