Рецепт развития Сергея Шарова

Событий в жизни Сергея Шарова в лихвой хватило бы на толстую книгу мемуаров. Он, кстати, подумывает их написать: о том, как на Камчатке начинал бизнес в «лихие 90-е», как стал владельцем первого частного парохода в СССР, как переехал в Котельнич, был замом губернатора Кировской области... В маленьком Котельниче он известен как весьма крупный предприниматель, а в деловых кругах области как вице-президент ВТПП и бывший начальник управления развития предпринимательства.  

Сергей Иванович рассказал «Навигатору», почему променял Камчатку на Котельнич, в чем главная проблема нашего региона, и каков его собственный рецепт развития для Кировской области.   


Вы начинали свой бизнес в «лихие 90-е».

- Я начинал на Камчатке. По образованию штурман дальнего плавания. И все, что я хорошо знал, связано с морем и судами. Началось все с работы в горисполкоме Петропавловска-Камчатского, где я занимался социально-экономическим развитием территории. Мне было поручено заниматься и регистрацией кооперативов. И я был поражен количеством людей, которые хотели жить лучше, шли и регистрировали кооперативы. Их было много. И от них «микроб» развития перешел на меня.

В 1989 году мы с другом организовали кооператив по ремонту судов. Уже через год после старта делали объем целого судоремонтного завода, используя мощности незагруженных береговых предприятий. Первый частный морской пароход после 1917 года появился в стране у меня  - СРТМ «Камсудо». Я много путешествовал по стране, ходил на судах заграницу. Развивались мы энергично. Кооперация двигалась вперед очень стремительно, так как действующая система управления в стране ее «не прижала». Было разрешено все, что не запрещено.

В Котельнич приехал уже с наработанным опытом и капиталом. А случилось это так: был в командировке в Москве, заехал в город, открыл местную газету, а  там объявление о продаже «Дома Торговли». Было это в 1992 году. Я выяснил условия, внес залог. Выиграл аукцион, оформил документы на собственность, зарегистрировал прдприятие и уехал обратно. А уже через год приехал сюда жить.


Было ли тогда давление на вас со стороны криминала?

Криминал не давил ни в Котельниче, ни на Камчатке по одной простой причине - я всегда работал в «белом поле». У меня не было левых денег. А у криминала закономерность - если ты не платишь государству, будешь платить криминалу. Они лучше налоговой знают, у кого левый оборот. Так что на меня серьезного давления не было. Мелкие неудобства конечно были, но они не меняли жизнь.


Что для вас, как бизнемена, поменялось с тех пор?

Стало сложнее работать и развиваться. Малый бизнес сегодня, если не поменять правила игры, просто не сможет жить, будет уходить в тень и закрываться. У нас забрали свободу, но нас не сделали профессиональнее. Малый бизнес оказался не готов к таким изменениям. В провинции вообще мало что меняется с течением времени. И так получается, что в здесь все живут по принципу «как сделать себе копейку». А это не бизнес - это обеспечение уровня жизни. Бизнес — это инвестиции и развитие.  Управление территориями необходимо менять в корне. Иначе мы потеряем малый бизнес, как потеряли в свое время фермерство. А значит, потеряем и сельские территории, создадим агропустыню. После нас останутся заросшие поля.


Уже несколько лет говорят о необходимости создания логистического центра в Котельниче. Но дальше разоворов дело не идет. Как вы считате, это действительно перспективный и реальный проект?

Это стратегическая задача Котельнича стать логистическим центром. Город имеет удобное месторасположение на транспортной развязке региона. Но до сих пор он не реализовал свое приемущество. Основная беда заключается в непрофессиональном управлении территориями. У России есть все: природные ресурсы в изобилии, есть грамотные люди. А живем посредственно. Потому что плохо управляем тем, что нам оставили предыдущие поколения.

70%  успеха экономики зависит от профессионального управления, и только 30%  - от  исполнения. Это мой многострадальный вывод. Почему мы не можем сделать логистический центр? Все просто — непрофессионализм. Вот например, вы мне предложите: «Сергей Иванович, в городе есть место хирурга, а вы неплохой человек. Пойдите туда, поработайте, мы вам доверяем». И приду я в хирургическое отделение. Приступлю к операции. Каков будет результат?  Отрицательный. Так почему мы идем к управлению территориями, не умея этим заниматься? Город — это, прежде всего, - сложный хозяйственный механизм.  Им должен заниматься человек, прошедший хорошую хозяйственную школу, который разбирается в экономике и управлении людьми. Современное местное самоуправление — это наша беда.

Зачастую приходят к власти просто хорошие люди, у которых нет специальных знаний.

Ровно год назад я написал открытое письмо главе администрации, о сворачивании деятельности нашей фирмы, полагая, что оно будет предметом обсуждения, и определенных сдвигов в работе власти. Ведь у нас был коллектив в 208 человек, а сейчас он сократился до 100. И не кризис тому виной, а непрофессиональное управление территорией. Живем, как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука». Малый бизнес - это единственная форма развития сельских территорий.

Без него ни о каком движении вперед просто нет речи. Необходима свобода развития и новые технологии. Администрация должна быть координатором этого развития, гарантировав бизнесу долговременность и постоянство. А сейчас любой бизнес развивается хаотично: появился человек и что-то начал делать, не зная, нужно ли это будет завтра. А ведь у нас два полноценных аппарата администрации - районный и городской на 37 тысяч населения. И мы их кормим. А целостной программы развития нет. И пока ее нет, в малом бизнесе будут временщики.


У вас есть свой рецепт развития для района?

У области должен быть единый стретегический вектор развития территории. Относительно г. Котельнича — необходимо создание уезда в территориях Свечинского, Даровского, Шабалинского, Котельничского и Арбажского районов и единого центра управления. Сейчас как таковой единой экономической концепции развития нет. Есть усеченное видение развития г. Котельнича. 

Главные направления в развитии: туризм как часть единого областного туристического кластера Кировской области с центрами в Кирове, Котельниче, Советске. Одни только динозавры привлекли сюда огромное количество людей. Но я боюсь, что мы вхолостую выстрелим с динозаврами, потому что у них нет серьезного продолжения работы. Нужна инфраструктура, а ее нет. Многие согласны вложить деньги. Если бы была единая система туристического развития с детализацией по территориям, предприниматели создали бы все остальное.

Второе — это сельскохозяйственный кластер в рамках 5 районов и лесоперерабатывающий кластер в г. Котельниче. Ресурсы леса и земли обеспечат развитие территорий.


Когда в России ввели эмбарго на поставки импортных продуктов, ваш «Торговый дом» это на себе ощутил?

Наши территории могут много что производить, особенно продукты питания. Мы просто все это бросили. Необходимо начинать сначала. Импортозамещение - это просто слово такое «небольное» нашли, а на самом деле хлеб, молоко и мясо надо заново учиться производить. Буквально год назад я закрыл колбасное производство, потому что не стало местного сырья. В районе не стало говядины! И серьезно заняться сейчас надо именно развитием сельских территорий, которые и являются основой успеха. А еще «зажали» малый и микробизнес. Мы здесь, на территориях остались практически без всякой поддержки: живем, как получится. Сейчас сужаемся и закрываемся. Пока в малых городах продовольствия хватает, санкции, как таковые, нас не коснулись. Покупатели не заметили, что пропали продукты, но заметили, что взлетели цены. В деревне уже пьют молоко не деревенское, а Кировского молочного комбината.


Что может предложить Котельничский район в качестве импортозамещения, на ваш взгляд?

Органическое земледелие и продукты его переработки. У нас была поговорка «В Котельниче три мельничи:  водянича, паровича, ветренича». А сейчас нет ни одной. А когда-то это был бренд города. Настала пора серьезно  заняться органическим земледелием. Наша земля лет 20 отдыхала от удобрений, произошел процесс самоочистки. И мы сейчас в состоянии производить органически чистый продукт, а он на порядок дороже.

Есть люди, которые хотят и умеют заниматься сельским хозяйством, есть земли и технологии. Но никто не занимается. Возродить можно было и ржаные поля, и льняные, мясное и молочное производство. Не количеством надо брать, а качеством. И это должны быть частные малые формы хозяйствования. А мы пока развиваем только большие комплексы, это тоже необходимо. Но ведь малые формы не требуют огромных вложений. И фермерское хозяйство Савковых - тому доказательство. И таких, как они, должно быть много, а не единицы.

У нас столько земли пустует. Но вы попробуйте получите эту землю. У вас ничего не получится. На это найдется тысяча причин. А вот почему бы нам не поступить, как в Китае? Там перестройка началась на пять лет раньше нашего. И там даже сопки были все «облеплены» китайцами. Первое, что они сделали - это отдали землю бесплатно. И никаких налогов. Была поставлена одна задача - земля должна рождать продукт, а производитель богатеть. И люди получили занятость. Стало много заводиков, города завалили продовольствием. Накормили миллиард и триста миллионов китайцев! А нас осталось 140 миллионов, и провольствие везем из-за границы. Мы сейчас решаем проблему импортозамещения при наличии у нас черноземов, земель Сибири, Алтая и Нечерноземья. И опять все упирается в проблему управления. Необходима свобода производства, а мы пока едем на рабстве.


Ваша кандидатура звучала среди возможных претендентов на пост бизнес-омбудсмена. Но вы отказались от участия в конкурсе. Почему? 

Я занимаюсь бизнесом и продолжаю свою работу как общественник, являюсь вице-президентом Вятской ТПП. К счастью, в Кировской области, есть организация, которая объединяет предпринимателей и дает возможность вести диалог со всеми ветвями власти - это Вятская торгово-промышленная палата. Она не ангажирована под какую-то группу лиц. И у нас есть площадка, на которой мы работаем со всеми ветвями власти. Считаю временным, ненормальным явлением создание у нас институтов защиты прав отдельных категорий граждан. Мы не должны создавать отдельные аппараты. Для этого в стране есть прокуратура. И я считаю, что нам больше защитников не требуется.

Узнайте больше о персоне: Шаров Сергей Иванович
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: