Коррупцию взяли штурмом... Мозговым

Еще не закрыто дело о покупке аппарата УЗИ для гериатрического центра, а сотрудники прокуратуры уже выявили два подобных случая: в кировском областном госпитале для ветеранов войн и в инфекционной больнице. В обоих речь идет о закупке оборудования по завышенным ценам. Напомним, по версии антимонопольной службы, Областной гериатрический центр договорился с компанией «Дельрус» о покупке оборудования по завышенной цене. Cледственные органы возбудили уголовное дело против Светланы Петровой, заместителя главного врача. Эта история стала одним из самых громких коррупционных скандалов за последнее время. Большой резонанс получило и уголовное дело по факту взятки экс-начальника ГИБДД Александра Усцова. Его подозревают в получении 10 тыс. руб. за выдачу «блатного» номера с тремя буквами «Т». На данный момент, как сообщают в прокуратуре области, обвинение Александру Усцову не предъявлено, дело расследуется и находится в управлении по особо важным делам следственного комитета. Помимо этого, расследуется дело в отношении главы департамента физкультуры и спорта Светланы Медведевой. Она подозревается в том, что еще будучи директором СДЮСШОР №1 растратила средства, незаконно собранные с родителей, чьи дети ходили в бассейн. С них брали плату за посещение бассейна, тогда как на самом деле дети должны были ходить туда бесплатно. На это были заложены бюджетные средства. Доход, полученный от родителей, по версии прокуратуры. был потрачен Светланой Медведевой «по своему усмотрению». Уже не первый год тянется следствие по делу Андрея Вотинова, советника губернатора. По версии следствия, в конце 2009 - начале 2010 года Андрей Вотинов в сговоре с коммерческим директором КОГУП «Кировлес» Василием Вакулиным требовал с бывшего директора «Кировлеса» Вячеслава Опалева 10 млн рублей. Взамен советник губернатора якобы пообещал посодействовать в том, чтобы «компетентные лица приняли решение о продолжении деятельности предприятия под руководством Вячеслава Николаевича». По версии следствия Вотинов предложил Опалеву собрать необходимую сумму с руководителей лесхозов области (по 100 тыс. рублей с каждого). В феврале 2010 года Вотинова задержали сотрудники Кировского УФСБ при получении 2 млн рублей. Сам подсудимый свою вину не признает, уголовное дело считает сфабрикованным. По его словам, пакет с деньгами ему подкинули. Несмотря на то, что задержание Вотинова произошло довольно давно, уголовное дело было передано в суд лишь в конце декабря ушедшего года. В настоящее время дают показания свидетели обвинения, в числе которых - сотрудники кировского УФСБ, понятые, бывший заместитель директора по безопасности «Кировлеса» и директора лесхозов, с которых, по данным следствия, Опалев якобы собирал деньги для взятки. Исход этого процесса может повлиять на другое уголовное дело, возбужденное против другого советника губернатора Алексея Навального еще в мае 2010 года. Он обвиняется по статье «причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием». По показаниям Опалева, именно Навальный руководил процессом реорганизации «Кировлеса». Известный оппозиционер уже приезжал в Киров на допрос, однако дело пока так и не дошло до суда. Как сообщил «Навигатору» независимый источник, оперативные материалы по делу Навального были потеряны при их изучении в центральном аппарате МВД России.
Кто виноват?
На круглом столе по проблемам коррупции, прошедшем на прошлой неделе, громкие скандалы не обсуждали. Собравшиеся пытались выявить причины коррупции и недостатки борьбы с ней. - В законе о государственной гражданской службе выявлены проблемы, связанные с замещением должностей. Правило конкурсного отбора – это основной антикоррупционный механизм, который заложен в закон о госслужбе. Однако из этого правила есть исключения, благодаря которым появляется возможность принятия на службу вне конкурса при заключении срочного служебного контракта, - рассуждал Павел Матанцев, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Кировской области. – Закон, говорит что срочный служебный контракт может быть заключен «для замещения отдельных должностей гражданской службы в категории «руководители» и «помощники, советники». Слово «отдельных» далее нигде не расшифровывается и не раскрывается. И возникает вопрос – каких отдельных должностей? Не дано никаких критериев, какие должности можно туда отнести. И конкурсный порядок может быть нарушен в силу чьих-то интересов. Сейчас проводится работа по составлению перечня этих должностей. Следующий момент – это ограничения после увольнения с госслужбы. Должностные лица могут заранее договариваться о последующем трудоустройстве и за это предоставлять отдельным организациям какие-то льготы. Как считает Павел Матанцев, борьба с коррупцией в области находится в парадоксальной ситуации. - На каждом углу говорят о разгуле коррупции, но при беседах с конкретными предпринимателями мы слышим, что все хорошо, все проводится в рамках закона и проблем нет. Причин несколько – заинтересованность обеих сторон в коррупционных сделках. Нежелание сообщать о фактах вымогательства из-за боязни каких-то неприятных последствий. Ну, и главная причина – низкий уровень доверия населения к правоохранительной системе.
«Не могут не врать»
Недостаток доверия наблюдается в области не только в отношении правоохранительной системы, но и всей государственной власти в целом. Губернатор Никита Белых отметил: презумпция «виновности власти» чрезвычайно глубоко засела в головах, а еще пожаловался, что многие не различают коррупцию и проблемы власти: - Например, ветхое жилье. Органы местного самоуправления делают все возможное, чтобы не признать это жилье аварийным, потому что в обратном случае нужно будет расселять жильцов. Возмущенные жильцы обращаются в суды, правоохранительные органы, так как дом уже объективно аварийный. Но это не коррупция. Здесь нет заинтересованности. Были бы деньги – всех бы уже давно расселили. Но объем требуемых средств несопоставим с теми объемами, которые есть в региональном бюджете. Есть вопросы, которые связаны с неэффективными действиями власти. Но эти действия вызваны, в первую очередь, некомпетентностью. Особенно это касается муниципального уровня. Очень часто сталкиваемся с тем, что на муниципальном уровне, в отделе тех же муниципальных закупок не найти людей. Потому что у специалистов там зарплата 8 тысяч, а штрафы они могут получать по 50 тысяч. Ну кто пойдет на такие условия? Это тоже не коррупция. Неэффективный чиновник, некомпетентный специалист, неквалифицированный управленец – это проблема власти, но это не коррупция. Но у нас в сознании общества все проблемы приписываются коррупции. Не отремонтированы дороги – коррупция, проблемы в сфере ЖКХ – коррупция, неверное управленческое решение – коррупция. Но это не так. По словам главного федерального инспектора по Кировской области Фердауиса Юсупова коррупцией могут ошибочно считать инициативу чиновников, направленную во благо области. - Мы сейчас говорим о коррупции в сфере госслужбы и госзакупок, в среде правоохранительных органов. Например, закон 94 ФЗ о госзакупках. Мы все прекрасно понимаем, что он изжил себя с точки зрения правильных оценок. Руководитель принимает решение о том, чтобы купить то или иное оборудование. Например, он может купить дешевое китайское, которое через год перестанет работать. Или выбрать оборудование дороже, которое будет работать 15 лет. И его могут запросто обвинить в коррупции. Или, например, лет 5-6 назад был скандал вокруг мэра Василия Киселева, связанный с покрытием улицы Ленина от Воровского до Центральной гостиницы. Его обвинили в трате больших денег. Но прошло время, а дорога до сих пор не рассыпалась. А ведь его, по сути, обвиняли в коррупции.
Что делать?
О том. Что нынешние методы борьбы с коррупцией эффекта не дают говорят давно и на всех уровнях. Специалисты предлагают ввести новые методы. - За прошлый год зарегистрировано почти 11 тысяч взяток. Среди этих 11-ти тысяч был известный генерал-лейтенант, который попался на взятке в 1 млрд 300 млн. руб. У него особняк в 50 комнат, и все это видели, всем все было понятно, но на это закрывали глаза, - рассказывает Павел Фещенко, руководитель кафедры уголовно-правовых дисциплин филиала МГЮА имени О.Е. Кутафина в г.Кирове. - Поэтому официальную статистику надо чем-то дополнять. Например, результатами социологических исследований и изучением фактических материалов – жалоб и публикаций в СМИ. Следующее, что обязательно надо бы оценить, - это ущерб от коррупции. Это очевидный ущерб для экономики, экологии, жизни и здоровья. Например, при проверке строительства известного «танцующего» моста в Волгограде выяснилось, что более 100 млн рублей, выделенных на строительство, ушло на частные нужды. Компенсация этих убытков идет из бюджета. Поэтому предлагается ввести такие цифры: какой ущерб причинила коррупция и какую часть этого ущерба удалось компенсировать именно за счет чиновников-коррупционеров. Прокурор Павел Матанцев предложил бороться с коррупцией по трем основным направлениям. - Первое - сбор и направление информации о коррупционных ситуациях в правоохранительные органы. Второе – необходимо преодолеть укоренившееся представление о том, что с местными органами лучше сотрудничать путем подкупа должностных лиц, а не в рамках закона. И третье – это независимая антикоррупционная экспертиза. Целевая программа по противодействию коррупции действует в области уже 4-ый год. Результаты ее реализации регулярно рассматривают на комиссии при губернаторе. Директор кировского филиала «Военно - страховая компании» Владимир Тарбеев в этой комиссии участвует регулярно, целевую программу знает чуть ли не наизусть и видит в ней немало недостатков. Она грешит излишним декларированием и нехваткой конкретных мероприятий. - Отчеты о мероприятиях носят характер именно отчетов, а того, что достигнуто, как принятые меры повлияли на ситуацию, - этого нет, - рассуждает Владимир Тарбеев. - Мне кажется, необходимо ввести в программу несколько дополнительных мероприятий. Во-первых, хотелось бы, чтоб нашему губернатору дали полномочия о высказывании недоверия тому или иному чиновнику. Доказать факт взятки трудно, но возможно высказать недоверие, как это получилось с Юрием Лужковым: он покинул свой пост после того, как ему было высказано недоверие. Помимо этого, необходимо ввести практику подачи деклараций не только о доходах, но и расходах. Например, если чиновник заработал в год один миллион, а имущества приобрел на четыре — нужно узнать, откуда у него средства на приобретение этого имущества. Ну, и третье мероприятие, которое стоит добавить в текст программы, - это введение института провокации взятки. Конечно, правоведы не с восторгом относятся к этой инициативе, но если рассматривать ее не как правонарушение, а как способ вывести недобросовестного чиновника «на чистую воду», она может быть вполне действенной.
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: