Сценарий кризиса: прогноз на 2015 год

В разгар новогодних празников агентство Bloomberg выдало информацию о том, что Россия вошла в пятерку стран с наибольшей вероятностью дефолта, обогнав по этому показателю Египет, Ливан и Португалию.

Эту новость тут же растиражировали российские СМИ. Масла в огонь добавил и Джордж Сорос. Известный финансист заявил, что «санкции ЕС против России из-за падения цен на нефть будут иметь гораздо более серьезные последствия, чем предполагали западные лидеры», и он не удивится, если в России случится дефолт.

При этом слове многие в нашей стране до сих пор взрагивают, вспоминая 1998 год, когда был объявлен технический дефолт по основным видам государственных долговых обязательств. После этого рубль обесценился за полгода более чем в 3 раза, курс доллара вырос с 6 до 21 рубля. Многие предприятия не смогли вернуть популярные тогда валютные кредиты и обанкротились. Цены взлетели до небес. Вкладчики раззорившихся банков потеряли свои деньги.

Нет оснований

Под дефолтом понимают отказ от уплаты долгов. На государственном уровне это фактически синоним банкротства. В 1998 году госдолг России превышал годовой ВВП.

Сейчас же ситуация принципиально иная, и оснований для дефолта нет. У России соотношение долга к ВВП - одно из самых низких в мире. В 2015 году общие выплаты правительства и корпоративного сектора составят 130 млрд долларов, при этом золото-валютные резервы страны превышают 388 млрд долларов.

- Дефолты объявляют не потому, что «надо» или «не надо» их объявлять, а потому что не хватает денег, чтобы выполнить свои обязательства, - говорит Максим Плешков, старший аналитик рейтингового агентства «Рус-Рейтинг». - Мы не видим причин для государственного дефолта России: государственный внешний долг в 53,7 млрд долларов составляет около 3% к ВВП. С учетом внутреннего долга наш совокупный госдолг — около 11% ВВП. То есть объективных оснований для прогнозов госдефолта не существует. 

Сценарии кризиса

Тем не менее, обнадеживать себя не стоит. Даже без дефолта России придется несладко, страну ждет полномасштабный экономический кризис, в этом уверены абсолютно все эксперты. Причем его продолжительность и глубина будет во многом зависеть от цен на нефть.  Аналитики Citibank Russia Macro View рассчитали, что при цене в $63 за баррель, ВВП России снизится на 3%. Если нефть будет стоить $50 за баррель, падение может составить 4%, если $40, тогда 5%. Но опасаться повторения сценария 2009 года, когда ВВП упал почти на 8%, пока не стоит, успокаивают аналитики. Правда, они же уверяют, что быстрого восстановление на этот раз не будет. Этот процесс займет 6-7 лет.

Версия Михаила Хазина

Еще более пессимистичный сценарий предствляет известный экономист-статистик Михаил Хазин.  

- Главное ощущение, которое складывается после «черного вторника», что собственно, вот этим кризис и исчерпывается. Но это принципиальная роковая ошибка. На самом деле, этот кризис только начинается. Дело в том, что практически ликвидирован кредит: как межбанковский, так и кредитование реального сектора. Сейчас резко падает активность тех субъектов экономики, которые работали на внутреннем рынке. Кроме того, поскольку значительная часть потребительских товаров и продуктов все-таки импортная, а реальные доходы населения резко сократились, мы получаем резкий обвал внутреннего спроса.

И могу предположить, что где-то процентов на 12-15 у нас должен упасть ВВП к концу первого квартала. Уже к концу января будет понятно, что обвал этот очень сильный. Скорее всего будут закрываться предприятия машиностроения, поскольку никто не будет покупать эту продукцию. Проблемы коснутся малых и средних банков. Из-за роста налогов обвалится малый и средний бизнес, и это создаст большие проблемы с самозанятостью. Может быть, на первом этапе люди попытаются вообще не платить налоги, ну а потом государство ужесточит санкции. И где-то к концу января - началу февраля мы получим полномасштабный экономический кризис. Причем, отличие его от кризисов 1998 и 2008 годов будет в том, что никакого быстрого выхода из него не будет.

Начнется кризис примерно так же, как он начался в сентябре 2008 года - с резкого падения котировок ценных бумаг. Что станет «спусковым крючком», пока вопрос, но он, по большому счету, не так уж и важен.  Важно, что немедленно встанет вопрос об устойчивости банковской системы, активы которой резко обесценятся, а вот пассивы, то есть обязательства, никуда не денутся.

Версия Михаила Котлова

У другого эксперта - начальника отдела по работе на фондовых рынках в АКБ «Вятка-Банк» ОАО Михаила Котлова несколько иной взгляд на развитие событий.  

В начале текущего года на российскую экономику и финансовые рынки продолжают действовать те же факторы, что и в конце прошлого года:

  • снижение цен на нефть;
  • возобновление падения курса рубля;
  • крайне высокие ставки денежного рынка (ключевая ставка ЦБ 17% на фоне всплеска инфляции до двухзначных значений, ставки кредитов для надежных заемщиков - более 20%);
  • драматическое падение доверия иностранных инвесторов к рублевым активам;
  • фактически закрытые для российских компаний внешние рынки заимствования капитала вследствие западных санкций.

Снижению цен на нефть способствуют фундаментальные факторы: превышение предложения над спросом из-за бурного роста добычи в США сланцевой нефти в последние годы. С другой стороны, основные члены ОПЕК не собираются отдавать свою долю рынка США, что приводит к «ценовой войне». По последним прогнозам аналитиков Goldman Sachs, нахождение точки равновесия, а следовательно, остановка падения цен на нефть, возможно возле уровня $36-40 за баррель. На этих ценах резко снизятся новые инвестиции в добычу, что в перспективе стабилизирует нефтяной рынок. Однако, в отличии от 2008-2009 года, не стоит ждать быстрого восстановления нефтяных котировок, так как их рост вновь увеличит предложение на рынке со стороны американских производителей (подробнее об этом на стр. 9, прим. ред.).

На этом фоне удручает фактическое отсутствие у российского правительства и власти внятного плана антикризисных мер. Пока действия сводятся к рецептам прошлого кризиса: докапитализация ключевых банков и помощь крупным компаниям. Выправить ситуацию могло бы ослабление западных санкций, но фактическое нежелание российской власти идти на попятную по ситуации с Крымом и Восточной Украиной, не предполагает улучшений в этом направлении.

Мы прогнозируем, что в краткосрочной перспективе пик ухудшения ситуации в экономике и на финансово-денежных рынках придется на февраль-март текущего года. На фоне падения цен на нефть курс рубля к доллару может вновь достичь декабрьских максимумов в районе 75-80 рублей за доллар.

Негативное влияние на ситуацию оказывает и снижение ведущими рейтинговыми агентствами оценок кредитоспособности России. В ближайшие дни или недели ожидается действие от Standard&Poor’s, которое может снизить рейтинг России ниже инвестиционного уровня, что, вероятно, приведет к ряду негативных эффектов: сбросу иностранными инвесторами рублевых активов, очередному росту стоимости заимствований, и даже в некоторых случаях право западных инвесторов требования досрочного погашения кредитов российских заемщиков.

Во второй половине года, мы ожидаем, что негативная ситуация немного улучшится: стабилизируется курс рубля, а Банк России может снизить ключевую ставку до 10-12% годовых. Как будет выходить экономика России из кризиса после завершения острой фазы, пока не понятно, так как со стороны российских властей нет программы действий, а изоляция страны будет продолжаться.

Новый шанс

Однако кризис, как известно, это не только угроза, но и возможность. Он дает России шанс на оздоровление структуры экономики, о котором говорят уже не первое десятилетие. Это возможность уйти от сырьевой зависимости и сделать ставку на развитие других отраслей. Теперь многое зависит от того, как воспользуются этим шансом российские власти. 

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: