Атаман Юрий Басманов: вятские казаки — это потомки ушкуйников

Вятские казаки регулярно мелькают в новостях. То они берут под свое крыло бомжей, бывших уголовников и наркоманов, то собираются заняться импортозамещением или охранять от вандалов котельничское местонахождение парейазавров.
Сейчас в Кировской области 8 казачьих обществ и несколько незарегистрированных хуторов. Откуда вообще взялись казаки на Вятке, что это за люди и чем они занимаются, «Навигатору» рассказал атаман Вятского регионального казачьего общества Юрий Басманов.


- Расскажите, откуда вообще взялись казаки на Вятке?

- Казаки на Вятке были во все времена. Как мы знаем из истории, в XII веке на Вятку приплыли ушкуйники из Великого Новгорода и захватили эти земли. В то время в городе были военачальники, которых называли ватаманы. Как видим, есть связь с казачеством. А когда Иван III решил присоединить Хлынов к Московскому княжеству, часть жителей города ушла на Дон, а часть на Урал. Поэтому Вятку возможно считать колыбелью казачества, а ушкуйников – прародителями вятских казаков.
Сейчас и донские казаки, и уральские считают своей родиной Вятку. Конечно, есть те, кто этого не признает. Разница только в удостоверении и атрибутике, цвете верха кубанки и пагон. У вятских казаков,  например, верх кубанки и лампасов на брюках,  как у донских и кубанских — красный.

На Вятке своего казачьего округа никогда не было, здесь всегда стояли приписные казаки разных казачьих округов: отделы Волжского, Уральского и Оренбурского войска. У казаков при царе были наделы земли, они состояли на государственной службе, сопровождали каторжных до тюрем, подавляли восстания, сопровождали  ценные грузы и т. д.
Во время Первой мировой войны из Вятской губернии призвали много крестьян на службу в казачьи войска. Когда началась революция, казаки вернулись на родину и снова стали заниматься земледелием. 

- Правильно ли я поняла, что сегодняшние члены вашего общества — потомки ушкуйников?

- Сегодня казаком может стать каждый. Любой человек, отслуживший в армии, может написать заявление о приеме в казаки. Ему дается испытательный срок – от полугода до трех лет. Если мужчина с честью выдержал испытательный срок, он присягает в храме  казачеству, вере и отечеству. Ему выдают документ, присваивают чин.
Кандидат в казаки обязан исповедовать православие. В течение испытательного срока мы присматриваемся к человеку. Он должен посещать службы в храмах, активно участвовать в жизни общества: это и патруль в добровольных народных дружинах, работа в общественных организациях, помощь нуждающимся. Бывало, что по истечению испытательного срока мы не принимали кандидата в свои ряды. Если оступился — запил, нарушил закон - казаком ему не быть. Такие случаи были: у кого-то непогашенная судимость, кто-то просто социально не активен. Казак должен быть примером для всех.
Сейчас в Кировской области около 300 общественных казаков и 120 реестровых (государственных). Последним государство предоставляет некоторые привилегии: они должны получать денежное довольствие, сотрудничать с УМВД, МЧС. Официально в городе зарегистрировано Кировское городское казачье общество с атаманом Николаем Улько, с которым у меня хорошие дружеские отношения.  Общественные же казаки готовят молодых людей, чтобы те могли поступить на государственную службу, в дальнейшем перейти в реестровые казаки и т.д.

- А кого вы не признаете казаками и называете ряжеными?

- В 90-е годы существовала ельцинская программа по возрождению казачества. В этот период государство выдавало казакам различные преференции. В Кировской области насчитывалось около тысячи казаков, но они не смогли объединиться возле сильного лидера, разбежались по разным станицам. Стали ходить на городские мероприятия в форме, пьянствовать, сами себе присваивали чины, нацепляли непонятные медальки. Никакой общественной пользы ряженые казаки не приносили. Сейчас на них смотрят, как на клоунов, они испортили нам репутацию.

- Чем вообще занимаются казаки?

- В наши обязанности входит патриотическое воспитание молодежи и подготовка юношей к военной службе, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, охрана общественного порядка, борьба с терроризмом, охрана муниципалитетов и объектов муниципального хозяйства.
Мы сотрудничаем с правоохранительными органами. Выходим на ночные дежурства, возле увеселительных заведений вылавливаем нетрезвых агрессивных людей. Следим за общественным порядком. Сейчас много пожаров, поэтому будем создавать пожарные отряды, которые пройдут обучение в МЧС.
Плотно работаем с социальными фондами, оказываем помощь малоимущим и нуждающимся. Отправляли, например, гуманитарную помощь на Донбасс. Открыли пункт социальной защиты, куда могут приходить люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. Привлекаем адвокатов, которые помогают им с документами. Помощь в наших фондах люди получают абсолютно безвозмездно.
Также у нас есть гордость - ансамбль песни и танца «Казаки Вятки», который гастролирует по всей стране. Сейчас мы сотрудничаем с туристическим центром, разрабатываем маршрут в село Никульчино по пути древнейшего на Вятке крестного хода — Борисоглебского.
Казаки — люди православные, поэтому мы хотим в каждый храм поставить хотя бы по два человека, чтобы контролировали порядок, патрулировали крестный ход. Нужно, чтобы  наше казачье общество завоевывало доверие у народа.

- Если вы работаете на общественных началах, то каким образом зарабатываете деньги?

- Как раз сейчас мы много работаем над этим вопросом. Нам предложили охранять Котельничское местонахождение парейазавров. В штате палеонтологического музея всего 16 человек, а раскопки охватывают берег Вятки протяженностью 30 километров. У наших казаков есть свое лицензированное охранное предприятие. Мы предполагаем, что в Котельниче будут задействованы около 15 человек, пеший и конный патруль. Конечно, этот труд будет оплачиваться.
Хотим открыть свои рынки и магазины, продавать экологически чистую сертифицированную продукцию. Займемся импортозамещением. По образцу общины в Пунгино планируем создать несколько хозяйств, в которых будут работать местные жители и кировские казаки вахтовым методом. Будем вербовать в свои ряды фермеров и помогать им финансово и материалами. Они смогут рассчитываться с нами готовой продукцией. Реализовывать ее будем в своих магазинах, мини рынках  в Кирове и районных центрах.

- Но чтобы заниматься сельским хозяйством, нужна, как минимум земля.

- Благодаря Стратегии развития российского казачества, мы можем арендовать пустующие земли у администраций районов. Там, где нет наших отрядов, мы ищем лидеров: это может быть предприниматель, председатель колхоза, человек, который имеет власть и уважение. Предлагаем ему стать местным атаманом, а он пусть ищет людей в свою команду, выберет тех, на кого можно положиться. Для таких людей испытательный срок сокращен — всего полгода.
Сейчас каждый фермер в районе — индивидуальный предприниматель. Мы будем вербовать их к себе, оценивать хозяйства, просчитывать все экономические риски и заключать договор о сотрудничестве. К счастью, у нас в казачьем обществе собралась квалифицированная команда: и экономисты, и менеджеры, и специалисты по работе с молодежью. Общими силами реализуем все задуманные планы.

- Расскажите подробнее об общине в Пунгино. Как она образовалась?

- Община в Пунгино началась с Юрия Кислухина. Это был интеллигентный человек, да все потерял, стал бомжом, вступал в разные секты, обошел пол-России, а в итоге попал в кировский центр-бомж, где ему помогли.
В Пунгино в то время пустовал дом, который ему отдал местный предприниматель. Мы тоже помогали Юрию и его друзьям. Это люди, попавшие по разным причинам в трудную жизненную ситуацию. Многие употребляли алкоголь, бродяжничали. Да, они оступились, а сейчас  живут общиной со строгой дисциплиной. Помогают местным жителям: кому дров наколют, кому воды принесут, следят за порядком в селе. 
Мы предложили Кислухину вступить в наши ряды, протянули руку помощи. Сейчас члены этой общины, а их человек 60  — кандидаты в казаки. Они сами себя обеспечивают: выращивают овощи, работают на пилораме, строят дома, изготавливают поддоны для Нововятского лыжного  комбината.
В  общину может прийти каждый. Выходят люди из тюрьмы - все потеряли. Куда им идти, кто их ждет? А в Пунгино их примут. И еда, и жилье, и работа есть. Но дисциплина строгая: никакого алкоголя, много работы в сельской местности. Если нарушил правила, из общины выгонят сразу.
  Сейчас они с нуля восстанавливают местную церковь. Все свои сбережения тратят на храм и в этом видят свое предназначение.

 

Узнайте больше о персоне: Басманов Юрий Вениаминович
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: