Систему госзакупок перезагрузят

Вслед за недавней критикой президента и премьер-министра в Минэкономразвития признали: закон №94-ФЗ о госзакупках требует серьезных правок. Но на этот раз изменения коснутся системы госзакупок в целом. Разговоры о том, что 94-ФЗ нуждается в изменениях, идут с момента его появления. А сами проблемы с закупками уже давно вышли за рамки частных случаев. Нормативно-правовая база в сфере размещения заказов непрерывно обновлялась: с момента вступления закона принято более двадцати постановлений о внесении изменений. Постоянные метаморфозы с законом, по всей видимости, не так сильно повлияли на отчисления в бюджет. – 2010-й был годом напряженной и весьма плодотворной работы. Так, общий объем выставленного на торги заказа составил 3193,76 млн руб., – пояснила Елена Мальцева, глава департамента гозакупок области. – Общая экономия бюджетных средств за 11 месяцев 2010 года составила 447,93 млн руб. Таким образом, экономический эффект составил 14,7 % от общего объема размещенного заказа, превысив уровень 2009 года более чем в 2 раза. Не последнюю роль в этом отношении сыграла и электронная система торгов, отметили в департаменте. Она достигла наиболее эффективных показателей (20,7 %). В итоге система электронных аукционов сэкономила бюджету области каждый пятый рубль. Судя по таким радужным данным, и не скажешь, что система «хромает на обе ноги». Но не стоит забывать, что это лишь одна сторона медали… Из количества в качество Сейчас процедура госзакупок не работает, в один голос говорят чиновники. С каждым днем становится ясно, что закон не устраивает никого. В первую очередь власть, которая получает некачественный товар или услуги от тех, кого назвала победителем на аукционе. Но как сделать так, чтобы качество было превыше стоимости? – Нужно уделять внимание не только прозрачности процедур, конкуренции, борьбе с коррупцией и экономии бюджетных средств, но и достижению конечного результата закупок, то есть говорить о полном закупочном цикле, более предсказуемом и ответственном, – рассказала Елена Мальцева. – Ведь и мы, и заказчики, и конечные потребители желаем одного – удовлетворения государственных и общественных нужд. А о результате закупочной деятельности невозможно говорить в отсутствие регламентов планирования, формирования и исполнения заказа, что на сегодняшний день не отражено в законе № 94-ФЗ. Может быть, поэтому контролирующие органы все же находят в государственных и муниципальных торгах нарушения? – За 9 месяцев 2010 года было выявлено 840 нарушений, что в два с лишним раза больше, чем за аналогичный период 2009 года (тогда было выявлено 321), – рассказал Павел Матанцев, начальник отдела прокуратуры по надзору за исполнением законодательства в сфере госзакупок. – В целях устранения нарушений руководителям органов госвласти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений внесено 140 представлений, по результатам рассмотрения которых 134 человека были привлечены к дисциплинарной ответственности, 12 – к административной. Проводимыми проверками отмечаются многочисленные факты заключения договоров на поставку товаров без проведения предусмотренных действующим законодательством процедур размещения заказов, в том числе путем искусственного дробления договоров. Были выявлены и нарушения порядка информационного обеспечения процедур размещения заказов, несоответствующие условия извещений, а также отсутствие контроля за полнотой и качеством выполнения обязательств по контрактам. Все это напрямую ведет к нарушению прав предпринимателей, неэффективному расходованию бюджетных средств, а также лишает процедуру размещения заказов прозрачности. «Конкурентная мерзлота» Изначально закон «О госзакупках» создавался для борьбы с коррупцией и развития конкуренции. Получилось как раз наоборот. Документ по истечении 5 лет признан бизнесом одним из наиболее коррупционногенных. А сказка про идеальную экономику с идеальной конкуренцией, о которых в нашей стране бизнесу остается только мечтать, так и не стала былью. В законодательной базе накопилось достаточно препятствий, с которыми бизнес сталкивается ежедневно. Это и проблема прозрачности процедур торгов, не предвзятого и равного отношения ко всем претендентам, а также вопрос развития конкуренции, которая, по словам главы Минэкономразвития, впала в состояние «вечной мерзлоты». Бизнес таким состоянием дел недоволен. – Искусственно конкуренцию на госаукционах не создают, а если она где и проявляется, то, чаще всего, является элементом сговора, – отмечает Василий Пчела, директор монтажно-внедренческой фирмы «Каскад-комлекс». – Больше товаров, хороших и разных – вот основной принцип конкуренции. Но нужно дать право потребителю их выбирать, а не навязывать некачественные товары и услуги с помощью аукционов. Также важно прекратить исповедование принципа «Кто дешевле?». Бизнес должен наладить систему прямых связей – поставку товаров от производителя. А судьи кто? Система госзакупок нуждается в кардинальных переменах, отмечают представители бизнеса. – Но с введением обновленного закона всем комфортно быть не может, – добавляет Василий Пчела. – Главное, что некомфортно станет жуликам и бракоделам. Полностью поддерживает эту позицию и Наталья Ложкина, руководитель отдела компании «Киров-Фарм». Она, в свою очередь, добавила – если государство не будет плотно взаимодействовать с бизнесом, то есть вероятность, что разные участники аукционов могут оказаться в неравном положении. – Оптимальный вариант в этом случае – создание специальной группы, которая бы включала в себя представителей бизнеса из разных отраслей, – говорит Наталья Ложкина. – В каждой сфере своя специфика, которую необходимо учитывать при выполнении госзаказа. Такая группа могла бы координировать законотворческий процесс. И все стало бы намного проще. Иную точку зрения, если говорить о совершенствовании ФЗ-94, имеют члены Вятской торгово-промышленной палаты. – Да, нынешняя система госзакупок имеет серьезные проблемы: отсутствие мониторинга цен, анализа исполнения контрактов, до сих пор не разработан механизм определения начальных цен. Но в чистом виде ФЗ-94 не так и плох, – говорит Юрий Исупов, вице-президент ВятТПП. – Наша точка зрения такова: в нем необходимо сделать лишь корректировки, а все внимание сосредоточить не на совершенствовании закона. В первую очередь, стоит следить за тем, как идет выполнение госзаказа на практике – сегодня отвратительно. Да, противники закона могут говорить обратное. Во-первых, если чиновники будут нормально, серьезно и вдумчиво составлять технические задания, а во-вторых, будут жестко контролировать все этапы госзаказа, то все разрешится. По мнению вице-президента ВятТПП, власти вместо того, чтобы наказать недобросовестного исполнителя госзаказа, начинают ругать закон. А если запротоколировать все нарушения со стороны исполнителя, прийти в суд, взыскать ущерб, то ситуация была бы другая. Но чиновники в этом случае просто разводят руками… Именно так и попадают на рынок недобросовестные фирмы-исполнители, занижающие цену на товары, услуги.
В ТЕМУ
На откате В тему Госчиновники высшего ранга подсчитали, сколько денег «пилится» при госзакупках. 1 трлн рублей из 5 трлн, тратящихся на госзакупки, уходит на откаты. Сумма впечатляющая. У борьбы с этим имеются естественные ограничители: в России создана распил-откатная экономика. В этой системе коррупция выступает как механизм распределения средств, без которого экономика встанет. А борьба силовыми методами и законодательными ограничениями без понимания природы этой экономики к победе над коррупцией никогда не приведет. – Госзаказ сегодня – это хороший вариант получения в клиенты государства, всегда залог некой стабильности. Поэтому число участников возрастает с каждым годом. Те спорные моменты, которые в 1990-е при емкой экономике были не так очевидны, сегодня обострились, – рассказывает Юрий Исупов, вице-президент ВятТПП. – Предвидеть и предотвратить такую ситуацию было возможно. Если бы закон реализовывался под жестким контролем, если бы по всей строгости соблюдались требования к чиновникам. Допустим, он провинился – денежный штраф, снятие с работы... Эта мера была бы результативной. По мнению федеральных чиновников, надо сформировать систему сквозного мониторинга, которая позволит своевременно вскрывать неэффективные закупки и будет служить основой для правовой оценки заключенных контрактов. У различных госзаказчиков разброс цен даже на так называемые биржевые товары доходит до 30%. Например, средняя цена закупки 92-го бензина по результатам аукционов у различных госзаказчиков находилась в диапазоне от 18 до 26 рублей за литр. Зачастую это даже превышает уровень цен, по которым отпускают сегодня топливо АЗС.
ОПРОС
Как вы оцениваете существующую сегодня систему госзакупок?
Любовь Трунченкова Любовь Трунченкова, директор компании «Вяткастройторг» – Честно говоря, я не верю в равные стартовые возможности для бизнеса. Так, на одном из тендеров для соцучреждений получилось, что победителем была признана фирма, которая по сути не имела никакой документации о торгах. Что уж говорить о профессионализме сотрудников! Все было куплено. В итоге эта фирма условий контракта не выполнила. Представители соцучреждения обратились за помощью к нам. Таким образом, сегодня в системе госзакупок делать нечего. До тех пор, пока сама процедура не будет прозрачной для общественности.
Павел Дворецкий Павел Дворецкий, генеральный директор группы компаний «КЗДМ» – Система, существующая на сегодняшний день, не совершенна. Дело в том, что условия и сроки проведения тендеров – практически закрытая информация. Многим торговым организациям, которые могли бы предоставить выгодные условия, данная информация попросту не поступает. Из-за этого поставки, в первую очередь, осуществляют фирмы с развитым IT-отделом или имеющие абонемент у посредников, занимающихся продажей информации о тендерах. А не те, кто специализируется на поставке того или иного товара.
ЭКСПЕРТ
Елена Мальцева Елена Мальцева, глава департамента государственных закупок Кировской области – На каких этапах возможны наибольшие коррупционные риски? – На стадии разработки документации при формировании технического задания и условий исполнения госконтракта. Чаще всего – это «заточенность» конкурсного задания под конкретного поставщика, то есть формирование техзадания и условий исполнения контракта под возможности поставщика, с которым хотел бы работать заказчик. И как результат такой закупки – отсутствие конкуренции и заключение контракта по максимальной цене. – Какие еще есть риски? – Коррупционные риски могут иметь место при включении в проект госконтракта условий, учитывающих интересы поставщика и приводящих к нерациональному расходованию бюджетных средств. Как пример, авансирование выполнения работ, не требующих предварительных затрат подрядчика. Включение таких условий в документацию, хотя и не противоречит законодательству, имеет определенный риск. К сожалению, на практике не исключены случаи, когда поставщик, заключив контракт, получает предоплату, а контракт не исполняет. Наиболее коррупционна процедура запроса котировок, несмотря на то, что он является самым простым способом размещения заказов. Поэтому решается вопрос о замене ее на электронный аукцион. Все заявки запросакотировок подаются в открытом виде. Таким образом, имеется возможность заинтересованных лиц влиять на исход закупки. Это позволяет заказчику договориться со «своим» поставщиком о подаче заявки с ценой заведомо ниже, чем у остальных участников.
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: