«Корпорация монстров»: о чем плачутся федеральные сети

Федеральные сети перешли в агрессивное наступление на кировском рынке. В этом без лишней скромности призналось руководство «Пятерочки», приезжавшее в Киров в конце лета. С приходом этой сети местные производители схватились за голову, и воззвали о помощи к правительству региона. То, в свою очередь, понимая, что может потерять налогоплательщиков, уже выделило миллионы рублей на рекламную компанию «Покупай вятское».        

Недавно представители крупнейших сетей собрались в Москве на ежегодной конференции «Ритейл в России» и хором начали ругать региональные власти. Оказывается, для федералов попытки местных спасти свою промышленность как кость поперек горла. О чем еще плачет российский ритейл, выяснил «Навигатор».  

- У нас в стране, встречаются практики, которые указывают на то, что не все законы одинаково соблюдаются территориями, - рассказывает Михаил Сусов, директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group. - Например, вторичная сертификация продуктов питания, алкоголя. Ритейлеры часто сталкиваются с абсурдными требованиями о том, сколько и чего местного должно стоять на полках. Распространены и программы под девизом «затаривайтесь местной продукцией, а не товарами из Москвы». Неправильно не работать с местными производителями — но и неправильно работать только так, как хочет местная власть.

По мнению некоторых участников рынка, региональные программы в поддержку местного производства иногда доходят до «уголовщины».
- Сейчас существует реальная уголовщина местных властей, так называемые программы «покупай N-ское». Так и хочется спросить производителя — а ты точно хочешь эту программу? Ты в городе А произвел свой товар, как ты приедешь и продашь его в городе Б, где существует эта программа? У нас страна — сборище удельных княжеств, у нас нет федеральной сети как таковой.

Ритейлеры признают: бороться с региональным протекционизмом, который проявляется в виде административных барьеров для федералов, крайне трудно.
- Во многих регионах появляются ассоциации, повторно сертифицирующие качество продукции, и в сети поступает указание не брать товар, не имеющий каких-то определенных акцизных марок. Мы с этим боремся, подаем жалобы в ФАС, в суды, - рассказал Илья Белоновский, исполнительный директор ассоциации компаний розничной торговли «АКОРТ». - Но «долбануть» так, чтобы не было желания нас давить — шансов нет. Мы в регионах работаем и головой своей рисковать не хотим. Если пытаемся, тут же происходят проблемы с лицензиями, пожарниками и так далее. Ситуация на самом деле  вопиющая, и пока непонятно, как нам ее решить.

По мнению Максима Протасова, председателя правления Ассоциации производителей и поставщиков продтоваров «Руспродсоюз», поддержка местных производителей должна иметь место, но не должна мешать.
- В Москве когда-то тоже существовала система наподобие «покупай N-ское» - программа Московского качества, которая была большой профанацией. Поддержка локальной аутентичности, местных производителей нужна, но она не должна быть шлагбаумом, который открывается за деньги, и перед которым прогибается ритейл. Должны быть программы поддержки отечественных производителей через повышение лояльности потребителей. Такие программы существуют во всех европейских странах.

Михаил Сусов, например, предложил развивать альтернативные каналы продаж, такие, как ярмарки.
- В некоторых регионах у нас была практика предоставления бесплатных площадок для местных производителей на ярмарках, и у нас был вал обращений. Ведь чем больше мы внедряемся во  внутреннюю торговлю, внутренний региональный рынок, тем больше будет местных производителей участвовать в подобных мероприятиях.

Алкоголь как панацея для розницы

По словам специалистов, доля сетевой торговли в России неуклонно растет. В 2012 году  почти все населенные пункты с количеством жителей от 5 тыс. человек имеют представителей крупных сетей.

Однако не все современные тенденции легко приживаются на почве регионов. Не всегда и законодательство поддерживает развитие розничной торговли. Так, непростая ситуация складывается из-за ограничений продажи алкоголя. С одной стороны, отмечают участники рынка, запрет на торговлю алкоголем в киосках на руку сетевикам. Но с другой стороны, закон может ударить и по ним самим.
- Изъятие алкоголя с прилавков, конечно, движется благими намерениями, - отметила Илона Лепп, директор по развитию бизнеса в России и Северо-Восточной Европе компании «Нильсен». - Но если взять, например, торговлю в киосках, то из 100 руб. выручки там 40 руб. будет составлять пиво, 40 — сигареты и 20 — жвачка и прочее. Если убрать сигареты и пиво, то смысла оставаться на рынке нет. Почему люди не пьют пиво в барах? Во-первых, разница в цене в барах и киоске — 200%, то есть в киоске можно купить три бутылки, а в баре только одну. Во-вторых, у нас нет культуры пития: в Москве на 3 тыс. человек существует один бар. Алкоголь выгоняют из киосков, и эти объемы переходят в современную торговлю, а это миллиарды долларов. После введения закона о запрете продажи алкоголя после 11-ти вечера магазины, которые продавали алкоголь ночью, закрылись. Но на самом деле пить стали больше, потому что стали покупать впрок. Про табак скажу то же самое: в киоске человек покупает пачку, в гипермаркете — блок. И миссия в красивой оболочке может привести к обратному эффекту.

Однако с мнением о том, что киоскам нет смысла оставаться на рынке, не согласно правительство России.
- В 93-м году, когда убирали из киосков спирт, киоски в один голос говорили — умрем. Когда позже убирали водку, кричали — не выживем. Но ничего, выжили, - заметил Дмитрий Янин, председатель правления Конфедерации обществ потребителей. - Так что значимость алкоголя преувеличена, тогда как шаговая доступность социально опасных товаров никуда не девается. Сеть эта живуча, ее вывести невозможно. А вместо алкоголя придут помидоры, бананы, пылесосы — что угодно.

Алкогольно-табачные ограничения больно ударили не только по киоскерам, но и навредили сетевикам. В частности федералы не довольны запретом на продажу алкоголя рядом с социально значимыми объектами.
- Мы не раз говорили, что курс, который взяло государство по борьбе с вредными привычками, неизбежен, и идти вне этого тренда бесполезно. Но наряду со здравыми ограничениями мы сталкиваемся с инициативами, которые вызывают только улыбку, - иронизирует Михаил Сусов, директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group. - Скоро станет совершенно нормально закрыть гипермаркет, где торгуют алкоголем, потому что рядом с ним открылся массажный салон, где обслуживают одного человека в день. Формально это будет достаточная причина. Такая же глупость с запретом продавать алкоголь, если рядом есть ясли. Я вот ни разу не сталкивался с тем, чтобы ребенок, только выйдя из яслей, тут же «чесал» в магазин и покупал там себе алкоголь. Мы уже смирились с рядом ограничений, закрыв десятки и сотни магазинов, но такие  ограничения недопустимы.

Необходимость алкоголя на полках обусловлена, по словам экспертов рынка, еще и его высокой прибыльностью, без которой невозможно обеспечить потребителя необходимыми товарами, которые такой прибыли не приносят.
- У нас острый дефицит потребления свежих продуктов питания, фруктов и овощей, дефицит по сравнению с нормами Минздрава и с Европой, - отметил Никита Кузнецов, заместитель главы департамента торговли и услуг РФ. - Дефицит потребления мяса еще больше. А при дефиците торговых площадей и высоких ставках аренды сможет ли магазин торговать социально значимой и дефицитной продукцией без уравновешивания этого продукцией, которая приносит прибыль? И в серьезной дискуссии нужно уходить от лозунгов вроде «пусть они продают бананы». С нашими арендными ставками это просто несерьезно.

Дмитрий Потапенко, владелец сети киосков и управляющий партнер Management Development Group Inc., утверждает: алкоголь и сигареты в киосках продаются и будут продаваться всегда, во всяком случае из-под полы, пока правительство не будет справедливо относиться к малому бизнесу.
- По отношению к алкогольным и табачным компаниям политика сейчас бандитская. Когда в 90-х нас затаскивали на рынок с призывами «делайте хоть что-нибудь, дайте рабочие места» — мы делали. А теперь у правительства, видимо, появились деньги , и депутаты с пеной у рта утверждают, что наполнение казны от алкоголя и сигарет копеечное. Так давайте тогда закроем все заводы алкоголя и табака, тогда это будет честно. А сейчас мелкий бизнес просто «грохается». Никаким другим товаром в палатках нельзя торговать с такими ставками, как сейчас. Да и не только арендными ставками. Например, палатка нового образца стоит от 500 тыс. рублей. Согласен, народ должен меньше курить и пить. Но ни из одной палатки пиво и сигареты не уйдут, потому что все понимают, что инспекторам легче заплатить, чтобы палатка стояла.

Сетевые параллели

Еще весной текущего года руководитель ФАС РФ Игорь Артемьев заявлял о возможной отмене запрета на параллельный импорт, т. е. ввоз товаров, защищенных товарным знаком, без разрешения правообладателя, то есть, по сути, в обход официального дилера. Предложение было встречено ритейлерами «в штыки».
- Это как раз тот случай, когда ритейлеры и производители на одной стороне, - Рассказал Тагир Калимуллин, директор по взаимодействию с госорганами власти компании «М.Видео». - Параллельный импорт — возможность ввоза товаров неправообладателями. По мнению ФАС, легализация параллельного импорта приведет к увеличению импортеров товаров, к росту конкуренции и уменьшению розничных цен. Мы считаем, что это неверные предпосылки. Даже в таком белом сегменте, как продажа бытовой техники доля «серого» товара достигает 30-50%. А введение параллельного импорта приведет к недобросовестной конкуренции и контрафакту.

Предложение ФАС, тем временем, поддержала Международная конфедерация обществ потребителей. По мнению ее председателя Дмитрия Янина, сейчас местные сети просто вытесняют поставщиков, завышая тем самым цены на многие товары.
- Многие производители деградировали в качестве здесь и блокируют качественную продукцию из Европы. По лекарственным средствам разница в цене большая. Запчасти для тех же иномарок для россиянина в два-три раза дороже. ФАС предлагает снять этот шлагбаум таможни. Понятно, что сети заинтересованы в том, чтобы было два-три поставщика. Но мы устали переплачивать. 

Однако сетевики уверяют: игра «не стоит свеч», после отмены запрета может начаться настоящий хаос.
- Откуда к нам поступает контрафакт? По «левым» каналам, - считает Илья Якубсон, президент группы компаний «Дикси». - Официальные компании-производители, контролирующие каналы продаж, — единственная гарантия качества. Еще лет 10 назад потребители боялись, когда покупали телевизор или камеру, - настоящее или нет? А сейчас мы знаем, что идешь в крупный сетевой магазин, получаешь гарантию, потому что товар получен по официальным каналам. И легализовать параллельный импорт значит легализовать все «серые» каналы. Наступит хаос.

Газета «Навигатор» благодарит компанию Tele2 за предоставленную возможность побывать на конференции «Ритейл в России».

Узнайте больше о персоне: Потапенко Дмитрий
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: