Вещи с шестью нулями: почему крупнейшим аукционным домам пришлось отрыть офисы в России

«Дамы и господа, кто больше?».  Эта сцена нам хорошо знакома из американских фильмов. Важный господин в смокинге и барышня в норковом монто поднимают руку на окрик человека, держащего в руках деревянный молоточек. «Раз, два, три. Продано!»

Аукционные дома не торгуют, чем попало. Они реализуют единичные экземпляры, которые принято относить к предметам роскоши. Такие товары в отличии от акций, золота, нефти или валюты далеки от биржевых колебаний. Они, как хорошее вино, с каждым годом лишь дорожают. А некоторые, например, недавно проданная картина «Красный Ленин» Энди Уорхола и вовсе после продажи становятся легендой. До торгов эксперты оценивали ее в сумму от 46,3 до 75,5 тысяч долларов. В итоге картина досталась неизвестному ценителю искусства за 166 тысяч долларов! Сколько она стоит теперь, после таинственной смерти ее бывшего владельца, российского олигарха Бориса Березовского, остается только гадать. Явно больше, причем в разы.

Сами торги, к слову, проходили на площадке небезызвестного аукционного дома «Кристис». Совместно с «Сотбис» он контролирует 90% мирового рынка аукционных продаж антиквариата и предметов искусства. Фактически, эти два торговых дома держат в «ежовых рукавицах» практически все продажи предметов роскоши на Земле. При этом обе компании уже давно прописались и в России.

Первым в 2007 году офис в Москве открыл «Сотбис». В 2010 году, видимо, почуяв, какой лакомый кусок уходит у них прямо из под носа, представительство в столице России открыли и «Кристис». Сделали они это в том числе и потому, что в 2009 году русские клиенты купили на их аукционах произведений искусства на 130 миллионов долларов.

Русские наступают

Однако несмотря на то, что офисы мировых аукционных гигантов расположились в Первопрестольной, проводить у нас сами аукционы компании явно не спешат. В первую очередь, оба торговых дома оказывают здесь своим клиентам консультационные услуги. Аукционы же проводятся в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Милане, Дубаи и Амстердаме. Наши клиенты за «тучные» нулевые годы успели зарекомендовать себя, как очень респектабельные и щедрые натуры. Причем, порой от нашей широкой нефтяной души аукционные дома, повидавшие за 250-летнюю историю всякое, остаются в некоторой растерянности. Например, англичане испытали смятение во время прошлогодних торгов, проходивших на площадке «Сотбис». Тогда некие покупатели из Ивановской области выложили за архив Андрея Тарковского около двух миллионов долларов. К концу торгов лот превысил первоначальную цену в 15 раз. Коллекцию очень хотел приобрести известный датский режиссер Ларс Фон Триер, но богатые ивановцы оказались гораздо настойчивее. В результате, личные дневники и письма режиссера, фотографии, а также наброски к съемкам «Зеркала» и «Соляриса» оказались в маленьком ивановском городке Юрьевиц, где находится небольшой музей мастера.

Вес набирают не только русские покупатели, но и русское искусство. Так называемые русские аукционы в Лондоне с каждым годом становятся все популярнее. За последние пять лет на таких торгах только у «Сотбис» было потрачено более 702 млн долларов.

В историю аукционов войдет продажа коллекции Форбса в 2004 году. Тогда девять пасхальных яиц Фаберже, принадлежавшие ранее дому Романовых, приобрел небезызвестный промышленник Виктор Вексельберг. Сумма сделки, к слову, так и не была разглашена. Хотя некоторые утверждают, что бизнесмен выложил за коллекцию порядка 250 млн долларов. Между тем, официально самой дорогой картиной, русского художника, проданной на аукционе, является масштабное полотно Константина Маковского «Суд Париса». Оно ушло с молотка в Лондоне за 2 млн 88 тыс долларов в 2005 году. Кстати, на этом же аукционе был поставлен и другой рекорд. Две вазы, произведенные Императорской фарфоровой мануфактурой Санкт-Петербурга в 1825 году, продали за 3,9 млн долларов. И это при том, что эксперты «Сотбис» изначально оценили эту пару в сумму от 500 до 800 тыс. долларов.

Как купить  и продать

Не в последнюю очередь, популярность аукционов «Кристис» и «Сотбис» у русских коллекционеров связана с относительной доступностью участия на этих торгах. Правила у обоих домов примерно одинаковые. Для того чтобы стать участником, требуется лишь желание. Участвовать в торгах можно по телефону, интернету, лично, либо через представителя аукционного дома, документально предоставив ему такое право. Узнать о месте и дате очередных торгов можно в интернете, просмотрев специальный электронный каталог, либо зарегистрироваться на сайте, предоставив свои контактные данные, а также информацию о своей платежеспособности (указать счет в банке), и получить печатный каталог по почте. Что касается продаж, то здесь все несколько сложнее. Оба аукционных дома бесплатно предоставляют оценочную стоимость предмета на основе аналогов, проданных ранее. Запросить ориентировочную стоимость картины или чего-либо другого можно по почте или через Интернет. Для этого надо отправить фотографию предмета и подробную информацию о нем. Затем между продавцом и аукционным домом подписывается своеобразный контракт. В нем оговариваются условия и стоимость всех услуг, а именно: страховки от повреждений и пересылки, а также комиссионные. Затем аукционный дом принимает предмет для включения в каталог и фотографирования. Продавец совместно с экспертами-аукционистами определяют резервную цену предмета, то есть отметку, ниже которой ставки приниматься не будут. При этом, если в итоге имущество на аукционе продано не будет, продавец понесет убытки, оплатив страховку, доставку и сбор за обслуживание непроданных лотов. Немалое значение играет и размер комиссионных. 

- «Кристис» оперирует переменной шкалой размера комиссионных (надбавка к стоимости), основанной на общей сумме годовых продаж. Размеры комиссионных меняются в зависимости от места проведения торгов, и по отношению к торговым и благотворительным организациям, - отмечают на сайте компании.

В свою очередь у «Сотбис» в плане комиссионных все несколько проще. Они прибавляются к наивысшей цене, предложенной победителем аукциона, и входят в общую стоимость покупки.

Сложности участия

Впрочем, для большинства россиян участие в этих аукционах — розовая мечта. Если покупать наши сограждане предметы искусства на этих торгах еще смогут, то продать какой-либо артефакт за рубеж значительно сложнее.

-Вывоз художественных ценностей заграницу является преступлением, карающимся по закону, - говорит владелец антикварного магазина «Диадема» Петр Перминов. - В этом плане, наверное, выгоднее было бы завозить предметы искусства от туда сюда.

По словам Петра Андреевича, у многих еще в памяти скандал прошлых лет, связанный с коллекцией советских наград, которые выставлялись на аукционе «Сотбис».

- Там были выставлены Ордена Суворова, Ушакова, Кутузова, Нахимова, Богдана Хмельницкого и Ленина, - говорит предприниматель. - Это очень дорогие и ценные предметы. В итоге, в последний момент ордена были сняты с торгов по запросу Росохранкультуры и возвращены в Россию. Их владелец получил убыток в размере нескольких миллионов долларов.

Вместе с тем, как считает Петр Перминов, предметы искусства — это один из лучших способов инвестиций. Особенно в кризисное время.

-На мой взгляд, мы находимся на пороге нового масштабного кризиса. Можно сказать, что мы в него сейчас постепенно входим. На свой пик он выйдет уже летом, либо осенью этого года. Поэтому сейчас предметы искусства, антиквариат пользуется достаточно стабильным спросом. Люди ищут применение своим капиталам, у кого они, конечно, есть.

Как говорит бизнесмен, у кировчан нет каких-либо особых предпочтений в плане вида или жанра. Наши земляки берут все, что вызывает у них интерес.

-Спросом пользуются монеты, иконы. Если говорить о картинах, то предпочтение сейчас отдается больше художникам-экспрессионистам, типа Марка Шагала, - отмечает Петр Перминов.

Вместе с тем,  чтобы реализовать предметы искусства, кировский бизнесмен  к помощи аукционов прибегает не часто.

-Однажды я воспользовался услугами аукционного дома «Гелос». Выставил на них картины начала 19 века. По не высокой цене. Удалось все реализовать. А вот через иностранные аукционы что-либо покупать или продавать не приходилось, - говорит предприниматель.

Более того, как считает Петр Перминов, приход «Кристис» и «Сотбис» в Россию, в случае, если им разрешат устраивать здесь торги, может обернуться для российского исторического и культурного наследия настоящей катастрофой.

-Это придет к массовому оттоку исторических и художественных ценностей из России, - объясняет коллекционер. - Российские аукционные дома фактически не несут ответственности за происхождение вещей. Главное для них, чтобы вещь не числилась в розыскном каталоге. Западные же торговые дома очень пристально относятся к истории вещей. Она должна быть абсолютно прозрачна. Для них важно обязательно предоставить документы, что вещь принадлежит действительно вам и только вам, а не кому-то еще. Это делается для защиты конечного покупателя.

Искусство подделок

Между тем, такая предусмотрительность все равно не спасает мировые аукционные дома от громких скандалов. Причем, зачастую они бывают связаны именно с русскими лотами. Например, в начале 2000-х с молотка ушли несколько картин художницы Зинаиды Серебряковой. Уже после торгов ее родственники заявили, что картины у них выманили мошенники под предлогом того, что их якобы передадут в Музей искусства русской эмиграции. А в 2001 году буквально за полчаса до начала аукциона с торгов был снят пейзаж Шишкина. Он оказался подделкой. Похожая история произошла чуть позже с Виктором Вексельбергом. В 2005 году на непубличном аукционе «Кристис» он приобрел «Одалиску» Бориса Кустодиева за 2,9 млн долларов. Спустя четыре года под гнетом доказательств нескольких авторитетных экспертов Высокий суд Лондона пришел к выводу, что картина является искусной подделкой, и сделка была расторгнута.

Но такие казусы не убивают в русских бизнесменах тяги к высокому искусству. Так, в разгар кризиса 2008 года на аукционе «Сотбис» миллиардер Роман Абрамович приобрел  работу художника Фрэнсиса Бэкона «Триптих» за 86,3 миллиона долларов. Эта сделка до сих пор является самой дорогой в истории современного искусства в области аукционных продаж.  

В материале используются фотографии www.minnpost.com, jto.s3.amazonaws.com, pics.rbcdaily.ru, horeca.ro, www.hurriyet.com.tr

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: