Нам любые дороги дороги: в 2013-м автотрассы станут платными

Второго февраля предприниматели области написали совместное обращение премьеру Владимиру Путину. Пойти на эти меры их вынудила инициатива Минфина. Министерство предложило с 2013 года брать плату с грузовиков, максимальная масса которых превышает 12 тонн.

В обращении сказано: нормы закона не соответствуют сложившейся системе грузоперевозок в России. Парк грузовых автомобилей отечественных перевозчиков состоит в большей части из автомобилей КамАЗ. Масса самого легкого КамАЗа уже выше максимальной разрешенной, значит, даже при порожних пробегах придется платить. Соответственно, проезд машины с грузом уже сделает перевозки значительно дороже.

Предприниматели заявляют: закон необходимо пересмотреть и убрать поправки, требующие оплаты проезда по федеральным трассам грузовиков с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн.

– Я не в курсе, кто автор этого закона, – отмечает Леонид Перминов, старший советник президента ВятТПП. – Но продолжаю надеяться, что это ошибка или заблуждение. Проект предельно нелогичен и затратен и по сути, и по процедуре исполнения. Сейчас весь мир идет по всемерному снижению затрат и росту производительности, применяя прогрессивную технику, в том числе и в грузоперевозках. А мы, получается, наоборот. Что будет, если вместо одной большой фуры груз будет отправляться десятком маленьких машин? Кроме того, если машина отправляется с грузом по трассе, нужно с помощью ГЛОНАСС определить, сколько километров она проехала, выставить соответствующий счет, кто-то должен его обработать. В таком виде этот законопроект просто нельзя принимать, потому что он скажется на всех регионах в силу своего федерального назначения.

По словам Леонида Перминова, сейчас предприниматели ожидают реакции на свое обращение от Владимира Путина. Пока не известно, принято оно к рассмотрению или нет.

На данный момент в нашей стране действует одна платная федеральная дорога — автотрасса М4 «Дон» (Москва — Новороссийск), – а точнее, один из ее участков, обход города Задонска и села Хлевное в Липецкой области. Кроме этого, есть ряд оплачиваемых участков на региональных трассах, в частности, в Псковской области таких участка 4. Стоимость проезда по ним варьируется от 1 до 17 рублей за километр в зависимости от грузоподъемности транспорта. В 2014 г. планируется завершить строительство первого участка платн ой магистрали Москва – Санкт-Петербург (протяженностью 43 км). Эта трасса должна стать самой быстрой на территории России, расчетная скорость – 150 км/час, и это при отсутствии светофоров.

Платные участки трасс в России до сих пор вызывают множество споров. Главный камень преткновения – отсутствие бесплатной альтернативы. Разумеется, технически она есть, но состояние бесплатных дорог, не превышающих платные по длине более, чем в три раза, удручающее. Кроме того, многие называют второй проблемой платных трасс неадекватную стоимость километра пути. Так, в Псковской области за 60 км пути от Невеля до Усвят надо заплатить почти 200 руб. Если сравнить стоимость псковской платной дороги с, например, турецкой, то разница очевидна: покататься по автотрассе в Турции будет стоить всего 12 рублей за 100 км, тогда как состояние дорог там намного лучше.

Выхода нет?

Как относиться к платным трассам в России, пока что водители решают сами. Ехать в обход по ухабам и ямам или платить деньги — выбор остается за владельцем авто. Но с 2013 года для автомобилей грузовых, а, соответственно, и для их владельцев, альтернативы не останется.

Сейчас дополнительная плата взимается с грузоперевозчиков весной, когда тает снег и дорожное покрытие легко разрушается. Так, в прошлом году суммы взноса за въезд в Киров варьировались, в зависимости от массы автомобиля, от 5260 до 27330 рублей и выше. По словам Леонида Перминова, пока не известно, сколько будет стоить проезд для грузовиков по всем федеральным трассам нашей страны. Но ездить «зайцем» не получится. Это чревато крупными штрафами.

По словам самих перевозчиков, пути решения проблемы у них разные. Как говорит представитель одного из автохозяйств области, с такими штрафами, какие будут вменяться за нарушение норм платного проезда, на его предприятии вовсе не останется машин. Их количество уже сократилось за прошедшие годы. Поэтому в бездорожье они просто простаивают, чтобы избежать штрафов.

Другие предприятия, не имеющие возможности приостанавливать свою деятельность, планируют поступить по-другому.

– Если введут плату с грузовиков, то перевозки станут дороже, потому что ни один перевозчик не станет работать себе в убыток, – рассказывает Владимир Кочкин, генеральный директор компании «Кировинтертранс». – Соответственно,для отправителей грузов транспортные расходы возрастут. Конечно, можно пользоваться и автомобилями меньшей массы, ГАЗелями, например. Но нас часто «тыкают носом» в то, что в России мала производительность труда. А если сравнить, например, «автопоезд» (тягач с прицепом) грузоподъемностью в 20 тонн с ГАЗелью с грузоподъемностью в 2 тонны, то разница очевидна. Конечно, можно вместо тягача на 20 тонн отправить груз в 10-ти ГАЗелях, но производительность труда, естественно, упадет. И в 10 раз возрастут удельные транспортные расходы.

По словам автоперевозчиков, повышение транспортных расходов ударит в первую очередь по грузоотправителям и грузополучателям.

– Сильнее всего эта мера повлияет на стоимость конечной продукции товаропроизводителей, – отмечает Владимир Кочкин. – На «круглом столе» глава областного департамента транспорта Альберт Запольских подчеркнул, что главные виновники происходящего — грузоперевозчики. Это они разрушают дороги. Поэтому приходится вводить плату за проезд. Но проблема вовсе не в ней. Мы ведь не свой груз везем, перевозки осуществляются в интересах грузоотправителя или грузополучателя.

Такого же мнения придерживается и представитель ВТПП Леонид Перминов. Он отмечает и другую проблему — далеко не все производители могут перевозить свой товар на авто с маленьким весом.

– От введения этого закона пострадает производитель продукции прежде всего, так как ряд производств из-за завышенных цен на транспортировку окажется нерентабельным. Далее появится цепочка: уменьшение объемов перевозок вызовет рост удельных затрат перевозчика, пострадает и грузополучатель. Самый сильный удар придется на строительство и стройматериалы, лесозаготовительную, лесоперерабатывающую и другие отрасли, продукция которых у конечного потребителя имеет значительную долю транспортных затрат. Сами производители тоже не видят выхода из «порочного круга».

– Мы, в основном, пользуемся услугами автоперевозчиков для поставки сырья, – рассказали «Навигатору» на одном из металлургических заводов области. – Для нашего товара требуются автомобили с грузоподъемностью от 20-ти тонн, соответственно, перевозить продукцию с помощью ГАЗелей мы не можем. Перевозки по железнодорожным путям нам не подходят потому, что сроки поставки с помощью ж/д очень велики — около двух недель. У нас есть три предприятия, с которыми мы работаем посредством ж/д, но для всех остальных требуется перевозка автотранспортом. Кроме того, все еще насущной остается проблема нехватки вагонов для перевозки сырья.

БелАЗ - 75601 – масса 250 тонн
Man 18.225 – 9,4 тонн
Man 18.225 – 9,4 тонн, Камаз 45-10 Самосвал – масса 24,5 тонны, полная масса автопоезда с прицепом 34 тонны
ГАЗ 3307/09 МАВР – 7,9 тонн
Scania 580 – 7,5 тонн
Hyundai HD-78 – 3,3 тонн
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: