Станут ли кировчане «невыездными»?

Киров в следующем году может ожидать настоящий транспортный коллапс. Большинство его жителей как никогда рискуют стать «невыездными». Причем если во времена Союза такими становились из-за проводимой политики «железного занавеса», то причины нынешней ситуации чисто экономические.

Железнодорожный транспорт всегда являлся самым доступным средством передвижения для граждан нашей необъятной страны. Кто побогаче ездит в купе, самые обеспеченные в комфортных СВ, но большинство граждан предпочитало и предпочитает наиболее экономный способ ж/д поездок — скромный и надежный плацкартный вагон. Однако в ближайшее время даже он может стать большинству кировчан не по карману. Причем настать это «светлое будущее» может уже в следующем году. По заявлению главы минфина Антона Силуанова, стоимость билетов в плацкартных вагонах может вырасти с первого января 2013 года сразу на 60 процентов! Кратко позицию минфина можно обрисовать следующим образом. РЖД — компания убыточная. Ежегодно на субсидирование перевозок государство выделяет ей порядка 30 (!) миллиардов рублей. Из-за огромной дыры в бюджете следующего года и предположительной не менее бОльшей «баранки» в федеральных бюджетах следующих лет, субсидировать далее расточительных железнодорожников-монополистов является невозможным. А потому министерство предлагает пойти на повышение стоимости плацкартных железнодорожных перевозок в поездах дальнего следования. По словам Антона Силуанова, в РЖД предлагается ввести тот же «принцип нуждаемости», который был внедрен ранее в авиаперевозках. Так, государство предлагает субсидировать только ж/д билеты студентам (лицам до 23 лет) и пенсионерам (мужчинам после 60 лет и женщинам после 55 лет). Всем же остальным придется ездить на поездах без «скидок» со стороны государства, то есть оплачивать полную «рыночную» стоимость билета. Правда в ОАО «РЖД», с таким предложением минфина категорически не согласны. Там считают, что такие предложения не только серьезно ударят по инвестиционным планам компании, качеству сервиса и обслуживания, но и приведут к серьезным социальным последствиям.

Нет субсидий — нет перевозок

-Ранее государство приняло на себя обязательства по установлению тарифов для пассажиров в социальном сегменте перевозок ниже себестоимости и 100%-ой компенсации выпадающих доходов. В 2009 и 2010 годах государство возместило выпадающие доходы на уровне 100% (36 млрд. рублей в 2009 году, 35,8 млрд. рублей в 2010 году). Но уже в в 2011 году субсидии составили лишь 30 млрд рублей. Они были израсходованы уже по итогам 10 месяцев работы компании. Дефицит бюджетных средств к концу года составил 7,2 млрд. рублей, - сообщили «Навигатору» в пресс-службе ОАО «РЖД».

При этом в последние два месяца прошлого года, как уточняют в компании, железнодорожники выполняли обязательства государства перед гражданами страны за счет собственных средств в полном объеме. В 2012 году каких-либо существенных изменений не произошло. По предварительному анализу ОАО «ФПК» («Федеральная пассажирская компания», структура ОАО РЖД»), ожидаемый дефицит субсидий составит 6 млрд. рублей. При этом общий дефицит бюджетных средств может составить 21,5 млрд. рублей!

-Предлагаемые Федеральными органами исполнительной власти варианты приведут к критическому снижению платежеспособного спроса и непредсказуемым социальным последствиям, - пессимистично заявляют в ОАО «РЖД».

Так, как рассказали «Навигатору» в ОАО «ФПК», уже сейчас компания была вынуждена отменить 235 нерентабельных поездов,оптимизировать деповское хозяйство, провести массовое сокращение персонала на 3 тысячи человек (из 83 тысяч работающих сегодня), на 50% сократить количество плацкартных вагонов в поездах и полностью отказаться от закупки новых плацкартных вагонов.

-Сокращение бюджетных ассигнований ОАО «ФПК» будет иметь отрицательные последствия для всех заинтересованных сторон – для пассажиров, государства, холдинга и самой компании, затронет предприятия отечественного машиностроения и ремонтные предприятия, в том числе градообразующие, - предупреждают в ОАО «ФПК».

Между тем в ОАО «РЖД» категорически не согласны с предложенным Силуановым применением «принципа нуждаемости» к железнодорожным перевозкам.

- Принятие аналогичного решения по отношению к железнодорожному транспорту приведет к тому, что для большей части пользователей услуг железнодорожного транспорта при поездках в плацкарте и купе цена билетов повысится, - заявляют в компании.

Причем повышение стоимости будет даже выше, чем рассчитали в минфине. Так, по расчетам железнодорожников, в ценах 2013 года стоимость проезда для населения может увеличиться на 67% в плацкартных вагонах и на 51% в общих. При этом резкое повышение тарифа «вызовет социальную напряженность и снижение объемов перевозок на 45%».

То, что «социальной напряженности» избежать, скорее всего, действительно не удастся сами за себя говорят факты. Так, в 2011 году железнодорожниками в плацкартных и общих вагонах было перевезено более 66 миллионов пассажиров. Средняя себестоимость перевозки составила 1448 рублей. При этом пассажир непосредственно оплачивал лишь 865 рублей от стоимости билета, а из госбюджета ему субсидировалось 446 рублей. Остальные деньги — 137 рублей - оплачивала компания — из своего кармана.

В то же время, как считают в ОАО «РЖД», сегодняшний порядок субсидирования пассажирских перевозок в плацкартных и общих вагонах для государства является значительно более эффективным даже в сравнении с порядком субсидирования авиаперевозок.

-На пассажира железнодорожного транспорта государство субсидирует чуть менее 450 рублей, в то время как на пассажира авиатранспорта — более 6 тысяч рублей, - резюмировали в компании.

К слову, в кировском УФАС какого-либо нарушения в возможном резком повышении стоимости железнодорожных билетов не видят.

-В соответствие с 239 постановлением российского правительства железнодорожные тарифы регулируются на федеральном уровне. Исключение составляют пригородное сообщение, где расценки устанавливаются региональной службой по тарифам. Потому мы на это никак повлиять не сможем, - рассказала «Навигатору» заместитель руководителя регионального УФАС Марина Никонова.

Дорожание ведет к подорожанию

Правда, на использование авиатранспорта даже с такими высокими ценами на билеты, какие там действуют сейчас, кировчанам также надеяться особо не приходится. В следующем году может так случится, что летать из Кирова станет просто напросто невозможно. Все дело в огромных долгах, которые на днях выявила у ОАО «Аэропорт Победилово» Контрольно-счетная палата Кировской области. Согласно выводам комиссии, в 2011 году убыток Аэропорта составил 161,4 млн. рублей, а в первом полугодии этого года долгов скопилось уже на 78,5 млн. рублей. При этом предприятие является абсолютно закредитованным, а сами кредиты брались под немыслимые тысячные процентов годовых. В результате основные фонды организации общей стоимостью чуть более 350 млн. рублей оказались заложенными под кредит в одном из кировских банков, а возвращать его Аэропорту теперь нечем. При этом на расчетных счетах у предприятия чуть более 100 тысяч рублей. Спасать Аэропорт в очередной раз придется областному правительству, которое, по словам аудитора Контрольно-счетной палаты Ольги Чернядьевой, за три последних года выделило на его развитие более 500 (!) миллионов рублей. Однако в этот раз «пациента», который оказался скорее мертв, чем жив, могут уже и не успеть реанимировать. Денег на оздоровление предприятия (читай на покрытие его долгов), по признанию главы департамента финансов Елены Ковалевой, в бюджете области на 2013 год не предусмотрено. Фактически это означает, что если у аэропорта не найдется инвестор, с авиаперелетами кировчанам придется на какое-то время распрощаться. Это вкупе с наметившимся повышением цен на плацкартные билеты приведет к тому, что большинство кировчан фактически окажется в «транспортном ступоре», выход из которого найти будет очень не просто. Вместе с тем, по словам гендиректора ОАО «Кировское авиапредприятие» Александра Андрейчука, в случае осуществления планов минфина по повышению стоимости ж/д билетов, кировский аэропорт вполне может обеспечить кировчан дополнительными рельсами, по крайней мере, в Москву и, если будет необходимость, в южном направлении. При этом правда сами билеты дешевле от этого не будут.

-Кировская область при необходимости готова организовать больше авиарейсов, готовы ли к этому авиакомпании — вот в чем вопрос! Если те предложения, которые высказываются насчет повышения стоимости железнодорожных билетов действительно будут реализованы, то дополнительный интерес к авиаперевозкам возможно и возникнет. Однако это вовсе не означает, что стоимость авиационных билетов станет ниже. Скорее всего, цена билетов в силу рыночных обстоятельств останется все равно выше железнодорожных, - считает Александр Андрейчук.

Вместо заключения

Кстати, как недавно заявил глава минфина, резкого повышения стоимости проезда в плацкарте — сразу на 60 процентов — с нового года все же не будет. Государство пойдет на выделение железнодорожникам субсидий. Правда, повышение цен на билеты это вовсе не отменяет. Дополнительные субсидии позволят повышать цены на 20 процентов ежегодно в течение трех лет. Где возьмутся дополнительные источники финансирования для железнодорожников, рассмотрят во втором чтении федерального бюджета в Госдуме. Вместе с тем россиян обнадежил и вице-премьер России Аркадий Дворкович. Если верить его последнему заявлению, в самое ближайшее время правительство примет решения, которые и вовсе не приведут ни к падению объемов перевозок, ни к резкому росту цен на перевозки дальнего следования в плацкартных вагонах или в пригородных поездах. Правда верится в такую «розовую» перспективу с каждым днем все меньше.

Опрос ВЦИОМ*

91% россиян считает, что государство должно субсидировать железнодорожные перевозки;
52% жителей страны считает, что субсидии должны предоставляться для всех категорий граждан (вне зависимости от их возраста и уровня социальной защищенности);
46% россиян считаю нынешнюю стоимость проезда на железнодорожном транспорте приемлемой;
39% опрошенных не готовы отказаться от использования железнодорожного транспорта ни при каких условиях;
36% выбрали бы другой вид транспорта при определенных условиях;
49% россиян совершали поездки на железнодорожном транспорте за последние два года;
31% за последние два года пользовались электричками;
19% опрошенных пользовались поездами дальнего следования.

64% россиян готовы отказаться от железнодорожного транспорта в пользу более дешевого;
30% выбрали бы более быстрый транспорт;
22% выбрали бы более безопасный транспорт;

*Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 13-14 октября. Опрошено 1,6 тысячи человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%

Гендиректор ОАО «Кировское авиапредприятие» Александр Андрейчук
- «Аэропорт — это лицо Кировской области. Его надо содержать чистым и опрятным. За своим лицом надо ухаживать, а не плевать в него, как это делают некоторые!»

 

 

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: