Министр нового поколения: эксклюзивное интервью с Владимиром Мединским

Мы даже не ожидали, что это будет так просто. Несколько записей в твиттере с просьбой об интервью, и Владимир Мединский согласился, совершив переворот в сознании кировских чиновников. Они и представить не могли, что можно так грубо нарушить выверенный до секунды график пребывания самого министра.

Он назначил встречу после 9-ти вечера, и было заметно, что он устал.

Мединского настойчиво звал в Киров Никита Белых, не сложно догадаться, почему. От федерального софинансирования теперь зависит судьба нескольких культурных строек, уже широко разрекламированных.

На проект детского космического центра потрачен не один десяток миллионов бюджетных рублей, судьба оргАна под вопросом, ведь через пять лет костел перейдет к католикам, а полуразвалившееся здание художественного музея уже который год стыдливо прикрывают баннером.

- Владимир Ростиславович, вы приехали в Киров или в Вятку?

-У меня раздвоение сознания — и туда, и туда! Я иногда ваш город называю Кировом, иногда Вяткой. Думаю, что примерно то же самое у местных жителей.

- А с кем или чем ассоциируется у вас наш город?

-Ну, точно не с товарищем Кировом. На мой взгляд, никаких ассоциаций с Сергеем Мироновичем у города уж точно нет вообще. Название "Киров" — вопрос психологической привычки. Сам Киров, кстати, здесь ни разу не был.

- А что делать с именем города? Никита Белых не первый, кто пытался привлечь внимание к вопросу его переименования. Но многие против.

- Не думаю, что имею право высказывать тут свою точку зрения, это должно быть решением жителей города, в первую очередь. Если губернатор считает необходимым такой шаг, то надо людям объяснять, что Вятка — это всероссийский бренд. Этому имени сотни лет, все известные исторические личности вашего города родились и жили именно в Вятке. Население просто привыкло к названию Киров и конечно, городская администрация должна обязательно объяснить, что этот шаг не повлечет за собой каких-то неудобств для людей. Даже стелу «Киров» на въезде в город нужно сохранить - исторический памятник.

- Бытует мнение, что в последние лет 25 в России отсутствует культурная политика, как в стране в целом, так и в отдельных регионах. Вы с этим согласны?

-Нет, не согласен. Она есть, но быть может недостаточно чётко очерчена. Она проявляется, например, в том, что государство достаточно системно восстанавливает памятники культуры, системно поддерживает кино, музеи, театры, фестивали. На эти направления с каждым годом выделяется все больше средств. Другое дело, что я не совсем согласен с правилами субсидирования киноотрасли. И мы эти правила будем менять и уже меняем.

- В то же время, многие считают, что, например, в Перми при губернаторе Чиркунове культурная политика была...

- Просто там она более очевидная, потому, что город намного меньше страны и любые инициативы там заметнее. Можно по-разному относиться к Гельману, но культурные проекты в Перми действительно обсуждали все. Кому-то нравились эти инсталляции и перфомансы, кому-то нет. Но общество взбодрилось, а Пермь, как центр культурных инноваций, получила совершенно новое позиционирование на карте страны. Но другим городам необязательно пытаться добиться такого же результата именно на современном искусстве. Можно это делать, например, на том же творчестве братьев Васнецовых или других традициях, присущих городу.

- А вам больше нравится современное или традиционное искусство?

- Мне импонирует хорошее искусство. Я не большой знаток современного. Пытаюсь сейчас восполнить недостаток в этой сфере. У меня есть некий сугубо субъективный метод оценки произведений. Я просто задаюсь вопросом: «А я смогу так сделать или нет?». Сыграть, например, три аккорда — смогу. А вот сочинить песню «Yesterday” - уже не смогу. Намалевать что-то ярко абстрактное, может, и сподоболюсь. А вот пейзаж акварелью - это вряд ли. Этим и отличается искусство, пусть даже и массовое, от ремесленничества. Правда, иногда и ремесленничество можно благодаря рекламе продать за безумные деньги. Однако это уже вопрос не искусства, а маркетинга.

- А как вы считаете, нашим учреждениям культуры хватает умелой рекламы и маркетинга?

- Не хватает. Местами их просто нет. Над этим надо серьезно работать. Реклама и маркетинг неизбежно ведут к росту внебюджетных доходов. Мы внесли законопроект об отмене налога на прибыль для всех учреждений культуры, так что вся «внебюджетка» останется им. Поэтому чем больше посетителей, зрителей, больше кафе, которые арендуют места в этих учреждениях, сувенирных магазинов, тем выше зарплата работников культуры. Во многих учреждениях внебюджетка превышает бюджетные дотации в разы. Мы были сегодня в вашем органном зале. Там «внебюджет» вдвое больше, чем бюджет.

- Сейчас в ведение Минкультуры перешло и Федеральное агентство по туризму. То же самое произошло и у нас на уровне Кировской области. Насколько это было правильно?

-Я думаю, это верное решение, потому, что культура и туризм - вещи взаимозависимые и взаимодополняющие. Вот, допустим, мы восстанавливаем монастырь или усадьбу. Это мы для чего делаем? Во-первых, из-за социальной справедливости, что когда-то этот монастырь или особняк разрушили, а теперь мы его восстанавливаем. Наверное, это правильно, но дорого, поэтому правильная логика ещё и в том, что восстанавливая памятники культуры и истории, мы получаем притягательные для людей точки, которые нужно дополнить инфраструктурой, чтобы люди могли приезжать.

- Но к нам в Вятку большинство туристов едут в санатории либо на охоту? Это-то как связано с культурой?

-Начнем с того, что сначала у вас построили санатории и дома отдыха, сделали инфраструктуру. Потом их раскрутили. Если бы здесь раскрутили эти же учреждения культуры для этих же отдыхающих, то они бы, пролечившись, стали бы их тоже с удовольствием посещать. Культура нуждается в первоначальных инвестициях и позиционировании.

- В прессе вы неоднократно заявляли, что у вас обширные планы по выводу культуры в приоритетную область. Как это возможно при том, что бюджет на культуру, мягко говоря, «не приоритетный»?

-Финансирование культуры уже увеличено. Госдума примет бюджет и вы увидите цифры. Увеличение произошло даже по отношению к прошлому году, особенно в части зарплаты работников отрасли. Такого повышения, которое нам предстоит осуществить в первой половине 2013 года, еще в культуре не было ни разу после распада СССР. Зарплаты работников культуры в федеральных учреждениях значительно повышены. В среднем бюджетная часть зарплаты вырастет на 30 процентов, где-то чуть меньше, где-то больше. Сейчас средняя зарплата работников культуры в федеральных учреждениях 20 тысяч рублей. Я вижу свою задачу в том, чтобы в 2013 году довести ее до 25-30 тысяч рублей. Это непросто, но будем стараться. Ещё раз спасибо руководству страны, что даже в сложных условиях жёсткого бюджета нашли возможность выделить деньги именно на повышение зарплаты.

- Вас очень настойчиво приглашал посетить область Никита Белых. В общем-то понято, почему: попросить федерального софинансирования на культурные стройки...

-Никита Юрьевич абсолютно прав. Будь я губернатором, я тоже пытался бы приглашать по возможности посетить регион всех федеральных министров. Потому что одно дело, когда ты видишь какой-то проект на бумаге, и совсем другое, когда ты это «пощупал», пообщался с людьми, увидел заинтересованность. Побывал я в вашем музее Циолковского и вот могу сказать, что это, выражаясь языком коллег, «неэффективный» музей. Сотрудники музея, исходя из того крошечного бюджета, который у них есть, за крошечную зарплату, делают все от них зависящее и даже больше, но у музея нет финансирования на развитие и люди, которые там работают, просто подвижники, но ничего с этим сделать не могут. Музей даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня. Ведь в музей космонавтики ребенок должен прийти и после его посещения захотеть стать летчиком. Затем пойти в школу и старательно учить физику и математику. У него должна появиться цель, а ее в свою очередь и должен сформировать такой музей. Боюсь, что музей Циолковского эту цель ребенку не формирует.

- Но ведь потому они и мечтают построить Детский космический центр...

-Вы знаете, у парня, который делал нам презентацию проекта этого космического центра, действительно горели глаза. Ему это интересно. Он может людей увлечь. И мне хочется таких людей поддержать. Мне важно, чтобы другие вятские мальчишки и девчонки тоже захотели учиться. Может потом космонавтами из них станут пять человек, летчиками еще 20, зато все остальные точно станут лучше учиться в школе. А это значит, что музей, говоря чиновничьим языком, выполнит свою социальную функцию. Позиция профильного ведомства будет безусловно в поддержку этого проекта.

-А проект органного камерного зала вам понравился?

-Мне не понравилась идея переноса органа в Дом офицеров. То, что есть в костеле сейчас — это идеальное вариант для органного зала.

-Но через пять лет это здание, должно перейти к католикам...

-Во-первых, этого, насколько я знаю, может и не произойти. не секрет, что если помещение связано какими-то обременениями, допустим, договорами и прочим, то церковь получает здание со всеми этими обязательствами. Во-вторых, я думаю, что сама католическая церковь заинтересована в нахождении органа в их помещении, и они будут стремиться к тому, чтобы он там остался. В Москве на Большой Грузинской в католическом храме концерты органной или просто классической музыки проходят каждую неделю и поверьте – билетов не достать. Утром в храме служба, а вечером – концерт. Поэтому, мне кажется, надо и в вашем городе попытаться договориться по поводу концертов. Это вопрос открытый.

-То есть вы считаете, что этот проект не стоит поддерживать?

Я считаю, что точно нужно поддерживать восстановление в центре города самого Дома офицеров и создание рядом пешеходной зоны. Можно там сделать концертный зал, театр, кинотеатр, но перетаскивать орган с одного места на другое — это уже крайнее решение.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: