Лес пойдет по рукам
Министр лесного хозяйства объявил, что власти планируют в течение 2020-2021 годов распределить оставшиеся в распоряжении государства лесные ресурсы. По всей видимости, в основном леса будут выставлять на конкурсы для предприятий, у которых есть мощности в сфере деревообработки.
По мнению участников рынка, пока конкурсный механизм так и не заработал. Чиновники уже несколько лет не могут окончательно утвердить все правила этого способа получения леса. Впрочем, развитие отрасли сдерживает и масса других факторов от полицейских репрессий по отношению к заготовителям до новых нетарифных барьеров и неблагоприятной рыночной конъюнктуры.
Юрий Исупов, старший вице-президент Вятской ТПП
– Есть комплекс проблемных вопросов у представителей отрасли, которые они ставят перед органами власти. Казалось бы конъюнктурная проблема — ограничения на вывоз фанкряжа, которые вначале действовали в режиме квот, а сейчас трансформировались в формат дополнительных требований к фитосанитарной обработке со стороны КНР.
Мы поднимали эту тему еще в декабре 2018 года. Уже тогда были признаки того, что на рынке возникает кризис сбыта фанерного сырья. Производители фанеры стали снижать закупочные цены, увеличивать срок оплаты и так далее. Все это ударило по заготовителям.
Можно сколько угодно рисовать идеальную картину, когда небольшие заготовители кооперируются и создают малые мощности по переработке березы, например по производству шпона, но они оказываются не всегда экономически эффективны. Наиболее верным направлением является создание крупных производств с «готовым продуктом». Последние годы мы видим появление в нашей области ряда крупных фанерных производств, но при этом объемы заготавливаемого фанерного сырья по прежнему превышают потребность региональных предприятий.
В таких условиях поставки на экспорт выступают механизмом, который балансирует рынок. Но сейчас они фактически остановлены из-за барьера, возникшего на основном направлении, на границе с КНР.
Еще один элемент — уже стратегический. Качество наших лесов таково, что для рентабельности лесной бизнес требует наличия в регионе крупного предприятия по переработке низкосортной древесины. Мы несколько лет пытаемся обратить внимание органов власти к необходимости подбора инвестиционной площадки с соответствующей инфраструктурой и затем предпринять активные действия по привлечению крупного инвестора, имеющего реальный производственный опыт в данной сфере. Пока, к сожалению, особых подвижек в этом нет. А без переработки балансов мы будем и дальше наблюдать снижение экономической эффективности лесопользования.
Третья проблема, которая поднималась на заседании комитета по лесопромышленному комплексу при Вятской ТПП. Это вопрос о правоприменительной практике ст. 260 УК РФ (незаконный поруб). Сегодня привлекаются не какие-нибудь «черные» лесорубы, а предприниматели, официально арендующие лесные участки. В отрасли горько шутят, что через несколько лет в области не останется ни одного «лесника», который бы не был осужден по 260-ой статье.
Но эта норма применяется крайне формально. Основанием для возбуждения дел могут быть, например, отклонения по породному составу, указанному в декларации, т.е. вместо 10 елей было срублено 10 сосен, но при этом общий объем не превышен, и у предпринимателя не было никакого умысла причинения экологического или экономического ущерба, а в основе — ошибки при подаче документов; при этом арендная плата произведена в полном объеме. В настоящее время мы обратились в органы прокуратуры с просьбой провести анализ обоснованности и законности по применения норм уголовного кодекса такого рода делам.
Алексей Шургин, министр лесного хозяйства Кировской области
– Наиболее значимым экспортным товаром у нас является клееная фанера, пиломатериалы полученные при распиловке, профильный погонаж. Доля круглого леса достаточно низкая. Поэтому вопрос ограничений на экспорт неокоренной древесины, «кругляка», конечно, имеет значение, но не является критичным для отрасли в целом.
По результатам анализа данных за 11 месяцев, мы констатируем разнонаправленные тенденции. Окончательных данных пока нет. На 7% в денежном выражении сократился экспорт. По отдельным отраслям: обработка древесины, производство пиломатериалов и мебели — увеличение 23,3%; производство бумаги и бумажных изделий рост составил 17%, лесоводство и лесозаготовка — рост 3,7%. На 01.10.2019 поступления налоговых платежей в бюджет области увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 19% и составили 1 млрд 344 млн рублей.
В течение двух предстоящих лет мы ставим перед собой цель распределить все имеющиеся в регионе свободные ресурсы. В их число, конечно, не входят леса, переданные УФСИН, леса для нужд граждан, и участки, которые мы планируем предоставлять представителям малого бизнеса на условиях аукционов.
Здесь многое будет зависеть от мнения органов местного самоуправления. Ряд районов отдают предпочтение долгосрочным арендаторам, в других муниципалитетах хотели бы видеть регулярные аукционы для повышения доступности лесных ресурсов для малого бизнеса.
Отмечу, что благодаря эффективному проведению аукционов для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также активизации претензионно-исковой деятельности и обеспечения взыскания вреда, причиненного лесам, поступления неналоговых платежей в бюджет Кировской области выросли на 17% и на 01.01.2020 года составили более 970 млн рублей.
Сегодня мы фиксируем снижение численности организаций в лесной отрасли практически на 9%. Есть разные мнения о причинах, в том числе, что с рынка уходят фирмы, которые вели бизнес «в серую» и не смогли работать в условиях наведения порядка в отрасли.
Мы продолжим политику создания единых конкурентных условий для всех компаний, которые работают в лесной сфере. При этом, как неоднократно подчеркивал вице-губернатор Андрей Плитко, контрольно-надзорная деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, налоговой службой и прокуратурой должна осуществляться в рамках риск-ориентированного подхода.
Светлана Баландина, начальник отдела фитосанитарного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской республике
– По требованию страны-импортера, Китайской Народной Республики, с 22 января текущего года при оформлении фитосанитарного сертификата на древесину мы обязаны проверять еще один один дополнительный параметр — прошла ли, так называемая, неокоренная древесина дополнительную операцию по обеззараживанию методом фумигации, а также химической или термической обработки. Это условие распространяется как на лиственные, так и хвойные породы.
В целом речь идет об устоявшейся процедуре сертификации, которая действует как при ввозе, так и при вывозе растительной продукции. От предприятий-экспортеров не требуется оформления каких-то дополнительных документов. Новые требования китайской стороны по проведению дополнительной обработки древесины осложняют работу предприятий Кировской области, которые специализируются на экспорте в первую очередь фанерного сырья.
Могу лишь констатировать, что часть кировских предприятий уже изменяет направление экспорта и направляет попавшую под дополнительные требования продукцию на территорию других государств, например, на Украину.
Взаимодействие между странами строится на взаимной основе, Россия в свою очередь тоже имеет право предъявлять требования к ввозимой продукции. В данном случае мы столкнулись новыми условиями карантинной службы КНР и Россельхознадзор обязан контролировать их неукоснительное исполнение, а также разъяснять экспортерам их содержание.
Виталий Сахно, директор ООО «Вятский индустриальный союз» Даровской район
– С точки зрения нашего небольшого предприятия по производству шпона падение цены и спроса на фанеру — результат рыночных манипуляций крупных структур. Если бы не снижение цен на сырье — фанкряж — то производство бы вообще стало экономически неэффективным.
Конечно, есть вариант выпуска наиболее ценного «тонкого» шпона, который продается на внешнем рынке за высокую цену. Но для этого необходимо приобретение дорогостоящего оборудования, что представляет собой серьезный риск. Финансирование этих инвестиций через банковские кредиты при текущих ставках может сделать проект нерентабельным. Да и банки не явно не горят желанием выдавать средства небольшим промышленным предприятиям.
Мы приняли решение развивать предприятие в другом направлении. Сейчас работаем над установкой фанерного пресса. Надеемся, что углубленная переработка сможет сбалансировать экономику предприятия.
Мы сейчас вообще отказались от лесозаготовки, даже продали всю технику. Благо, сейчас на рынке вполне достаточно этого сырья. Для этого есть несколько причин. Во-первых, заготовители сталкиваются с крайне низким качеством таксации. Буквально недавно один из наших партнеров, который на аукционе приобрел право на заготовку 1,5 тыс. кубометров, реально смог получить с делянки всего 600 кубов.
Вторая причина. Сейчас невозможно «выехать» в лес, чтобы не столкнуться с проверками. Либо лесники, либо полиция. Учитывая то, что я говорил выше о расхождениях между реальными и «бумажными» запасами древесины на делянках, каждый шаг в лесу — санкции со стороны властей.
Все это не дает особых оснований для оптимизма. Вменяемое отношение к лесозаготовителям, доступность финансирования и помощь в выходе на высокомаржинальные рынки других государств могли бы изменить ситуацию. Это вне нашего влияния, все что мы можем — сохранять бизнес и рабочие места, но сейчас для этого приходится делать выбор не в пользу дополнительных инвестиций и роста производства.
~ -7% — на такую величину сократился экспорт лесных товаров в денежном выражении из Кировской по данным за 11 месяцев
+17% — составил прирост неналоговых поступлений бюджета от предприятий лесопромышленного комплекса за три квартала 2019 года.
+19% — прибавили налоговые платежи предприятий ЛПХ в бюджет за 9 месяцев 2019 года. Всего за этот период «лесники» заплатили государству в виде налогов 1,34 млрд рублей.
-9% — в области идет сокращение количества предприятий и ИП, которые работают в лесопромышленном комплексе региона.
Комментарии:
Добавить комментарий