Маркировка рекламы с 1 сентября: как бизнесу избежать штрафов

Разбираемся с бизнес-юристом Марией Городиловой

С 1 сентября вступают в силу поправки в КоАП РФ, которыми предусмотрены довольно ощутимые для бизнеса и физлиц штрафные санкции за отсутствие маркировки рекламных материалов в интернете:

  •  от 2 000 рублей для физлиц
  •  до 500 000 рублей для юрлиц. 

Штрафовать по одному рекламному материалу могут по нескольким статьям КоАП РФ, что довольно ощутимо. 
На самом деле, поправки в закон «О рекламе», касающиеся необходимости маркировать рекламные материалы в интернете были приняты еще в том году. Согласно этим  поправкам, любую рекламу в Интернете требуется маркировать, а данные о ней — передавать в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) через оператора рекламных данных (ОРД).
Маркировка касается всех, кто дает рекламу, производит ее или как-то иначе касается рекламной цепочки. То есть, по сути это: рекламодатели (собственники, производители или продавцы рекламируемых товаров, услуг); рекламные агентства; рекламные площадки и блогеры.

Что именно и как нужно маркировать

Пометкой «Реклама» маркируется тот контент, который подпадает под признаки рекламы, понятие которой закреплено в статье 3 Закона «О рекламе». 
Информация считается рекламой, если:

  1. адресована неопределенному кругу лиц,
  2. направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, создает интерес к нему и продвигает его на рынке.

То есть, прежде чем принимать решение о том, надо ли маркировать тот или иной пост в соцсетях, баннер, новость на сайте – нужно определить, содержит ли информация признаки рекламы. Если пост содержит только информацию об услугах, оказываемых компанией, не выделяя конкретную услугу или конкретный продукт в ряду остальных – это не реклама.
Данные о рекламе нужно передавать в ЕРИР. Сведения нельзя подать в систему самостоятельно, этим занимается отдельная компания — оператор рекламных данных (ОРД). Пока работают семь ОРД. Можно выбрать одну или несколько компаний и подписать договор.

Что не требует маркировки

  •  Реклама на телевидении или радио, которая выкладывается в интернете без изменений
  •  Продвижение товаров в рассылках и всплывающих уведомлениях для внутренней базы клиентов
  •  Социальная реклама.

Также не маркируются: тексты в результатах поисковой выдачи, объявления на площадках объявлений (например, таких как Яндекс Недвижимость или «Юла») и информационные тексты о продукте на сайте компании. Но важно помнить, что если компания не только рассказывает о товаре, но и призывает его купить (например, «Покупайте диван со скидкой 25%»), это уже реклама и ее нужно маркировать. 

Как подготовиться, чтобы не попасть на штрафы

Прежде всего, следует отсмотреть все размещаемые материалы в соцсетях, в интернете, на сайте компании на предмет: реклама это или нет. Если размещаются рекламные посты без маркировки – начать их маркировать.  Если не понимаете – обратитесь к юристу за консультацией. 
Лучше всего, хотя бы первое время, отдавать все рекламные материалы на согласование юристу. Если юриста в штате нет  – обратитесь за консультацией к стороннему специалисту.


Если вы делегируете разработку рекламных материалов третьим лицам по договору – рекламным компаниям, агентствам, SMM-специалистам – внимательно читайте условия предлагаемого договора либо разработайте качественную свою форму. В договоре должна быть четко разграничена ответственность за нарушения в сфере рекламного законодательства, она должна распределяться между Заказчиком и Исполнителем. Допустим, если вы поручаете написать информационный пост о запуске новой услуги, продукта, а в последующем выяснится, что информационный пост – рекламный, ответственность должна быть распределена и на Исполнителя согласно договору. В практике допустимо возлагать компенсацию за наложенные штрафы на того, кто своими действиями привел к получению штрафных санкций.



 

Эксперты говорят Мария Городилова
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: