Тема номера , 15 января 2012, 21:42
Туманные перспективы: ВТО опасаются не только аграрии
В конце прошлого года в Женеве был одобрен пакет документов о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Подробностей и конкретных преимуществ этого события бизнесу пока никто не объяснил, а те документы, которые появились в открытом доступе, малопонятны для неспециалистов. Между тем, в среде предпринимателей уже начались волнения.
Товаров больше, цены ниже
По оценкам экспертов из‑за того, что Россия не была в составе ВТО, она ежегодно теряла более 2 млрд долларов. Причиной тому были запреты и ограничения. Теперь дискриминационные меры в отношении российских товаров будут отменены, особенно это коснется химии, металлургии, сельхозтоваров. В ответ Россия тоже откроет границы. В течение ближайших 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Отменят пошлины на компьютеры и элементную базу, почти в 2 раза снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Это, естественно, приведет к снижению цен. Снижать цены придется и отечественному производителю.
– Российские налогоплательщики все‑таки сумеют извлечь выгоду из нововведений: вступление в ВТО должно со временем сбить потребительские цены, если не везде, то во многих сферах, – считает директор швейной фабрики «8 марта» Анастасия Борцова. – В остальном польза от ВТО пока не доказана, а вред от нее – возможен. Более открытый рынок и сокращение пошлин заставит государство оказывать больше помощи отечественной промышленности, которая без поддержки рискует просто не устоять перед наплывом импорта.
Так или иначе, нашему предпринимателю придется вкладываться в развитие и переоборудование, увеличивать расходы на рекламу и маркетинг.
Аграрии в числе самых уязвимых?
На ферме агрокомбината «Красногорский» одновременно жуют монокорм 1800 коров. Условия для животных почти райские, здесь даже птицы поют. Генеральный директор предприятия Владимир Яговкин не без удовольствия рассказывает:
– Коровы наши ничем не отличаются от немецких и голландских, технология доения, кормления и ухода соответвует мировым стандартам. Именно поэтому каждый день сюда приезжает машина и увозит 30 тонн молока на перерабатывающий завод «Вимм Билль Данн». Что касается овощеводства, мы и там используем только мировые технологии производства. И наша продукция пользуется спросом у известных в мире торговых сетей.
Вступление России в ВТО, конечно, пошатнет позиции агробизнеса, ведь плодородность наших земель в 2‑2,5 раза ниже, чем, скажем, в Америке, поэтому затраты на производство выше, но в целом, краха сельского хозяйства региона произойти не должно. По словам Владимира Яговкина, кировский агробизнес уже сейчас работает по мировым стандартам процентов на 70 %.
– Нашим аграриям придется конкурировать с мировыми предприятиями, но это подстегнет их к производству продукта более высокого качества с минимальной себестоимостью. Зато благодаря вступлению в ВТО мы получим зарубежные передовые технологии ведения хозяйства по более доступным ценам, – считает Владимир Яговкин.
Кировские аграрии надеются на руководителей государства, которым хватит мудрости не поставить продовольственную безопасность страны под угрозу. Импорта у нас и сейчас в стране много, но, по словам главы областного департамента сельского хозяйства Алексея Котлячкова, Россия последовательно сокращает количество ввозимого продовольствия. То есть если несколько лет назад объем импорта мяса в страну составлял 48 %, сегодня – 32 %, молока было 35 %, сейчас он сокращен до 20 %.
Назад дороги нет
По мнению Андрея Вавилова, председателя КРО «Опора России», вступление в ВТО – это естественный процесс глобализации. Его не избежать, и нам придется подстраиваться.
– Считаю, что товары в мире, за исключением случаев, которые угрожают продовольственной безопасности, должны передвигаться беспрепятственно, – говорит Андрей Вавилов. – Ну, если делают в Индии машины за 3 тысячи долларов, куда деваться? Придется «Автовазу» менять подходы. Нас ведь на некоторые рынки не пускали не только потому, что пошлины и запреты, а потому что качество низкое. Теперь придется меняться. Хотя машиностроительные предприятия области могут серьезно пострадать. Завод 1 мая, Искож. Угроза в том, что товары, которые двигались раньше из‑за рубежа в их секторе, облагались высокими таможенными пошлинами, которые будут отменены, возникнет конкуренция, а так как на Западе, возможно, более высокие технологии, наши товары могут стать неконкурентоспособными. И здесь на 90 % все зависит от менеджмента каждого конкретного предприятия.
По словам Андрея Вавилова, для российского бизнеса плюсов от вступления в ВТО больше, чем минусов. До сих пор нам была закрыта дорога на американские рынки с нашим металлом, запрещено было ввозить суперкомпьютеры и новые разработки, связанные с оборонными делами. Теперь все двери открыты. Но и возможностей получать сверхприбыли отныне существенно поубавится.
– Вступления в ВТО, например, боятся переработчики. Простой пример: 2010 год был неурожайным, цены на зерно резко поднялись до 12 рублей, как следствие, поднялась и цена на хлеб, 2011 год урожайный, цена на зерно снизилась с 12 до 4 рублей, а стоимость хлеба не изменилась. Прибыль осталась у того, кто производит муку, хлеб, – поясняет Владимир Яговкин, генеральный директор агрокомбината «Красногорский». – Вступление в ВТО поставит всех в равные условия, и с монополиями будет бороться проще.
Времени – вагон
Несмотря на то, что главная работа уже сделана – Россия официально вступила в организацию, – изменения, которых все так ждут, произойдут нескоро. Переходный период растянется до 2018 года. А пока спокойны даже банки, которым эксперты пророчат чуть ли не поглощение западной банковской системой, которая предложит российским клиентам более крупные, длинные и дешевые кредитные ресурсы.
– Насколько я знаю, Россия не пошла на уступки в части изменения доступа зарубежных банков на российский рынок. Филиалы открывать запрещено – только дочерние предприятия. Так было и раньше, и большой угрозы для отечественных банков не сулило. Даже напротив, после 2008 года большая часть «дочек» иностранных банков ушла из России. К тому же пока существует слишком сильный разрыв в «менталитете» делового обращения – нашего и западного, что западные банки, как правило, не учитывают, – говорит Александр Втюрин, заместитель председателя правления банка «Хлынов». – Кроме того, сейчас у зарубежных банков своих проблем хватает, так что как минимум года два активные действия по экспансии в Россию вряд ли кто‑то будет предпринимать. За исключением, может быть, Китая. В целом же у нашей страны весьма комфортные условия вхождения в ВТО и длительный срок их выполнения. Так что у нас есть время подготовиться к международной конкуренции.
Что сулит кировскому бизнесу вступление в ВТО?
Николай Липатников, Президент ВТПП Тема вступления России в ВТО совершенно не новая, ее разработкой торгово-промышленная палата занимается с 2004 года. Поэтому сказать, что это для России новое или надуманное, нельзя. Другой вопрос, что по некоторым отраслям мы еще к вступлению не готовы. Возможно, плюсы на сегодняшний день невелики, поскольку газ, нефть, лес и так вывозятся. Каким отраслям особенно трудно дастся переход к новым условиям торговли без границ? – Обнадеживает, что требования ВТО в настоящий момент не диктуют повышения цен на сырье, а также не ставят жестких требований по прекращению поддержки сельского хозяйства. Рынок Евросоюза сегодня перегружен предложениями с разных стран всеми видами продукции, поэтому считать, что для нашей пищевой продукции раскроются «объятия», совершенно неверно. Это возможно рассматривать только в виде единичных продуктов, но это не значит, что не стоит работать в этом направлении. Я думаю, те предприятия, которые работают и понимают проблемы ВТО, больших потерь не понесут. Если взять наше мебельное производство, то оно уже сегодня работает по европейским системам качества. С точки зрения предприятий пищевой отрасли, нам необходимо будет сохранить свои позиции на рынке Кировской области и тех территорий, с которыми мы работаем. На какую поддержку со стороны государства рассчитывает бизнес? – Правительство, контролирующие органы, региональные органы власти должны не только оценивать и переоценивать готовность предприятий, но также переоценить и оценить готовность чиновника к вступлению в ВТО. В ВТО вступает не малое предприятие, не предприятие промышленности либо строительства, в ВТО вступает государство в целом. Органы власти должны понимать, что сегодня нельзя просто говорить об общих формах поддержки предпринимательства, нужно оперативно решать вопросы здесь и сейчас, потому что на западе это давно общепринятая норма. Долгая дорога в ВТО
Россия пытается стать членом ВТО с 1993 года. На сегодня все переговоры о вступлении закончены, но окончательное присоединение произойдет летом этого года. Необходимый пакет документов Россия должна ратифицировать до 15 июня. Наиболее трудными для России оказались переговоры с США, Китаем и Евросоюзом. Например, с США разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. С Евросоюзом долго не разрешалась проблема экспортных пошлин на лес. В итоге Россия отказалась от планов их повышения, более того, обещала их снизить. Сейчас все проблемные вопросы позади. Россия приняла торговые принципы, по которым работает мировое сообщество. Главный принцип организации – равноправие. Все члены ВТО, а это 153 страны, должны предоставлять другим членам наиболее благоприятные торговые условия. В противном случае торговые споры неизбежны. Уступки в ослаблении торговых ограничений должны быть взаимными, а торговые правила, которые действуют в странах, прозрачными и доступными для всех. К слову, за 16 лет в рамках ВТО рассмотрено 495 споров. Чаще других спорили Европейский союз и США. Так, например, получил огласку конфликт относительно введенных США в марте 2002 года высоких пошлин на импорт европейской стали с целью поддержки американской сталелитейной отрасли. Европейский союз расценил это как запрещенную нормами ВТО дискриминацию и оспорил эти меры жалобой. США вынуждены были отменить дискриминационные пошлины. Российские эксперты уверены – в случае, если дискриминация коснется наших производителей, мы сумеет за себя постоять не хуже Евросоюза.
Николай Липатников, Президент ВТПП Тема вступления России в ВТО совершенно не новая, ее разработкой торгово-промышленная палата занимается с 2004 года. Поэтому сказать, что это для России новое или надуманное, нельзя. Другой вопрос, что по некоторым отраслям мы еще к вступлению не готовы. Возможно, плюсы на сегодняшний день невелики, поскольку газ, нефть, лес и так вывозятся. Каким отраслям особенно трудно дастся переход к новым условиям торговли без границ? – Обнадеживает, что требования ВТО в настоящий момент не диктуют повышения цен на сырье, а также не ставят жестких требований по прекращению поддержки сельского хозяйства. Рынок Евросоюза сегодня перегружен предложениями с разных стран всеми видами продукции, поэтому считать, что для нашей пищевой продукции раскроются «объятия», совершенно неверно. Это возможно рассматривать только в виде единичных продуктов, но это не значит, что не стоит работать в этом направлении. Я думаю, те предприятия, которые работают и понимают проблемы ВТО, больших потерь не понесут. Если взять наше мебельное производство, то оно уже сегодня работает по европейским системам качества. С точки зрения предприятий пищевой отрасли, нам необходимо будет сохранить свои позиции на рынке Кировской области и тех территорий, с которыми мы работаем. На какую поддержку со стороны государства рассчитывает бизнес? – Правительство, контролирующие органы, региональные органы власти должны не только оценивать и переоценивать готовность предприятий, но также переоценить и оценить готовность чиновника к вступлению в ВТО. В ВТО вступает не малое предприятие, не предприятие промышленности либо строительства, в ВТО вступает государство в целом. Органы власти должны понимать, что сегодня нельзя просто говорить об общих формах поддержки предпринимательства, нужно оперативно решать вопросы здесь и сейчас, потому что на западе это давно общепринятая норма. Долгая дорога в ВТО
Россия пытается стать членом ВТО с 1993 года. На сегодня все переговоры о вступлении закончены, но окончательное присоединение произойдет летом этого года. Необходимый пакет документов Россия должна ратифицировать до 15 июня. Наиболее трудными для России оказались переговоры с США, Китаем и Евросоюзом. Например, с США разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. С Евросоюзом долго не разрешалась проблема экспортных пошлин на лес. В итоге Россия отказалась от планов их повышения, более того, обещала их снизить. Сейчас все проблемные вопросы позади. Россия приняла торговые принципы, по которым работает мировое сообщество. Главный принцип организации – равноправие. Все члены ВТО, а это 153 страны, должны предоставлять другим членам наиболее благоприятные торговые условия. В противном случае торговые споры неизбежны. Уступки в ослаблении торговых ограничений должны быть взаимными, а торговые правила, которые действуют в странах, прозрачными и доступными для всех. К слову, за 16 лет в рамках ВТО рассмотрено 495 споров. Чаще других спорили Европейский союз и США. Так, например, получил огласку конфликт относительно введенных США в марте 2002 года высоких пошлин на импорт европейской стали с целью поддержки американской сталелитейной отрасли. Европейский союз расценил это как запрещенную нормами ВТО дискриминацию и оспорил эти меры жалобой. США вынуждены были отменить дискриминационные пошлины. Российские эксперты уверены – в случае, если дискриминация коснется наших производителей, мы сумеет за себя постоять не хуже Евросоюза.
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии:
Добавить комментарий