Из города в деревню: собственное хозяйство, как бизнес-проект
Несколько лет назад Станислав Тупицын решил оставить город, транспортный бизнес и переехал с семьей жить в деревню. Но не как обычный обитатель загородного поселка, который ежедневно «мотается» в городской офис. Станислав принял непростое решение - жить и содержать семью исключительно за счет собственного хозяйства. Корреспондент «Навигатора» смог застать Станисла во время его короткого приезда в Киров. Именно в городе он сбывает основную часть своей продукции.
– Расскажите, как сейчас идут Ваши дела, на какие направления делаете акцент в настоящее время?
– Мы просто деревенские жители, которые раньше жили в Кирове. В определенный момент поняли, что город - это беличье колесо, в котором можно бессмысленно, безрезультатно крутиться годами. Взяли и переехали в деревню, где решили заниматься тем, что давно забыто или подменено. Стали печь хлеб в русской печи, делать настоящее растительное масло на дубовом прессе, молоть муку на традиционной мельнице с каменными жерновами. Делать и производить какие-то другие сопутствующие традиционные продукты питания. Сейчас это обычное домашнее производство с небольшими объемами.
– Где располагается ваше хозяйство?
– Мы живем в Слободском районе, недалеко от села Шестаково. Примерно в 70 километрах от города.
– Держите ли вы домашних животных — скот, птицу?
- Пока нет. Сами еще толком не обустроились, поэтому не беремся за это. Содержать скот, птицу — это большая ответственность.
– Вы сами выращиваете то, что перерабатываете?
– Пока нет. Мы покупаем зерно, но сами делаем значительную часть муки из которой печем хлеб.
Как к вашей деятельности относятся соседи?
– Деревенские жители нам в принципе рады. Мы помогаем им чем можем. Кто-то даже заезжает к нам за хлебом. Но, если честно, деревня у нас небольшая. Мы вплотную ни с кем не соседствуем. С двух сторон от нашего дома поля, с третьей стороны лес, а с четвертой - заброшенный участок. Живем практически как на хуторе.
– Расскажите подробнее о хлебе, который производите.
– Печем ржаной хлеб. В том числе чисто ржаной хлеб, который промышленность не производит. Настоящее ржаное тесто требует ручного труда. А мы печем настоящий ржаной хлеб. В нашем ассортименте есть и пшеничный. Вся продукция изготовлена из «чистого зерна», которое выращивается на полях одного хозяйства в Пензенской области без минеральных удобрений, пестицидов, протравливателей и других химикатов. С доставкой мука получается достаточно дорогая и поэтому из нее просто не может быть дешевый хлеб.
– При небольшом производстве всегда возникают вопросы сбыта продукции. Где вы продаете свой хлеб?
– В основном в Кирове. В городе есть небольшая сеть магазинов натуральных продуктов. Еще наш хлеб можно купить в одной из кофеен. Так же мы участвуем в разных розничных ярмарках.
– Как часто Вы привозите свою продукцию в Киров?
– Пока раз в неделю. Раз в неделю пеку, раз в неделю привожу. Объемы небольшие - примерно 150, иногда 180 караваев хлеба в неделю.
– Продукция таких производств как ваше — достаточно дорогая. Чем покупатели объясняют свой выбор в ее пользу, а не в пользу продукции обычных хлебозаводов с их стандартами, лабораториями и прочим?
– Мы ведем группу в соцсетях. Там можно увидеть весь процесс производства и задать любые вопросы, на которые мы с удовольствием отвечаем. Предположу, что наши покупатели воспринимают нас как своих близких, поэтому доверяют и делают выбор в нашу пользу.
Кстати, однажды наши клиенты решили провести анализ продукции и отнесли ее в лабораторию. Оказалось, что по всем параметрам хлеб из «чистого зерна» намного лучше, чем то, что предлагают в обычных сетевых магазинах.
– Можно сказать, что основная маркетинговая активность у вас сосредоточена в соцсетях.
– В данный момент да.
– Расскажите о производстве растительного масла. По сравнению с хлебом, это несколько иная сфера.
– Мне кажется, что сфера та же — настоящие продукты. С помощью деревянного пресса под нагрузкой 50 тонн мы делаем растительное масло из самых разных семян и орехов. Подсолнечное, кунжутное, тыквенное, горчичное. Только естественный отжим без нагревания и других манипуляций.
Еще занимаемся непосредственным производством прессов, благодаря которым любой желающий может освоить это направление. Например, на днях был заказ на прессы из другого города. Людям это интересно.
– Вы рассказали, что поддерживаете связи с теми, кто избрал такой же как и вы стиль жизни. Насколько это тренд? Насколько это вызывает интерес?
– Да, действительно, люди переезжают на землю. Почему? Они понимают настолько извращены, затравлены продукты в магазинах… В результате, люди решают производить их сами для себя. А те, у кого есть возможность, готовы платить деньги и покупать чистую продукцию.
– Крестьянская, натуральная продукция стоит дороже. А люди с деньгами есть в Москве, в Петербурге. У нас уровень жизни ниже. Есть ли спрос в Кирове?
– Наш хлеб стоит около 100 рублей. Это большие деньги? Столько же стоит сходить купить три булочки. Но они будут с заменителями, с добавками, неизвестно с чем, с питательной ценностью ноль целых ноль десятых. Или каравай настоящего хлеба, который ты будешь неделю кушать и радоваться. Кто это понял, тот и покупает нашу продукцию. Среди клиентов есть даже пенсионеры.
– В соцсетях люди больше интересуются продукцией или образом жизни?
– И тем, и тем. Со многими переписываемся. Общаемся с людьми, которые как и мы покупают дом, заводят хозяйство.
– Если соблазн вернуться к городской жизни?
– Да какой соблазн! Раз в неделю по вторникам приезжаю в город и мечтаю побыстрее домой уехать. Город — это не соблазн. У нас трое детей: почти шесть, почти три и вот малыш два месяца. Им хорошо в деревне. В городе у них кусочек квартиры, а в деревне… Жена говорит, с тремя детьми в городе жить невозможно. А тут ребенок утром проснулся и побежал гулять сам, он свободен.
– Старшему скоро в школу. Есть где учиться?
– В соседнем селе есть школа, но мы рассматриваем вопрос о домашнем обучении. Пока не определились, пока решаем.
– То, чем вы занимаетесь сейчас — это одновременно и домашнее хозяйство, и бизнес. Как человек, который в прошлом активно занимался грузоперевозками, как Вы можете оценить деловую составляющую? Насколько эффективен Ваш текущий бизнес?
– Не могу сказать, что то, чем мы сейчас занимаемся — это очень выгодный бизнес. На этом этапе все производится самостоятельно, вручную, без наемных рабочих. Конечно, можно было бы, наверное, кого-то нанять. Но мы работаем в домашних условиях, нам наемные руки даже пригласить некуда. Соответственно, и финансовая отдача невелика. У нас нет каких-то серьезных ресурсов на развитие, но нам безвозмездно помогают неравнодушные люди. Именно благодаря им мы приобрели первую маленькую мельницу и пресс для масла, а сейчас ищут средства на большую мельницу.
Возможно, скоро построим отдельную пекарню, но это пока только планы. Еще очень хочется производить больше муки, чтобы можно было поставлять ее в какие-нибудь пекарни, рестораны.
– А помещения? Может быть, хотите восстановить что-то заброшенное?
– Нет. То, что есть, уже ни на что не годится. Будем заниматься строительством своими силами, без долгов, без кредитов. Возможно, пригласим волонтеров, которые готовы помочь нам в замен на обучение, например, хлебопечению.
– Как думаете, сколько времени на это потребуется?
– Года полтора, думаю, уйдет на это. Не быстро, но все начато с нуля. На эти деньги мы и живем, и развиваемся.
Комментарии:
Добавить комментарий