Новые правила в охране труда: что изменится с 1 марта
— Продолжаем знакомить вас с изменениями по охране труда, вступающими в силу 1 марта. Все работодатели обязаны провести оценку профессиональных рисков. Что это такое, зачем это делать и как? — Андрей Воротников, директор Кировского регионального Центра «Охрана труда»
От реактивной к проактивной модели охраны труда
Проблема состоит в том, что охрана труда в нашей стране для многих руководителей компаний носит формальный характер. Например, чтобы подтвердить, что сотрудники прошли обучение по охране труда, достаточно предъявить «корочки» или показать роспись в журнале. Наличие реальных знаний, компетенций и навыков у работников мало кого интересует, как говорится, до поры до времени. Например, когда же происходит несчастный случай или грозит проверка, на предприятии начинается целая кампания по охране труда. А затем все возвращается на свои места до следующего происшествия. Это реактивный подход.
Чтобы охрана труда перестала быть проблемой, нужно заняться профилактикой и не допускать происшествий – проактивный подход. Говоря простыми словами, в начале оцениваем профессиональные риски на каждом рабочем месте, затем разрабатываем мероприятия по их снижению. Это позволяет уйти от управления, в первую очередь, планирования работы по охране труда по принципу «пальцем в небо». Небольшие бюджеты, выделяемые на охрану труда, при риск-ориентированном подходе тратятся, в первую очередь, на мероприятия устраняющие/снижающие высокие профессиональные риски. Тем самым мы повышаем эффективность работы и экономим ресурсы.
Порядок оценки профессиональных рисков
- создается комиссия по оценке профессиональных рисков;
- работодатель выбирает одну из рекомендованных Минтрудом РФ методик оценки или разрабатывает свою собственную;
- комиссия определяет имеющиеся на рабочих местах опасности и составляет реестр опасностей. Обязательно учитывается мнение работников;
- по каждой опасности проводится определение уровня риска;
- для высоких рисков разрабатываются мероприятия по их снижению;
- мероприятия включаются в план работы по охране труда.
При этом оценка рисков проводится не разово, а на постоянной основе. Ведь риск может измениться, и из низкого стать высоким. Это не простая задача. Здесь работодателю необходима помощь профессионала – специалиста по охране труда.
Когда работник видит и знает опасности, которым он подвергается, понимает уровень риска, он может им управлять, а значит снижается вероятность происшествия или травмы. Согласно статистике Минтруда, 96 работников из 100 получили производственную травму в результате своих же опасных действий. И только малая часть из них сознательно шла на их совершение. Остальные просто не видели и не осознавали опасность.
Оценка профессиональных рисков, это фундамент системы управления охраной труда. С 1 марта от результатов оценки рисков зависят все остальные процессы по охране труда. Невозможно ни разработать локальные акты предприятия, ни провести инструктаж по охране труда, ни обеспечить работников спецодеждой – ничего! Это очень правильные изменения!
Предостерегу работодателей от формализма в оценке профессиональных рисков. Некачественный, формальный подход к оценке создаст еще больше проблем и возможные потери. Поэтому, рекомендую обратиться к профессионалам в Центр «Охрана труда»!
Топ-4 лайфхака по оценке профессиональных рисков
- Оценку рисков лучше делать комиссионно. Так вы повысите объективность оценки.
- Обязательно попросите каждого работника заполнить анкету по учету его мнения. Так вы избежите проблем, если работнику не понравятся результаты оценки рисков.
- Если вам предлагают оценку профрисков за 300 рублей или дешевле или удаленно – это мошенники. Скорее всего, вы получите типовые бланки.
- Прежде чем реализовать мероприятия по охране труда, посмотрите, приведут ли они к желаемому снижению рисков. Так вы повысите эффективность затрат.
Комментарии:
Добавить комментарий