На прицеле: когда топливные компании исчезнут с рынка?

Сегодня идет откровенное «выдавливание» небольших топливных компаний с рынка. Стоит ли потребителям беспокоится? Конечно да! Ведь в случае, если мелкие компании уйдут, крупные нефтедобывающие гиганты, которые уже и без того позабыли о таком слове, как «совесть», будут увеличивать цены без чьих-либо возражений. И ни ФАС, ни какая-либо другая организация не сможет им помешать, пропадает главная составляющая всего экономического мира – конкуренция. В России, где развита атомная энергетика, функционирует масса гидроэлектростанций, а самое главное, происходит добыча газа и нефти, мало что достается самой стране. Становится жутко, когда слышишь, что для российского потребителя нефтепродукты стоят в десять раз дороже по сравнению с другими нефтедобывающими странами. Этот факт подрывает авторитет и, как следствие, конкурентоспособность нефтяного бизнеса. В ловушку обстоятельств попалась и АЗС «Маяк», одна из многочисленных небольших компаний, торгующих бензином в розницу. Как рассказал Игорь Тимофеев, директор АЗС, благодаря распоряжению руководства страны с февраля «рекомендовано» заморозить розничные цены на бензин в России. Дело в том, что добывающие нефтяные компании (ВИНК), в которую входят: ЛУКойл, Роснефть, Башнефть (не путать с кировским Башнефтепродуктом), оценив рынок, резко увеличили продажи бензина за рубеж, где его продажа наиболее прибыльна. В результате к концу марта на внутреннем рынке образовался нарастающий дефицит, повлекший логичное увеличение оптовых цен. Все торгующие бензином в розницу и не имеющие своей нефтедобычи компании вынуждены теперь закупать топливо у нефтедобывающих компаний по монопольно-оптовым ценам, и продавать по розничным, опять же, монопольно диктуемым ценам. Вот и приходится мелким АЗС работать себе в убыток или использовать другой путь – уход с рынка. Однако представители ФАСа не согласны такой негативной постановкой вопроса. В службе уверены, что ничего страшного не происходит. А явление в виде нехватки бензина на рынке – это всего лишь временные трудности, которые уже решили на законодательном уровне. – Нарушений антимонопольного законодательства мы не усматриваем. Никакого замораживания цен на законодательном уровне не было и быть не могло, так как государством не регулируются цены на нефтепродукты, – уверила нас Марина Никонова, заместитель руководителя УФАС области. А на вопрос редакции, считает ли ФАС правомерными действия нефтедобывающих компаний по отношению к малым игрокам рынка, проверяющий орган ответил довольно однозначно: – Сложившаяся ситуация на рынке – это временное явление, можно сказать, в меньшей мере задевшей наш регион, – уверена Марина Леонидовна. – Да, у нас в стране сложился некий дефицит автомобильного топлива и с этой ситуацией разбирается сейчас Федеральная антимонопольная служба. Могу отметить, что правительство Российской Федерации отреагировало на поведение нефтяных компаний тем, что увеличило экспортные пошлины на бензин. Это мера таможенного тарифного регулирования, которая направлена на то, чтобы невыгодно было вертикально интегрированным компаниям вывозить бензин за рубеж, что позволит в свою очередь насытить внутренний рынок. Не верим! Малый топливный бизнес как всегда не воспринимает всерьез слова контролирующих органов, и тому есть свои причины: – Что принимает правительство на деле оказывается пустой потерей времени. На заводах, где мы закупаем бензин, нет ресурса, по крайней мере, так нам говорят. Куда он девается совершенно не понятно, – рассказывает владелец одной из небольших АЗС нашего города. – Мне, как предпринимателю, нужно платить и за коммунальные расходы, и налоги, которые, кстати, за последнее время выросли в 3 раза, и заработную плату своим сотрудникам. Исходя из сегодняшней ситуации мне проще приостановить работу моих АЗС чтобы не нести колоссальные убытки. И даже если принять тот факт, что была введена экспортная пошлина, то помочь эта мера сможет только месяца через 2‑3, так как контракты были заключены и до 1 мая. Представители нефтедобывающих компаний, так же как и ФАС, не считают сложившуюся ситуацию критичной. Более того, они имеют свою точку зрения на происходящую ситуацию: – Могу с уверенностью сказать, что сегодня нефтепродукта хватает. А страшные заявления о том, что на заводах бензина нет – это обычная утка. В свое время практически такая же история произошла с солью, – уверяет Владимир Шалдюшов, И.О. начальника Регионального управления «Лукойл-Пермнефтепродукт» по Кировской области. – Наша компания находится абсолютно на таких же условиях, как и небольшие АЗС – мы закупаем бензин на основе проведения торгов. Торги проводит юридическое лицо «Пермнефтеродукт», а далее все поставки осуществляются в наш регион, на наши заправки. Дилемма Почему, если наша страна занимается добычей нефти и газа, бензин у нас дороже, чем в США – это вопрос, который задает себе, наверно, каждый автомобилист в России. С конца января 2010 г. литр дизельного топлива подорожал на 45 %, а бензин – на 20 %. Предел ли это – пока трудно предугадать. Становится обидно, когда ты понимаешь, что налоговая нагрузка в США, которая в основном закупает нефть за рубежом, составляет менее 15 %. Если снизить уровень внутренних налогов на энергоресурсы до 15 %, то платить за бензин в России мы будем всего 15 рублей за литр. Утопия?! Как уверяют эксперты, у государства есть выбор: выжимать из нефтегазового сектора остатки роскоши, при этом не вкладывая ни копейки в модернизацию и развитие производства, или пересмотреть экономическую политику и начать инвестировать в реальный сектор экономики – машиностроение, сельское хозяйство, повышать производительность. Даже на примере экономики Правительства Японии видно, что власти заботливо уступают бизнесу ради общего благополучия всей страны. В 2008 году они снизили негативное влияние инфляции и роста цен на нефть за счет упрощения кредитных схем для малого и среднего бизнеса, сокращения налогов, предоставления дотаций транспортникам и снижения стоимости проезда по скоростным автомобильным дорогам. В России же все наоборот. Российские автомобилисты уверенны, что для того, чтобы ситуация начала изменяться, необходимо экстренно снижать налоги за бензин и дизель. Повышение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты в будущем сможет приносить сверхдоходы за российские энергоресурсы в бюджет страны благодаря иностранным потребителям нефти и газа. Бесконечные разговоры и рассуждения помогают, если за ними следует результат. Добиться того, чтобы власти и монополисты играли по правилам – очень трудно. Однако, если есть единый вектор, то никакие «верхи» никогда больше смогут указать «низам» на их место. В ТЕМУ Цены на бензин растут, а уровень жизни падает Рост цен на топливо каждый раз негативно сказывается практически на всех сферах экономики и, в частности, на жизнедеятельности потребителя. Будут ли с этим бороться автомобилисты, стоит узнать у самих автомобилистов. Уже давно не секрет, что запланировано очередное повышение акцизов на топливо – в 2 раза. При этом цена на бензин и дизель превысит 30 рублей. Газ будет дорожать на 15 % ежегодно. Как пояснили редакции «Навигатора» в Союзе автомобилистов Кировской области, еще в 2003 году Правительство РФ включило в стоимость топлива акцизы. Свой непопулярный шаг, в результате которого стоимость топлива увеличилась на несколько рублей, чиновники обосновали тем, что нужны средства на ремонт и строительство дорог. И действительно, до 2008 года акцизы на автомобильный бензин и дизельное топливо являлись основным источником пополнения региональных дорожных фондов. Главная опасность роста цен на топливо состоит в том, что такое изменение неизбежно спровоцирует очередной виток роста цен на продукты питания и товары народного потребления. Автомобилисты с этим мнением согласны: – Если цена на бензин будет заоблачной, можно будет уже задуматься и пересесть на общественный транспорт, – рассуждает Анастасия Борцова, директор «Швейной фабрики «8 марта». – Но слишком уж я привыкла к хорошему и отказаться, скорее всего, будет тяжело. Меня не пугают ни пробки, ни дороговизна бензина. Моя работа заставляет меня двигаться и если я буду ездить на общественном транспорте, то рабочая неделя мне нужна десятидневная. Но если цена будет все выше и выше? Тогда это беда, за ней последует повышение цен на продукты и все остальные товары и услуги. ЭКСПЕРТ Багир Шарифов Багир Шарифов, коммерческий директор компании «Интеройл» Это не кризис отрасли, а кризис управления, доверия, стабильности. В стране с несовершенными законами, где разрешено то, что не запрещено, при неопределенности духовных ориентиров, марали, культуры, отсутствии пропаганды ценностей, все чаще бизнес развивается любой ценой? В итоге цены на дизтопливо на АЗС в январе достигли 29 руб./литр, а сегодня оно попросту пропало. Скажите, где налогообложение, способствующее наращиванию эффективности производства, технологий, работающее в целях экспорта качественной, дорогой конечной продукции, а не дешевого сырья? Где меры безопасности внутреннего рынка от воздействия внешних факторов? Откуда такая цена на нефть? Результат «чиха» президента Обамы? Где рыночные механизмы и их эффективность? ФАС из огромной массы признаков картельного сговора доводит до суда минимальный процент, да и штрафы несопоставимы с доходом, достигнутым в результате сговора. А главное: это не вернет автолюбителю потерянные им деньги. Так что это: ФАС или ФАРС? Эффективной практики биржевой торговли в России нет, все делается впервые, методом проб и ошибок, при ограниченном доступе и продажей самим себе. Не напоминает ли это профанацию, имитацию деловой активности? Отсутствие гарантий прав и свобод не позволяет предпринимателю вкладывать ни деньги, ни сердце в то, чем он занимается. Большинство живет сегодняшним днем, цель которого – «отжать» и спрятать. Эта цель объединяет: чиновников в желании максимальных налогов и размеров «признательности», нефтяников, размещающих за границей то, что можно было бы вложить в развитие. Поднимаются цены оперативно, вслед за мировым рынком, а вот понижаются вслед за ним спустя месяцы, годы. Но кто определяет их ориентиры? Надо признать, рынка нефтепродуктов нет, есть монополии, управляемые интересами, жаждой и страхом. Рынок необходимо создавать, адаптировать к нашим реалиям. Это вопрос не только времени, но и профессионализма, желания, а главное воли. Родители должны понимать что дети – это зеркало. С какой мимикой, оскалом, улыбкой, посмотришь в зеркало – то и получишь в ответ.
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: