Холдинг «Здрава» вышел на рынки СНГ и Европы
Кризис сыграл на руку одному из крупнейших пищевых предприятий региона — холдингу «Здрава». В 2015 году у него почти на 50% выросла выручка, достигнув 1,49 млрд рублей, и серьезно увеличилась прибыль. Что стало причиной столь резкого роста показателей предприятия на высококонкурентном рынке майонезов и соусов, «Навигатору» рассказал его генеральный директор Владимир Савиных.
– Выручка и прибыль холдинга «Здрава» в 2015 году серьезно выросли. Сохранилась ли положительная динамика в 2016 году?
– По итогам 2015 года действительно была позитивная динамика по всем группам и территориям присутствия. Нам удалось поднять объем продаж майонезов во всех регионах РФ, где мы присутствуем, а также в странах СНГ. На рубеже 2015–2016 годов мы вышли на рынок Киргизии, Туркменистана, Белоруссии и Армении, а не так давно заключили дистрибьюторский договор с покупателем из Казахстана. То есть один из факторов – это расширение географии поставок наших собственных брендов.
Кроме этого мы зарекомендовали себя как ответственный производитель по контрактам с другими торговыми марками. Мы серьезно инвестируем в производство и соблюдение качества продукции. Поэтому с нами сотрудничают и крупные федеральные сети, и локальные сети из других регионов.
– Какая доля продаж сейчас приходится на отдельные локальные рынки, в том числе на экспорт? Есть ли отличия в предпочтениях покупателей?
– Порядка 45% мы поставляем на домашний рынок Кирова и Кировской области. Остальная продукция идет в другие регионы. Какие-то серьезные отличия в предпочтениях выделить сложно. Мы видим, что покупатели ориентируются на соотношение нашей цены и качества продукции. Ценовая конкуренция на нашем рынке имеет серьезное значение.
Также, могу отметить, что за пределами Кировской области, в частности в Европе, хорошо стартовали продажи наших новинок, например соусов с натуральными вкусовыми наполнителями, Майонезы «Сметанный» и «Для мужчин».
– Признаюсь, думал, что майонез «Для мужчин» скорей маркетинговый ход и главное отличие в упаковке.
– Это острый майонез с нотками копченостей. Мы специально тестировали рецептуру среди мужского населения. Для этого было разработано более 50 рецептов с различным соотношением специй и ингредиентов. Лидером стала рецептура под №32. Мы решили сохранить этот номер и в названии продукта.
– Продукция компании продается и на европейских рынках?
– Мы сотрудничаем с розничной сетью «Монолит», которая продает русские продукты в нескольких странах Европы: в Норвегии, Швеции, Германии, где находится ее штаб-квартира.
– Потрясения 2014 года почувствовали многие пищевые предприятия. Подорожало если не основное сырье, то импортные упаковка, оборудование, комплектующие для техники, импортные добавки. Насколько колебания курса рубля отразились на холдинге?
– Все производители испытывают на себе кризисные явления, рост цен. Мы также зависим от всего этого. Например, цена подсолнечного масла за это время выросла в два раза. Но мы имеем возможность делать большие запасы сырья и материалов. А рост производства позволяет экономить за счет на масштабов производства. Это дает нам возможность нивелировать колебания и держать определенный уровень себестоимости продукции очень длительное время.
Например, у нас есть маслохранилище, которое позволяет иметь запас порядка 8000 тонн или 140 железнодорожных цистерн подсолнечного масла. Поэтому мы закупаем основное сырье в периоды низких цен. Как результат, мы можем гарантировать стабильные цены в течение длительного периода, что также привлекает наших покупателей и заказчиков.
– До введения продовольственного эмбарго вы выпускали под своим брендом оливковое масло. Удалось ли найти поставщиков из стран, которые не попали под санкции?
– Оливковое масло не попало под продовольственное эмбарго. Оно, как и раньше, производится как на нашем предприятии, так и в Испании под нашим контролем. Так что перебоев в поставках у нас не было. Его и сейчас можно найти на полках магазинов.
– В конце 90-х была очень серьезная конкуренция между предприятиями масло-жировой промышленности за доступ к основному сырью — подсолнечному маслу. Насколько сейчас это актуально?
– Эти времена ушли в прошлое. В последние годы Россия не страдает от неурожаев подсолнечника или нехватки мощностей по его переработке. Мы успешно закупаем нерафинированное масло у лучших производителей.
Разве что, в позапрошлом году, если не ошибаюсь, была некоторая нестабильность на этом рынке. Но ее даже дефицитом назвать сложно.
В сезон - с августа по октябрь - мы успешно приобретаем крупные партии подсолнечного масла. Бывают, как и у всех, текущие проблемы с отдельными поставщиками, но это разовые ситуации. Обычный для любого бизнеса риск.
– Насколько выгодно сотрудничать с федеральными сетями? В частности, производить продукцию под их частными торговыми марками?
– Не поверите, выгодно. Мы добились такого уровня профессионализма в этом направлении и настолько себя хорошо зарекомендовали, что на сегодняшний день мы имеем очередь из желающих разместить заявку на производство. Мы выбираем только самых прибыльных, крупных и надежных партнеров. Это крупнейшие федеральные сети «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток», SPAR.
Производство по контракту позволяет нам полностью загрузить свои производственные мощности. Торговые сети растут, растет их потребность в поставках продукции, растут их заказы для нашего предприятия.
Еще один важный момент - такие крупные заказчики предъявляют самые серьезные требования к культуре производства, к технологическим процессам, к производственному оборудованию, к стабильности свойств и качества продукции. Подобные заказы в России могут выполнять лишь единицы.
При проведении аудита перед началом работы чек-лист у заказчиков может включать до 100 пунктов, которым нужно соответствовать. Выполнение их условий требует постоянной работы над качеством и не позволяет расслабляться. Кстати, мы набираем 98 из 100.
– А собственные бренды вы продвигаете локально, на отдельных региональных рынках?
– Уточню, это 15 регионов России, страны СНГ и Европы.
– «Вятскому квасу» удалось стать федеральным брендом, благодаря уникальной пиар-кампании. Не планируете ли вы разработать и запустить что-то подобное?
– Мысли, безусловно, были. Все хотят повторить такие истории, как у «Вятского кваса». Но каждый ищет свой путь. Путь создания федерального бренда, о котором знает 90% населения, очень долгосрочный и дорогой. Он требует огромных инвестиций.
Мы выбрали другую стратегию. Мы нацелены на сохранение лидерства на домашнем рынке Кировской области. Следующая составляющая - сохранять и постепенно расширять свою долю в регионах, где нас традиционно хорошо знают: Коми, Архангельская, Костромская области и еще 12 регионов.
На всех рынках, где мы присутствуем, мы не останавливаемся, активно продвигаем свою продукцию.
– Давно ли вы проводили модернизацию производства и не планируете ли в ближайшем будущем инвестировать в эту сферу?
– Не так давно мы ввели в эксплуатацию ультрасовременное высокопроизводительное оборудование для производства майонезов и кетчупов. У нас сейчас работает установка немецкой компании IKA Werke. Это оборудование высочайшего качества. Его основное достоинство в том, что оно позволяет производить партию продукции в 1 тонну всего за 8 минут. В результате от загрузки ингредиентов до герметичной запайки пакета проходит максимум 20 минут. Быстрый производственный цикл позволяет обеспечить стабильность вкусовых качеств, стабильность всех показателей, включая микробиологию.
Такое качественное оборудование, кроме нас, в России есть еще только у одной компании.
– Вы были депутатом Заксобрания в двух созывах. Почему вы больше не баллотируетесь в кировский парламент и вообще как-то отошли от политики?
- Участие в жизни города и области не ограничивается только Законодательным Собранием. Моя работа в Общественной палате Кировской области, Вятской ТПП, Кировском союзе промышленников и предпринимателей и других объединениях позволяет активно участвовать в общественной жизни. И все же главным для меня остается успешная работа холдинга «Здрава».
Комментарии:
Добавить комментарий