Сланцевая революция: чем экономике России грозит добыча сланцевого газа?

Алексей Канатчиков

За последнее время Россия не только не избавилась от звания сырьевого придатка Запада, но еще больше его укрепила. Доля нефтегазовой отрасли в экономике страны за последнее десятилетие превысила одну треть и составила 34% от ВВП. На эти два ресурса приходится более 60 % всего экспорта государства. Россия крепко сидит на нефтегазовой игле, но мировые события все-таки заставят нас с нее слезть. Причем в роли Апокалипсиса может выступить не очередной финансовый кризис, а давно известный природный ресурс. И имя ему сланец.

Еще недавно США являлись крупнейшим в мире импортером газа, теперь же стали мировым лидером по его добыче. Все благодаря  разработке месторождений сланцевого газа.

Пока одни предрекали истощение природных ресурсов и искали  способы добычи энергии из ветра и солнца, другие вели поиски совсем в другом направлении и пытались разработать сланцевые месторождения.

Сланцы ― это сжатая материнская порода, в которой в течении миллионов лет формируются традиционные месторождения нефти и газа. Когда нефть и газ просачиваются в верхние слои, они натыкаются на слой твердой породы (базальта, гранита), образуя то, что геологи называют ловушки или окна. Традиционная нефтегазодобыча в общем-то и заключается в поиске и бурении этих ловушек. При этом сланцевый газ добывается преимущественно из горючих сланцев.

Первые, кто додумались добывать природный газ из сланцев, оказались американцы. Было это еще в первой половине 19 века. Правда выходило это так дорого, что «лавочку» вскоре прикрыли. Интерес к горючим сланцам опять-таки у американцев проснулся лишь тогда, когда цены на нефть и газ начали расти несказанно высокими темпами. Случилось это как раз в начале 2000-ых.

Именно тогда же появляется прорывная технология горизонтального бурения с применением ступенчатых гидроразрывов, которая позволила в разы увеличить отдачу скважин. Впервые ее применили на газовом месторождении «Барнорд Шейл».

Именно это событие и послужило началу так называемой «сланцевой революции», в результате которой США полностью избавились от необходимости импорта газа и даже стали подумывать о том, куда бы это добро сплавить. В связи с «американской газовой революцией» многие эксперты уже пророчат серьезный передел мирового энергического рынка, а другие и вовсе делают апокалиптические прогнозы насчет всего будущего планета. И все потому, что этих сланцевых запасов нефти и газа по миру раскидано столько, что может с избытком хватить всей планете еще на многие сотни лет. Так, по подсчетам экспертов, общемировые запасы сланцевого газа превышают более чем в 7 раз запасы природного, а по нефти перевес в 4 раза. И теперь для многих экономистов вопрос заключается лишь в том, как скоро в мире появятся технологии, которые позволят добывать эти ресурсы наиболее эффективным образом.

Эксперты спорят

Такой позиции, в частности, придерживается финансист Михаил Гурьев. По его словам, через несколько десятилетий, когда добыча сланцевой нефти достигнет геополитического размаха, ее стоимость на мировых рынках будет составлять 5-8 долларов за баррель, при том что сейчас тот же баррель стоит 107,5 долларов. Нетрудно представить, к каким последствиям это может привести для России.

Впрочем, если Гурьев больше рассуждает о сланцевой нефти, то другой известный политический аналитик Михаил Леонтьев с недавних пор всерьез озаботился сланцевым газом. Не так давно он заявил, что «Газпром» проспал «сланцевую революцию», а во главе компании стоит «опасный сумасшедший».

-Огромное количество крупных компаний: BP, Shell и другие добывают этот газ, - негодует Леонтьев. - Этим занимается огромное число мелких компаний из нескольких человек. При этом в «Газпроме» заявляют, что это якобы нерентабельно.

Также Леонтьев говорит о том, что газ, который ранее предназначался для американцев,  теперь идет на европейский рынок, «где вытесняет газпромовский газ и опускает цену».

-США приступают к экспорту газа, в том числе для того, чтобы сдержать падение цен на газ в самой Америке, продолжает политолог. - Ведь это падение невыгодно для компаний, которые действительно вложили в технологии и добычу огромные деньги. Сейчас цены на газ на внутреннем рынке США значительно ниже наших внутренних. США получили огромное преимущество в виде дешевой энергетики.

Межу тем, с позицией Леонтьева не согласен известный российский экономист и, к слову, бывший член совета Федерации от Кировской области Андрей Хазин.

-Информация о том, что сланцевый газ вот-вот ликвидирует весь российский бизнес по экспорту газа,  является некоторым преувеличением, - отметил Андрей Леонидович в своей авторской программе на канале РБК, - Но это не повод для того, чтобы не думать о будущем, не развивать у нас новые подходы и технологии и работать в этом направлении.


Минусы сланца

Кстати, в той самой программе присутствовал серьезный эксперт в сфере газодобычи, директор инженерно-инновационного центра «Геолгазконсалт» Валерий Ненахов. Его выводы также схожи с умозаключениями Хазина. По мнению Ненахова, в ближайшие 20-30 лет на мировом рынке совершенно точно будет доминировать традиционный газ. В то же время, перспективы использования сланцевого газа, очень туманны. В частности, основная трудность его добычи заключается в высокой себестоимости. Например, не так давно несколько крупных и всем известных нефтегазовых компаний попробовали начать добывать этот газ на одном из его крупнейших месторождений в Польше. Однако вскоре они были вынуждены свернуть все работы. Себестоимость добычи вышла в 280 долларов за кубометр. Также повлиял на их решение и состав газа. В нем было всего лишь 20 % метана.

Вместе с тем, успех так называемой «сланцевой революции» Ненахов объясняет серьезными мерами поддержки этой отрасли со стороны правительства США. В частности, компаниям, которые занимаются разработкой сланцевых месторождений, предоставляют кредиты по низким процентным ставкам, устанавливают для них щадящий налоговый режим. Кроме этого, американское правительство напрямую участвует в разведке новых сланцевых месторождений, заключая контракты на исполнение подрядных работ с теми же самыми нефтегазовыми компаниями.

При всем этом, у сланцевого газа  слишком много явных минусов, чтобы стать альтернативной заменой традиционному. Один из них, например, заключается в том, что его нельзя закачивать в трубу. Поэтому 30 % американского рынка газа ― это рынок местного потребления. К слову, Россия также могла с успехом развивать такие рынки на основе традиционного газа, но в силу местных особенностей этого не делает.

-В России на Европейской части в госреестре существует 0,5 трлн мелких месторождений, одиночных скважин. Однако нынешнее законодательство не способствует их развитию, - отмечает Ненахов.

К слову, помимо высокой себестоимости добычи и трудности транспортировки на дальние расстояния у сланцевого газа имеются и другие недостатки. Например, быстрая истощаемость месторождений, а также значительные экологические риски при его добыче. Так, если сланцевые породы лежат на одном уровне с грунтовыми водами, вода, которая попадает в краны проживающих рядом людей, становится практически непригодной для питья.

Крах российского гиганта 

Однако при всех недостатках сланцевого газа, его успехи на региональных рынках, в частности на американском, никто не отрицает. В США из сланцев извлекается порядка 200 млрд куб.м. голубого топлива. Этот факт напрямую сказался на всей мировой экономике. В том числе и на позициях крупнейшей газовой компании России «Газпрома». Стоимость акций «национального достояния» находится в глубоком пике, и как долго они продержатся там не знает, наверное, никто. С 2008 года акции «Газпрома» снизились с 350 рублей до 113 рублей за штуку, то есть практически втрое.  По словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, падать дальше акциям компании уже некуда ― они оказались «на дне». А потому, по мнению Миллера, сейчас сложилось оптимальное время для покупки акций.

- «Менеджмент и правление «Газпрома» будет делать все от нас зависящее, чтобы капитализация компании соответствовала тем фундаментальным показателям, которые у нас есть.
Прибыль «Газпрома» за 2012 год тоже сократилась почти на четверть по сравнению с предыдущим годом. Соответственно и дивиденды акционерам снижены с 9 до 6 рублей за акцию.
Кстати, на собрании акционеров компании 28 июня 2013 года председатель правления заявил, что по итогам шести месяцев текущего года экспорт газа в Европу вырос на 10%. При этом в среднесрочной и долгосрочной перспективе, по словам Миллера, доля «Газпрома» в импорте газа ЕС будет по-прежнему превышать две трети. В будущем большие надежды  Миллер возлагает на развитию сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Вместе с этим, по его мнению, в России должен появиться еще один мощный потребитель газа. Им, по мысли руководителя корпорации, должен стать транспорт. 

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: