Маркировка рекламы с 1 сентября: как бизнесу избежать штрафов
Разбираемся с бизнес-юристом Марией Городиловой
С 1 сентября вступают в силу поправки в КоАП РФ, которыми предусмотрены довольно ощутимые для бизнеса и физлиц штрафные санкции за отсутствие маркировки рекламных материалов в интернете:
- от 2 000 рублей для физлиц
- до 500 000 рублей для юрлиц.
Штрафовать по одному рекламному материалу могут по нескольким статьям КоАП РФ, что довольно ощутимо.
На самом деле, поправки в закон «О рекламе», касающиеся необходимости маркировать рекламные материалы в интернете были приняты еще в том году. Согласно этим поправкам, любую рекламу в Интернете требуется маркировать, а данные о ней — передавать в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) через оператора рекламных данных (ОРД).
Маркировка касается всех, кто дает рекламу, производит ее или как-то иначе касается рекламной цепочки. То есть, по сути это: рекламодатели (собственники, производители или продавцы рекламируемых товаров, услуг); рекламные агентства; рекламные площадки и блогеры.
Что именно и как нужно маркировать
Пометкой «Реклама» маркируется тот контент, который подпадает под признаки рекламы, понятие которой закреплено в статье 3 Закона «О рекламе».
Информация считается рекламой, если:
- адресована неопределенному кругу лиц,
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, создает интерес к нему и продвигает его на рынке.
То есть, прежде чем принимать решение о том, надо ли маркировать тот или иной пост в соцсетях, баннер, новость на сайте – нужно определить, содержит ли информация признаки рекламы. Если пост содержит только информацию об услугах, оказываемых компанией, не выделяя конкретную услугу или конкретный продукт в ряду остальных – это не реклама.
Данные о рекламе нужно передавать в ЕРИР. Сведения нельзя подать в систему самостоятельно, этим занимается отдельная компания — оператор рекламных данных (ОРД). Пока работают семь ОРД. Можно выбрать одну или несколько компаний и подписать договор.
Что не требует маркировки
- Реклама на телевидении или радио, которая выкладывается в интернете без изменений
- Продвижение товаров в рассылках и всплывающих уведомлениях для внутренней базы клиентов
- Социальная реклама.
Также не маркируются: тексты в результатах поисковой выдачи, объявления на площадках объявлений (например, таких как Яндекс Недвижимость или «Юла») и информационные тексты о продукте на сайте компании. Но важно помнить, что если компания не только рассказывает о товаре, но и призывает его купить (например, «Покупайте диван со скидкой 25%»), это уже реклама и ее нужно маркировать.
Как подготовиться, чтобы не попасть на штрафы
Прежде всего, следует отсмотреть все размещаемые материалы в соцсетях, в интернете, на сайте компании на предмет: реклама это или нет. Если размещаются рекламные посты без маркировки – начать их маркировать. Если не понимаете – обратитесь к юристу за консультацией.
Лучше всего, хотя бы первое время, отдавать все рекламные материалы на согласование юристу. Если юриста в штате нет – обратитесь за консультацией к стороннему специалисту.
Если вы делегируете разработку рекламных материалов третьим лицам по договору – рекламным компаниям, агентствам, SMM-специалистам – внимательно читайте условия предлагаемого договора либо разработайте качественную свою форму. В договоре должна быть четко разграничена ответственность за нарушения в сфере рекламного законодательства, она должна распределяться между Заказчиком и Исполнителем. Допустим, если вы поручаете написать информационный пост о запуске новой услуги, продукта, а в последующем выяснится, что информационный пост – рекламный, ответственность должна быть распределена и на Исполнителя согласно договору. В практике допустимо возлагать компенсацию за наложенные штрафы на того, кто своими действиями привел к получению штрафных санкций.
Комментарии:
Добавить комментарий