А вы сменили автопарк? Дешевые бензины вытесняют с рынка

События, происходящие на рынке нефтепродуктов заставляют чиновников все чаще обращать внимание на принципы формирования экспортных пошлин. В декабре минувшего года на бензиновом рынке начались серьезные изменения. Правительство РФ приняло решение о поэтапном выравнивании экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты. Между тем, участники рынка прогнозируют быстрый рост всех цен. А сегодня вместе со стремительным взлетом стоимости дизельного топлива, с рынка постепенно вытесняются 80-й и 92-й бензин. Каких изменений ожидать дальше?

80-й не пройдет

Весь бензин и дизельное топливо в России должны соответствовать требованиям 3 экологического класса. Согласно техрегламенту о требованиях к топливу, принятого в прошлом году, разрешается выпуск в оборот и оборот автомобильного бензина класса 3 и 4 с октановым числом по моторному методу не менее 92, по исследовательскому методу не менее 83. С 2012 года вводится запрет на производство бензинов с октановым числом менее 95. В первую очередь, это значит, что с АЗС исчезнет 80-й бензин, которым преимущественно заправляются автобусы, спецтехника и другие, по мнению правительства и нефтянников, «устаревшие» машины. – Этот техрегламент уже введен в действие. С сентября 2011 года 80-й бензин будет запрещен к продажам на АЗС, а сегодня некоторые заводы уже отказываются от его производства, – рассказывает Иван Киселев, коммерческий директор компании «Чепецкнефтепродукт». – Дело в том, что его производство топлива такого низкого класса сегодня морально не оправдано. Уже лет 10 не выпускаются автомобили, использующие 80-й бензин, их постепенно заменяют более новой техникой, соответственно, объем потребления этого бензина снижается из года в год. С мнением Ивана Киселева согласен и Артем Ситников, вице-председатель «Союза автомобилистов Кировской области»: – Отмена 80-го бензина, как понимаю, продиктована требованиями времени и введением стандарта Евро-3. Скоро автомобилей, заправляемых 80-м не останется, а с/х тезхника преимущественно работает на дизеле. В то же время, для предприятий, чья работа завязана на этом дешевом бензине, осталось небольшое утешение: – Несмотря на то, что на АЗС 80-й бензин продавать будет запрещено, поставлять оптом его еще будет можно, – обнадеживает Иван Киселев. – Возможно, в этих регламентах еще произойдут изменения, но об этом будет точно известно уже ближе к дате вступления в силу этих запретов. В том числе про обещанную отмену 92-го бензина. Хотя, думаю, что на этот шаг государство все же не пойдет. Сомнения вполне оправданы, сегодня около половины продаж топливной компании — как раз 92-й бензин. В соответствии с действующей редакцией технического регламента, он должен был производиться до сентября 2011 года. 31 января Минэнерго внесло в правительство РФ проект постановления о внесении изменений в техрегламент. Предлагаемые изменения позволят вырабатывать бензин марки АИ-92 до конца 2014 года.

Дизель – не бюджетное топливо

Что касается дизельного топлива, то оно дорожает во всем мире, уверенны все участники рынка. Объясняют это тем, что в Европе этой зимой аномально холодно, потребление топлива растет, а своего не хватает. Она наращивает импорт из России. И «дизеля» начинает не хватать уже у нас, что снижению цены на него никак не способствует. В совокупности с новыми акцизами внутренние цены становятся неприлично высокими. – Зимний рост цен на дизельное топливо произошел в результате нескольких факторов: это и реакция на введение акцизов, и ожидание новых тарифов естественных монополий, и ожидание роста цен нефти на мировом рынке, – уверен Багир Шарифов, коммерческий директор компании «Интеройл». – Заметьте, слово «ожидание» употребляется неоднократно. Морозостойкое ДТ – это сезонный товар, с традиционно повышенным зимним спросом и дефицитом продукта в течение холодного времени года и сокращением предложения. При производстве низкотемпературного топлива добавляется 45% керосиновой составляющей, а дорогого керосина также в этом сезоне была нехватка. Я думаю, существенные для граждан колебания цен должны компенсироваться государством, как это и происходит в большинстве европейских стран. В них, в отличие от России, большая часть нефтепродуктов идет на импорт. Повышение цен на дизельное топливо – вполне нормальное явление, считают представители компании «Чепецнефтепродукт»: – В Европе стоимость «дизеля» равна цене 95-го бензина. В России же она всегда было ниже, - поясняет Иван Киселев. – Сегодня по технологии заводы вырабатывают зимнего дизельного топлива меньше, чем летнего. Именно поэтому любой перекос продаж в сторону экспорта неизбежно ведет к повышению цен на внутреннем рынке. Сегодняшняя цена на дизельное топливо – это уже спекулятивная цена, обоснованная нехваткой продукта. Переплата составляет в среднем 5-7 тыс. рублей за тонну. Впрочем, высокая цена на «дизель» вполне оправдана – это топливо на 30-40% эффективнее чем бензин. Для некоторых автомобилей даже на 50%. Следовательно, ничего удивительного, если его стоимость даже будет превышать стоимость бензина. С тем, что такая ситуация на рынке – это нормально, согласны не все. Государство обязано контролировать положение дел: – Многие граждане покупают дизельные двигатели в надежде сэкономить, - говорит Артем Ситников. – Сейчас по спекулятивным причинам на внутреннем российском рынке искусственно создан дефицит. Большое количество дизеля уходит за рубеж. Наши чиновники обязаны обеспечить внутренний рынок, а потому уже отправлять топливо на экспорт. Сейчас на внутренний рынок идет минимум. Считаю, государство за 1-2 дня может навести в этой сфере порядок. Но это никому не выгодно: ни правительству, ни нефтянникам. Тем более, что основной акционер многих нефтяных компаний — государство. В то же время, «дизель» - основное топливо для грузоперевозчиков, с/х техники и другого «бюджетного» транспорта. Они, как один, уверены в том, что пострадает только потребитель – в ущерб себе работать никто не будет. – Грузового транспорта на других видах топлива можно сказать не существует, – возмущается Алексей Потрохов, руководитель транспортной компании «Домино». – Перспектива одна – повышение цены на дизельное топливо потянет за собой всю цепочку до конечного потребителя. Начали повышаться цены на доставку продукции, соответственно цены на продукты в магазинах, то есть, как обычно, уже страдает конечный потребитель. Даже если ФАС наложит штрафы на топливные компании, то они будут очень низкими в сравнении с теми доходами, которые будут получены от повышения цен.

Планы и перспективы

– Вообще, рынок нефтепродуктов сильно зависит от политики государства, – рассказывает Иван Киселев, коммерческий директор «Чепецкнефтепродукт». – Правительство контролирует цены на нефтяном рынке, и старается сделать так, чтобы компаниям было выгодно работать как на экспорт, так и на внутренний рынок. Рост пошлин регулируется государством в зависимости от динамики цен на нефть на мировом рынке. Но иногда эти показатели расходятся. Единственное, что можно отметить – повышение цен в конце 2011 неизбежно, поскольку акцизы к 1 января 2012 года снова вырастут. Нужно к этому готовиться. У нас наценка на дизельное топливо всегда была ниже, чем на бензин. Вообще, крайне редко, когда маржа между оптовой и розничной ценами составляет выше 15-20%. Как же будут развиваться розничные цены в феврале 2011 года? – Исходя из прогнозируемых оптовых цен и среднестатистической нормы рентабельности продаж топлива на АЗС в районе 15% по бензинам и 25-30% по дизельному топливу, можно ожидать к концу февраля следующие цены: Аи-95 – 27,50-27,70 р/л; Аи-92 – 25,80-25,90 р/л; Аи-80 – 22,50-22,60 р/л; ДТ – 27,30-27,50 р/л, - рассказывает Багир Шарифов. - Актуализация и совершенствование стандартов топлива, равно как и механизмов его использования, должны производиться при поддержке государства. Не должен и не способен колхозник, транспортник, однажды заплативший за механизм государству, обновлять свой парк в одиночку. Соблюдение баланса равновесия цен – это вопрос участия и внимания государства к проблемам общества. У покупателей же пока остается два выхода: копить деньги на стремительно дорожающее топливо, либо менять автопарк. Последнее, по оценкам экспертов, придется делать примерно на 80% - «устаревшие» автомобили не в моде.

В ТЕМУ

Киров — на «передовой»

В январе увеличение средних цен на бензин автомобильный зарегистрировано в 66 центрах субъектов Российской Федерации. По данным Росстата, наиболее существенно они выросли в Кирове – на 6%. Стоит учитывать, что на цену топлива серьезно влияют и транспортные расходы, и отсутствие нефтеперерабатывающих заводов в области. Именно поэтому, цена бензина выше, чем в Башкортостане, Татарстане и Перми. Бензин АИ-80 за последнюю неделю января подорожал в среднем по стране на 2,5%, Аи-92 — на 0,4%, Аи-95 прибавил 0,8%, дизельное топливо зимнее выросло на 0,4%. Стоимость бензина для потребителей также стремится к рекордам. Примечательно, что пока обещанные государством повышенные акцизы к новой стоимости топлива особого отношения не имеют. – Цены на бензин растут быстрее, чем акцизы. И в это время Россия начала беспошлинную поставку ГСМ в Киргизию и т.д. В долгосрочной перспективе ожидаются следующие изменения, - рассказывает Багир Шарифов, коммерческий директор компании «Интеройл». – О снижении цен на топливо речи идти не может, так как существует как минимум две причины удорожания топлива – это инфляция и налоговая составляющая. Сопоставляя совокупность представленных факторов, вполне возможно рассчитывать на цену $1 на Аи-95к концу 2011 года. Рост налоговой нагрузки не сопоставимый с ростом доходов в перспективе активизирует производство и потребление дешевого альтернативного низкокачественного топлива, так называемого «суррогата» либо продажу низкокачественного топлива под видом обычного стандарта. Рынок непременно выработает новые не цивилизованные схемы, на нецивилизованные меры. Некоторые аналитики предсказывают наступление кризиса летом 2011 года подобного тому, который произошел в 2008 году, и отношение он будет иметь именно к России.

ОПРОС

Отразится ли на вашей компании рост цен на дизельное топливо и отмена 80-го бензина? Андрей ТырыкинАндрей Тырыкин, салон печати «FP» – На мне очень отразится. Рост цен на топливо поднимет цены на транспортные услуги. Все наши поставщики доставляют нам расходные материалы отнюдь не ЖД, соответственно расходные материалы вырастут в цене, что отразится на конечном покупателе. Банальная офисная бумага подорожала на 6%! Издержки любого офиса увеличиваются. Уровень доверия властям минимален поэтому ввод монополии на ГСМ не серьезен, и государственное регулирование ценовой политики на ГСМ тоже не удачное предложение нефтяные корпорации лоббируют свои интересы!
Ирина ЗыряноваИрина Зырянова, менеджер-экономист ГК «ATRIUS» — Повышение цен на дизельное топливо прежде всего отразилось на заказчиках — выросли цены на грузоперевозки, а значит, и себестоимость продукции. Особенно это почувствуется весной, когда сезон начнется, и вырастут цены на материалы и стоимость услуг. Автопарк нашего предприятия сейчас работает исключительно на «дизеле», только для некоторых автомобилей используем 92-й, и на другие виды топлива мы переходить не собираемся. По моим ощущениям, только вроде в нашем регионе цены такие сумасшедшие.

ЭКСПЕРТ

Багир ШарифовБагир Шарифов, коммерческий директор компании «Интеройл» – Чем обусловлены попытки «вытеснить» дешевые бензины с рынка? – Замещение менее качественных бензинов обусловлено переходом на новый уровень качества нефтепродуктов в РФ, что достойно восхищения, но к чему должны быть готовы отечественные нефтеперерабатывающие предприятия и потребители. Подобный шаг предполагает модернизацию существующих производственных мощностей и как следствие комплекс мер со стороны законодателя, направленный на формирование благоприятных условий обновления новизной основных средств. Шагать разумно от потребителя, который планово, с пониманием и содействием со стороны законодателя, должен предпринимать этот ответственный и важный для страны и окружающей среды шаг, совместно и осознано. Государство, определяя созидательные приоритеты будущего, обладая профессиональным кадровым составом и необходимыми ресурсами, обязано руководствоваться интересами граждан, в число которых входит и представители бизнеса (собственники НПЗ, транспорта), содействуя, создавая им благоприятные условия и возможности для реализации воли. Вы это наблюдаете? – В чем причины роста цен? – 1. Ожидания; 2. Налоговая нагрузка (налоговая политика); 3. Тарифы естественных монополий; 4. Цены нефти и нефтепродуктов на мировом рынке; 5. Дефицит предложений; 6. Активизация потребления, спроса; 7. Извлечение дополнительной выгоды (компенсации убытков).
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: