На дне: кто поднимет судоходство на Вятке?

В древности река Вятка имела еще одно название – Нукрат, что значит «серебряная река», а когда-то она была и золотой – золотой жилой для предприимчивых купцов-судовладельцев. Прошло немало лет, и сейчас речники называют Вятку не иначе, как «мертвая», а само местное судоходство считают отброшенным на столетие назад.

От истоков

Первый пароход приплыл в наш город из Перми весной 1855 года, везя на буксире баржу с 30 тыс. пудов соли. Регулярное судоходство здесь было организовано спустя шесть лет на двух пароходах «Вятка» и «Орлов», принадлежащих местным купцам. Еще через шесть лет по Вятке плавало уже 5 пароходов разного вида.

Развитие судоходства тянуло за собой и другие направления. Людей всегда привлекала река, и купцы этим пользовались, поэтому на пристани бойко шла торговля. У кромки воды продавались товары от бытовой утвари до журналов и книг. На пароходах были организованы рестораны с отличной кухней, на борту угощали такими блюдами, которых на суше не подавали ни в одном заведении.

Вятский флот постепенно превращался в один из крупнейших в бассейне реки Кама. Жители города очень гордились этим фактом, а вид самих пароходов вызывал у них восторг. Но на самом деле запустить речной транспорт по водам мелководной реки всегда было сложным делом. История вятского судоходства могла сложиться иначе, если бы не нашлись смелые люди, готовые вкладывать капиталы и идти на большой риск.

Самым успешным параходовладельцем на Вятке стал Тихон Филиппович Булычев (1847 – 1929). Собственное пароходство он основал, когда ему было всего 22 года, но молодой человек оказался талантливым коммерсантом, как и многие представители знаменитого купеческого рода Булычевых. Он вел свое дело со знанием конъюнктуры рынка, подбирал себе в помощники людей опытных и прозорливых, расширял свое дело с каждым годом – строил конторы в Казани, Перми, Нижнем Новгороде, Москве.

Уже к 1875-му году Булычев стал крупнейшим судовладельцем города. «Хозяин Вятки» – так называли жители местного миллионера. Его флот насчитывал 19 пароходов и 50 несамоходных судов. Больше всего купец гордился пароходом «Орлов», который по характеристикам опережал свое время на 50 лет. Двухпалубный пароход вмещал до 500 пассажиров и мог перевозить грузы до 150 тонн. После по его модели  строили пароходы, заполонившие в середине 20 века реки всей России.

Тихон Булычев вообще является яркой фигурой в истории Вятки. Он прославился и как меценат, жертвуя большие средства на содержание больницы и приюта, а также на прокладку электрической линии и наладке телефонной связи в Орлове, его родном городе. Однажды Булычев предоставил один из своих пароходов для транспортировки иностранной экспедиции, прибывшей в 1887 г. на Вятку изучать явление полного солнечного затмения. Литературоведы утверждают, что Тихон Филиппович является прототипом героя известной пьесы Горького «Егор Булычев и другие». После национализации в 1918 г. купец потерял все свое состояние и остаток жизни провел в нищете.

Другой знаменитый купец, построивший крупный флот на Вятке – Яков Фомич Тырышкин (1839–1903), выходец из крепостных крестьян. Пароходы Тырышкина бороздили Вятку, Каму, Волгу. Правда, поначалу его флот состоял всего из трех пароходов, и не мог конкурировать с пятью крупнейшими судоходными компаниями Вятки. Зато к середине 1880-х годов новое «Пароходство и транспортирование кладей Я.Ф. Тырышкина» представляло девять судов и заняло второе место по объемам перевозок пассажиров.

Кстати, первый пассажирский пароход на Вятке принадлежал не вятчанам, а подданному Великобритании Эдуарду Гаксу. В 1873 году он доказал, что организовать регулярное пассажирское движение по местной реке возможно. Затем его примеру последовали другие.
Острейшая борьба велась за пассажиров третьего класса. Купцы шли на разные уловки (маркетинговые ходы, как сказали бы сегодня), чтобы завоевать самую многочисленную нишу. Например, некоторые источники сообщают, что в кассе пароходства Тырышкина пассажир, приобретая билет третьего класса, получал в придачу булку-копейку, а по праздникам еще и стопку водки.

Из-за конкуренции вятским параходовладельцам приходилось снижать цены на пассажирские услуги и перевозки грузов, что, естественно, купцов не устраивало. В 1900 году «три пароходных туза» (так окрестила  пресса того времени Булычева, Тырышкина и торговый дом «Наследники коммерции советника И.В. Александрова») пришли к выводу, что им необходимо объединить свои предприятия. Был создан огромный флот из 38 пароходов и около сотни несамоходных судов. По сути, новое мощное предприятие стало монополистом и серьезным конкурентом железной дороге.
История купеческого владения местным судоходством завершилась в 1918 году, когда была проведена национализация, и весь частный флот перешел во владение Вятского речного пароходства.

Приплыли...

Река на протяжении почти всего прошлого века была основной транспортной артерией региона. В конце 80-х годов в навигацию объемы перевозки грузов на Вятке превышали 10 миллионов тонн, пассажиров — до 1,5 миллиона человек. Это были внушительные показатели. Но за расцветом последовал стремительный упадок — переориентация на рыночную экономику в 90-х нанесла удар, после которого вятское пароходство так и не сумело подняться. Если сравнить показатели начала и конца 90-х, объем пассажирских перевозок уменьшился более чем в 3 раза, а грузовых — в 14 раз.

В 2003 году областной арбитражный суд признал ОАО "Вятское речное пароходство" банкротом. В итоге из 288 единиц флота на реке осталось всего 20 барж и 10 теплоходов, которые вместе с другим имуществом было проданы в частные руки за 1,3 млн рублей, практически за бесценок.
Сегодня говорить о возрождении водного транспорта на Вятке до  прошлого величия, не приходится. Но есть перспективы более реальные. Например, существует потребность в перевозках пассажиров на социально значимых линиях, таких, например, как Котельнич — Затон, Донаурово — Шурма и т.д. Для заречных поселков и деревень водный транспорт открыл бы выход на землю во времена разливов. Как вариант, было бы перспективно возобновить сплав древесины с верхней Вятки деревообрабатывающими предприятиями, и это частично решило бы проблему разбитых дорог.

Правда, чтобы возродить вятское судоходство, прежде необходимо заняться  проблемой обмеления Вятки. Эксперты подсчитали, для ее решения  достаточно ежегодно в течение трех лет выделять из бюджета 20-30 млн рублей. Сумма, в общем-то, небольшая, если сравнить ее с расходами на строительство и ремонт дорог (в 2014 г. на эти цели область планирует потратить 4 млрд рублей). По словам речников, в последний раз деньги на содержание реки были выделены в 1995 году. На эти средства провели углубительные работы Вятки на участке от Кирова до Советска. На этом все и закончилось.

Федералы на Вятке

На Вятке может и должен развиваться водный туризм — об этом говорят уже давно. Флоту есть куда развиваться и куда плыть: река Кировской области имеет выход во крупные водные объекты. Кроме того, есть мнение, что рейс от Кирова до Котельнича, где недавно открылся «Динопарк», мог бы быть весьма востребован.

Уже не раз за последние годы федеральные компании проявляли интерес к рынку речных круизов по Вятке. Первая надежда, что туризм на опустевшей реке будет возрождаться, появилась в 2010 году. Тогда газета «Коммерсант» сообщила: пермская судоходная компания «Урал», годовой доход которой в то время измерялся в 100 миллионов рублей, намерена наладить в регионе пассажирские рейсы. Для этих целей пермяки собирались даже  переоборудовать собственный грузовой флот. Расходы генеральный директор «Урала» Дмитрий Третьяков оценил в 1-1,5 млн руб. и по его мнению, вятские воды будут настолько доходны, что вложения окупятся через год.

Тем не менее, баржи «Урала» на Вятку так и не приплыли, и больше эта тема не поднималась.
Другая иногородняя организация — группа компаний «Инфофлот» из Москвы, - планирует организовать круиз по Вятке уже весной этого года. На сайте «Инфофлота» опубликовано расписание на 2013 год, где указано, что туристы посетят Кировскую область с 1 по 12 мая на двухпалубном теплоходе «Василий Чапаев» с повышенным уровнем сервиса. Стоимость путевок варьируется от 30 до 80 тысяч рублей.

- Перед нами стояла дилемма: сделать два односторонних круиза (туда и обратно), или длинный круговой, - пишет в своем электронном блоге соучредитель и председатель совета директоров группы компаний "Инфофлот" Александр Соснин. - Решили в 2013 году сделать круговой круиз, но средней продолжительности: до Потрепухино (что рядом с Советском), с экскурсией в Киров на автобусе (это 100 километров от места стоянки теплохода). Петропавловское и Потрепухино – те места, где «Чапаев» проведет два дня, это одни из самых красивых мест на Вятке. В расписание заложены запасы времени, в том числе немного «растянуто» пребывание «Чапаева» на Волге и Каме. Это сделано для того, чтобы минимизировать риск срыва расписания из-за ледовых явлений в Камском устье и туманов на Вятке. После Вятки «Чапаев» пойдет на Оку.

— На круиз по Вятке уже почти не осталось свободных мест, то есть интерес туристов к нему большой, что неудивительно, ведь это первый такой круиз за много лет, – прокомментировал «Навигатору» Александр Соснин. –  В программе круиза есть и другие города на Вятке: Вятские Поляны, Советск, Котельнич, а также Уржум – он хоть стоит немного в стороне от реки, но мы туда повезем туристов на экскурсию.

Напомним, что «Инфофлот» планирует круиз на Вятку не впервые: прошлой весной рейс не состоялся по техническим причинам.

– После отмены круиза в прошлом году из-за затянувшегося ремонта туристы, конечно, были разочарованы. Но доверие ни к компании, ни к маршруту не упало: многие из них собираются на Вятку в 2013 году, – добавляет соучредитель компании «Инфофлот».
Если подобные круизы получат развитие, это привлечет дополнительных туристов в Кировскую область и послужит толчком для развития соответствующей инфраструктуры. Правда, на практике все далеко не так просто.

– Организовать круизы по Вятке не легко по той причине, что в городах нет пассажирских причалов, - поясняет Александр Соснин. – Мы будем подходить прямо к необорудованному берегу, до этого соответствующим образом протраливая дно. И, конечно, знаменитые вятские перекаты – тоже проблема. Но мы пойдем на Вятку в период большой воды, и с опытными вятскими лоцманами.

Как отметил представитель московской компании, «Киров – красивый город с очень привлекательным историческим районом, и туристы ценят возможность побывать в таких городах». А вот реализуются ли перспективы реки, опустевшей пару десятилетей назад, – вопрос не столько времени, сколько действий.


В период с 1865 по 1875 г. в было нагружено 175 судов и 118 плотов товаром на сумму 2158 тыс. рублей. По реке из Вятки вывозили хлеб, дрова, лес, а ввозили в первую очередь соль.

В 1925 г. билет на речной рейс от Вятки до Казани первым классом стоил 15,8 руб.,  2 классом – 11,85 руб., 3 классом – 6,55 руб.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: