Хоть рублем покати
— Нужно контролировать не только исполнителей работ, но и проектантов. Ошибка в проекте может привести к неожиданным дополнительным расходам. Сейчас мы как раз ищем выходы из такой ситуации, которая возникла при ремонте дороги в одном из сельских поселений недалеко от Кирова, — Сергей Шушарин, руководитель СПК «Барин».
— Мы начинаем работу по контракту, который реализуется в рамках проекта поддержки местных инициатив в одном из районов области. Естественно, перед тем, как участвовать в торгах я изучил документы, выехал на место, осмотрел будущую дорогу. Вот только тогда была зима, и под снегом много не было видно. Мы взяли этот контракт. Когда сошел снег, стало понятно, что в проект необходимо вносить серьезные коррективы.
Размер щебня имеет значение
Первое, что мне заявили представители инициативной группы, которая отвечает за реализацию инициативы по ремонту дороги в сельском поселении: «Никаких изменений! Все должно быть выполнено строго на основе проекта и сметы. Ни шагу вправо, ни шагу влево».
Первое, что сразу бросилось в глаза — в качестве основного должен был использоваться щебень 20/40. Это мелкая фракция, которой обычно выполняют расклинцовку. Если не углубляться в технические детали, его наносят на дорожное полотно поверх более крупного щебня, чтобы расклинить, зафиксировать крупные по размеру камни. Такое расклинцованное полотно делает щебеночную дорогу более долговечной.
Так и в этом случае. Основа дороги на поверку оказалась очень «жиденькой». Если сделать ее целиком из мелкого щебня, он очень скоро просто утонет в основании. А вместе с ним пропадут и деньги, которые люди собирали на ремонт дороги. Чтобы не работать зря, я предложил сделать основу из более крупного камня фракции 40/70 и расклинцевать ее мелким щебнем, который был изначально заложен проектировщиками.
И это только одна из проблем, из-за которых люди вместо долгожданной и долговечной дороги могли бы получить улицу, которая бы простояла не больше одного сезона.
Сколько стоят недоработки проектировщиков
Мне удалось убедить инициативную группу, что проект требует корректировки. Мы привезли на место сотрудника Гостехнадзора, который отвечает за этот контракт. Он полностью поддержал наши предложения. Мы сможем использовать для выполнения работ щебень именно той фракции, которая наиболее точно соответствует конкретным условиям.
Но кроме этого выяснились и другие нюансы проектно-сметной документации. Тщательно осмотрев площадку будущего строительства мы выяснили, что в смету не попали и работы по предварительному выравниванию полотна. Может быть, от этого и реально отказаться, когда вы делаете песчаную подушку толщиной сантиметров 30. Но в нашем случае присутствуют глубокие колеи и всего 8 сантиметров песка.
Конечно, когда работаешь с частным контрактом, в такой ситуации можно договориться с заказчиком об увеличении сметы. В нашем случае утвержденную и заложенную в бюджете смету пересмотреть практически невозможно. Государство, конечно, закладывает небольшой «люфт» на подорожание материалов. Но вносить в документацию дополнительные работы никто не даст.
Инициаторы проекта нашли выход из ситуации. Сейчас к выравниванию пытаются привлечь местное сельхозпредприятие. В противном случае, жителям придется дополнительно скидываться и оплачивать грейдер за свой счет.
Как избежать проблем с проектом
Мораль всей этой истории в том, что даже когда вы нанимаете профессионалов для выполнения тех или иных работ, нужно закладывать и расходы на осуществление контроля. Понятно, что жители деревни, как и местная администрация не обладают, да от них это и не требуется, познаниями в проектировании грунтовых и щебеночных дорог. Именно поэтому, они и наняли для выполнения этих работ профессионалов. Но даже квалифицированный проектировщик может упустить важные в вашем конкретном случае детали.
Чтобы избежать подобных проблем, после подготовки проекта можно было бы пригласить тех, кто будет в дальнейшем работать по этому проекту. Очень желательно, чтобы этот эксперт смог увидеть будущую дорогу в то время, когда она еще не покрыта слоем снега.
Понятно, что это тоже работа. И за нее нужно платить. Но сумма, в любом случае, окажется несоизмеримой с теми затратами, которые возникнут тогда, когда вместо долговечной грунтовой или ощебененной дороги вы получите что-то невразумительное. Поверьте, если накидать в глубокие колеи немного песка и щебня, они так и останутся колеями.
Чтобы такого не произошло, нужно внимательно отнестись к договору на проектирование и включить в него также расходы на привлечение независимого специалиста для оценки качества. Возможно, таким специалистом могу оказаться и я, хотя основная специализация СПК «Барин» — ремонт и содержание грунтовых дорог из ПГС и дорог с щебёнчатым покрытием. Кроме того, мы умеем асфальтировать тротуары, выполнять ямочный ремонт проезжей части с твердым покрытием и многое другое. Для этого у нас есть вся необходимая техника и специалисты.
shusharin43@mail.ru
8 (8332) 75-12-76, 8-922-975-12-76
Комментарии:
Добавить комментарий