Подношения для воеводы: как содержали главу региона в Хлынове 17 века

Бывшего губернатора Кировской области Никиту Белых обвиняют в получении взятки. Ему грозит реальный срок заключения. Между тем, еще 330 лет назад подношения воеводе, т. е. главе всей Вятской земли, были обычным делом. Представителя государственной власти и его семью полностью содержали за счет горожан. Придти к нему на прием без подарка было не только неприлично, но и вообще  немыслимо.
О вятских порядках 17 века «Навигатору» рассказал историк, сотрудник библиотеки им. Грецена Андрей Марков.

Почему вас заинтересовала тема Хлынова 17 века?

- Моя специализация - Древняя Русь, а история Вятки начинается с 14 века. Но, к сожалению, документы сохранились только с 17 века. Поэтому я и стал изучать его, как наиболее близкий к моей специализации.
Вообще, 17 век -  это переломный момент для Руси. Он находится между двумя эпохальными событиями. С одной стороны смута, которая потрясла всю Россию и поставила под грозу существование нашей страны. С другой - петровские реформы, определившие развитие России практически на 200 лет вперед.  Между этими событиями правление двух русских царей - Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Тишайшего - затерялось. Хотя именно в этот период Россия смогла залечит раны нанесенные смутой, заложить основы для будущих Петровских преобразований.

По каким документам вы исследовали этот период?

- Сохранилось много интересных документов по той эпохе. Один из них это  «Расходная книга земского старосты г. Хлынова Ивана Репина, 1678-1680 гг.». Она была обнаружена А.С. Верещагиным в 1900 году в рукописном отделе Императорской публичной библиотеки в Санкт-Петербурге. В ней были зафиксированы все расходы городского самоуправления, причем не только канцелярские, но и бытовые.
По этим записям можно понять, как жили горожане Хлынова. В книге собрано множество интересных фактов. Например, довольно много записей о покупке капусты, огурцов, лука и пр. овощей, а вот покупка яблок отмечена только один раз. Яблоки на Вятки в те годы были редкостью. Это подтверждают и другие документы. Так сохранилась купчая 17 века на дом и дворовое место, где специально оговорено наличие при доме яблонь.
Книга была опубликована Вятской ученой архивной комиссией в 1905 году. Таким образом, исследователи Вятского края получили в свое распоряжение удивительный по своей ценности и содержанию источник повседневной жизни средневекового города. Благодаря этим записям мы в своем воображении можем пройти по улицам, услышать речь жителей Хлынова 17 века, прицениться на базаре, послушать последние городские новости. К сожалению, документов по этому периоду сохранилось  немного, при этом многие хранятся в Москве.

А почему так получилось?

- Во-первых, пожары - город был деревянный и не раз выгорал почти полностью. Но главным было другое отношение к документу, его хранили пока он был нужен, а потом просто выбрасывали. Точнее, отдавали на переработку или продавали на вес купцам на обертку, так как  бумага была в те времена большей редкостью. В какую-нибудь рукопись могли завернуть селедку.



Что представлял собой город Хлынов в 17 веке?

- Фактически это большая деревня. В то время в городе с воеводским двором было 714 дворов, не считая домов церковнослужителей. Застройка была очень плотная. На одной улице стояло по несколько сотен домов. Численность населения составляла 2028 человек. Но это только мужчины, женщин тогда не считали.   
В 17 веке Хлынов был самым крупным городом на северо-востоке европейской России и немногим уступал центральным городам. В территорию Вятской земли входили всего пять уездов: Шестаковский, Орловский, Котельничский, Слободской и Вятский.
Полноправной Вятской губернией мы стали по указу Екатерины II в 1776 г. Для ее создания нужно было, чтобы на территории будущей губернии проживало 300 тысяч мужчин. На тот момент было почти в 5 раз меньше. Поэтому к нашим землям пришлось приписать сразу несколько уездов с юга и востока. Некоторые из них в дальнейшем отдали обратно соседним губерниям.

-Какова была система управления городом?

- Государственную власть в городе представлял воевода. Его назначали в Москве на 2-3 года правления. Воевода садился на все пять вятских городов. Их жители собирали деньги на его содержание, но все средства проходили через казну Хлынова.
Воевода отвечал за сбор налогов, поддержание порядка, борьбу с разбойниками и бунтовщиками. Высший судья в городе — это тоже воевода. В общем-то он выполнял те же функции, что и будущие губернаторы.
Кроме воеводы были мелкие служащие, например, подьячий, который заведовал канцелярией. Охраной Хлынова занимались стрельцы и пушкари.
Была на Вятке и должность таможенного целовальника. Во всех крупных городах стояли таможенные посты, на которых брали плату с приезжих. Таможенника выбирали на земском собрании заочно. Чаще всего это был зажиточный горожанин, потому что если случался недобор налогов, должностному лицу приходилось выплачивать в казну собственные деньги.

Кто и на какие средства содержал городского воеводу?

- Воевода полностью содержался на средства вятского городского управления. Он ежемесячно получал «на харчи» 8 рублей. А четыре раза в год на Семенов день (Новый год, отмечавшийся 1 сентября), Рождество, Пасху и Петров день ему преподносили «праздничные» по 130 рублей. Для сравнения, в то время ведро водки стоило 60 копеек, а ситный хлеб — 1,5-2 копейки.
Кроме того, на Петров день воеводу вручали 5 рублей вместо живого быка. Эта традиция уходит корнями в дохристианскую эпоху, когда быка приносили в жертву в этот день, чтобы умилостивить языческих богов. Со временем быка заменили деньги, а богов — воевода.
В 1678 году в Хлынов  как раз приехал новый воевода. Ему поднесли не только калач по русскому обычаю, но и провиант на неделю проживания: 22 хлеба, батман соли, батман меда, зад мяса говядины, тушу баранью, тушу свиную, ноги скотинные, 3 языка, 100 яиц, крынка масла, куница солода ржаного, куница овса, щук и язей пуд, осьмина масла льняного, две куницы ржаной муки, ведро уксуса, кадь кислой капусты, кадь соленой капусты и т.д. Естественно воевода не только ел, но и пил. Об этом земство тоже заботилось. Для нового воеводы было сварено две «вари» пива и «варя» водки.
Любое официальное посещение воеводы или подьячего сопровождалось подношением им калача или живой рыбы «в почесть». Провожать и встречать их также полагалось калачом, не говоря уже об оплате их дорожных расходов.
А еще жители города должны были обеспечивать воеводу жильем, хозяйственной утварью и посудой, дровами и мебелью, сеном и ржаной соломой, сальными свечами и лучиной и всем тем, что ему могло понадобиться по хозяйству. Все ремонтные работы на воеводском дворе тоже оплачивались городом. И все эти расходы аккуратно вносились в расходную книгу наравне с прочими.

Как был организован быт горожан?

- В 17 веке Хлынов активно развивался. Основным занятием населения было сельское хозяйство: земледелие, скотоводство, огородничество. Хлеб и другие сельскохозяйственные продукты производили в таком количестве, что значительная их часть  отправлялась на местный рынок и в другие области России, в особенности в Сибирь.
Четкой профессиональной специализации у населения тогда еще не было. Каждый зарабатывал, как мог. Например, из записей Расходной книги мы узнали, что однажды подрядчиком на строительстве забора для воеводы выступил протодьякон Лев Прозоров. Это не последний чин в церкви.  Можно сделать вывод, что ему не хватало жалования, и он подрабатывал на строительстве. В то же время уже выделяются профессиональные ремесленники, но объем производства у них был еще не велик.
Главой дома в 17 веке был мужчина. А вот имен женщин мы даже не знаем, в документах их указывали по именам мужей. Например, есть запись: «Куплено у Путиловской жены Шмелева восемь батман свеч сальных». Впрочем покупали в основном у мужчин, записей о покупке чего-то у женщин немного. По имени называли только жен служащих. Но и здесь была своя иерархия. Жену подьячего, например, звали по имени, а вот к супруге воеводы обращались уже по имени и отчеству.
Впрочем, так жили не только на Вятке, но и по всей России. Поэтому  материалы, опубликованные в Расходной книге Ивана Репина, используются для изучения истории всей страны. По ней можно проследить бытовую жизнь горожан. А вот об основах экономики мы знаем немного. Есть только расходная книга. Доходная, к сожалению, не сохранилась.

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: