Молодая наука: кировские студенты-медики разработали препарат для лечения гепатита

Если вы считаете, что наука — это где-то далеко от Кирова, вы глубоко заблуждаетесь. В нашем городе немало талантливых ученых, причем совсем молодых. Среди них есть даже те, кто еще не успел окончить вуз.   Таких людей выявляет ежегодный конкурс «У.М.Н.И.К.», победители которого получают гранты и возможность продолжать свои исследования.
Мы узнали, над чем работают молодые ученые в Кирове и как собираются использовать свои разработки.

 Стволовые клетки — как лекарство

Проект Александра Марченкова и его коллег пока на стадии доработки. Группа студентов-медиков исследует, как использовать стволовые клетки для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, в частности гепатита. Они уже разработали экспериментальный иммунобиологический препарат. С помощью этой технологии можно  восстанавливать клетки печени при гепатите и циррозе или кожу на месте ожогов.

- Донорами и больными были экспериментальные животные — крысы, - рассказал молодой ученый Александр Марченков. - Сейчас проект пока не имеет конкретного названия, потому что на начальном этапе нужно было на примере какой-то одной модели (например, гепатита) показать наши возможности, проверить несколько важных гипотез и подготовить себя к возможному выходу в первую фазу клинических испытаний препарата.

Конечная цель проекта - внедрить в практику здравоохранения Кировской области методы клеточной терапии с использованием стволовых клеток. При этом для каждого пациента создается уникальный препарат на основе его собственных клеток, выращенных в лаборатории до необходимого количества.

Этой темой Александр начал заниматься с первого курса медакадемии, когда посетил несколько занятий студенческого научного общества. В итоге интерес перерос в создание собственного проекта. При внедрении  новой технологии множество тяжело больных людей сможет восстановить полностью утраченные органом функции или улучшить свое качество жизни. Например, пациенты с ожогами получат свою же, только выращенную в лабораторных условиях кожу.

- Активный интерес к проекту проявляют доктора кировских больниц, преимущественно хирурги, - поясняет автор исследований. - Это очень сложная тема, адекватно воспринимаемая только медиками, биологами и венчурными фондами. Требуется создание наукоемкого производства и немалые инвестиции. Поставить на поток нашу работу будет сравнимо по стоимости с созданием маргаринового завода. Крупным игрокам гораздо выгоднее вкладывать деньги в развитие таких центров в столицах: там люди готовы платить большие деньги за дорогостоящие процедуры с введением клеток. Плюс отсутствие законодательной базы и возможности прямо сейчас или в ближайшие месяцы начать выпуск препаратов в массы. Есть крупные компании в Москве, Питере, которые занимаются сбором и хранением стволовых клеток, Ограниченно проводят испытания, но у них серьезные спонсоры. Беда в том, что на сегодняшний день не разрешено применение клеточных технологий в практическом здравоохранении. Закон просто не существует, а работа над законопроектом о клеточных технологиях повисла в воздухе несколько лет назад. Можно только заниматься сбором и хранением клеток, но после получения лицензии Минздрава. В некоторых случаях удается получить лицензию на проведение клинических испытаний препаратов, но не в Кирове. Мы на данный момент лишены такой возможности. Связано это с требованиями к сертификации лаборатории в соответствии со стандартами GMP, а также заинтересованностью нашего руководства.

Но даже несмотря на существующие трудности, Александр не собирается отказываться от продолжения разработок.

- Хочется развить это направление в Кирове, а в дальнейшем, и в соседних регионах, - отметил он. - Только после окончания вуза. К тому времени, я думаю, хоть что-то сдвинется в плане законодательства.

Как закаляется сталь

За свое исследование Евгений Маринин, как впрочем и все герои этой статьи, получили грант от конкурса «У.М.Н.И.К» в 400 тысяч рублей. Его проект направлен на повышение ресурса работы деревообрабатывающего инструмента, изготовленного из недорогих материалов.

- Повысить ресурс работы инструмента можно за счет изменения свойств поверхности, которая обычно воспринимает большие нагрузки, - объясняет Евгений. - Изменение свойств поверхности происходит за счет лазерной обработки и насыщения углеродом, который увеличивает твердость инструментальной стали. Эта тема очень тесно связана с моим диссертационным исследованием.

Благодаря этой технологии сталь, например, для деревообрабатывающих ножей, становится более стойкой (до 20%), при этом ее можно многократно перезатачивать. Кроме того, для производства инструмента можно использовать недорогие виды стали.

- На различных конференциях ко мне подходили производители, спрашивали, интересовались, просили контакты, но пока кроме кировского предприятия конкретных предложений о сотрудничестве нет, - рассказал Евгений Маринин. - Что касается , дальнейшего развития моего проекта, то желание заниматься бизнесом присутствует, но сейчас не самое удачное время для старта, да и есть более животрепещущие дела, например защита кандидатской диссертации.

Огнеупорная древесина

У кировской науки, как выяснилось, мужское лицо. Ольга Кислицына — одна из немногих девушек-победительниц конкурса. Ее проект начался с дипломной работы. Потом на ее основе она защитила кандидатскую диссертацию.

- Мы занимаемся разработкой огнебиозащитных средств для древесины, - рассказала Ольга. В результате обработанная нашим составом древесина не подвержена биологическому разрушению, гниению, а также разрушению под действием атмосферных факторов.
После победы в конкурсе, все деньги она вложила в свой проект и теперь собирается участвовать во втором этапе «Умник на старт».

- На данный момент полностью завершены работа над формулой состава и лабораторные испытания по ГОСТу. Состав Norwood проходит сертификационные испытания на группу огнезащитной эффективности. Уже была выпущена опытно-промышленная партия в две тонны, которая успешно была реализована одной из крупных оптовых баз Кирова. Было много откликов на появление нового продукта на рынке - предложения о продаже/покупке, помощь в реализации и поиску производственной площадки,  причем, даже из Москвы. Но пока мы пользуемся собственной производственной площадкой на базе ВятГУ. Сейчас устанавливаем там новое оборудование для выпуска уже промышленных партий. И уже после этого можно подумать о бизнес-проекте.

Отходы в удобрения

- История моего проекта весьма интересная, - рассказывает разработчик Алексей Колупаев. - Моя, на тот момент, будущая жена, в средине лета 2011 года работала в Зональном институте, к ним на встречу пришел директор Инновационо-технологического центра» Шадрин Александр Владимирович и рассказал, что есть такая программа «У.М.Н.И.К». А мы тогда, по сути оба были еще без стабильной работы — я аспирант, она студентка — и нас зацепила сама идея, что можно за свои исследования получить какую-то поддержку и продолжать работу. Тогда я решился позвонить Александру и рассказал, что у меня есть своя концепция, которую я изложил в диссертации. Но я тогда понимал, что идея вообще не оформленная, и совсем некоммерциализованная. Тогда мы договорились, что моя идея будет доработана.

Тут я вспомнил, что еще будучи студентами, мы в рамках летней практики были на экскурсии на городских очистных сооружениях «Кировских коммунальных систем». На этом  предприятии много такого специфического отхода как активный ил, и он очень сложно утилизируется.  Ил вывозят на поля для захоронения. И поля эти уже переполнены. Из-за этого предприятие несет большие расходы.

И в этот момент родилась идея по переработке такого отхода в органическое удобрение с помощью специальной разновидности почвенного гриба. В тоже время нужно было срочно подать заявку — оставалось пара дней. Я забыл про сон на две ночи. Писал, писал, причем, идею нужно было развить, просчитать вложения. Я подошел ко всему с воодушевлением и все успел.
Алексею Колупаеву удалось создать и доработать технологию, с помощью которой можно перерабатывать разные виды органических отходов в удобрения. Поставщиком сырья в Кирове могут стать как «Коммунальные коммунальные системы», так и, например, «Красногорский» с его неликвидными овощами и фруктами. А потребителем удобрений — ЗАО «Ягодное». Кстати партия удобрения была опробована именно на полях этого предприятия. И результата был очень неплохим.

- Технология переработки будет выгодна в основном для крупных предприятий, у которых есть большой объем органических отходов, - поясняет Алексей. - Их не нужно будет утилизировать. А отправлять на переработку для удобрения. Сами удобрения могут быть использованы и в частном секторе. Интересанты уже есть — это «Кировские коммунальные системы», а также есть интерес со стороны БХЗ и агропредприятий. Договорные схемы и бизнес-упаковка будут доработаны в следующем этапе программы. Сейчас мы ждем подтверждение об эффективности и безопасности нашей продукции, после чего можно начинать продвигать продукт. Пока все испытания пройдены и запросы отправлены. Если все удачно сложиться, то у нас готовится вторая партия продукта (напомню, что первая была экспериментальная), там у нас предполагается 30 кубов.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: