Книжный бизнес по-вятски: издательства области поставили рекорд

В этом году кировский книжный рынок установил рекорд. В конкурсе «Вятская книга года» приняло участие 1100 изданий. За всю 16-летнюю историю существования конкурса такого ещё не было, говорят организаторы. На фоне разговоров о скорой гибели бумаги и общем снижении мотивации к чтению всё это кажется фантастическим. Но вятские издатели полны оптимизма. Они экспериментируют с технологиями, ищут новые темы и не собираются массово покидать бизнес.

Количество книг, выпускаемых вятскими издательствами, из года в год увеличивается. Если раньше все участники конкурса умещались на нескольких полках, то в этом году едва хватает трёх полноценных стеллажей.

- Понятно, что большой процент - это учебная и методическая литература, которую издают университеты, школы, - рассказывает Татьяна Корякина, завотделом краеведческой литературы. - Там нечего ждать ярких красивых изданий. Это как платье интеллигента, оно должно быть скромным. Но появилось большое количество организаций, которые делают роскошные издания мирового уровня. Пример – издательство «О-Краткое», в этом году с «Книгой вятских родов» победило в номинации «Книга-событие». Или молодой издательский дом «Крепостновъ», тоже в числе победителей. Потрясающие работы по силе исполнения.

Найти эти работы в Интернете невозможно. Тут и закон об авторском праве и невозможность физически оцифровать быстро тысячу с лишним книг. Поэтому любознательному читателю приходится выбирать одно из двух - или книгу покупать или идти в библиотеку.

Издательства Кирова

По словам Татьяны Корякиной, сегодня в регионе работает около 60 крупных издательств. 10 из них выпускают книги высокого уровня, достойные представляться на выставках в столице и за рубежом. В основном это издания краеведческого толка. Читатели подтверждают – то, что выпускают на Вятке, действительно радует.

- Я часто бываю на презентациях книг в Герценке и вижу уникальные издания, - говорит постоянная читательница  библиотеки Эмилия Хонякина, - В этом году меня впечатлила «Книга Вятских родов», где собраны все вятские фамилии. Великий труд, автор положил 13 лет жизни, чтобы собрать богатый исторический материал. Или вот «Мастеровые Вятки». Говорят, первое издание было вроде брошюры, потом выпустили книжку на 60 страниц, а сегодня это уже яркая красочная работа. А «Словарь Бабы Нюры» - это просто кладезь слов, которые мы уже давно забыли. Вы, например, знаете что такое «замудохаться»? Оказывается, так говорили на Вятке, когда сильно уставали.

О том, что конкурс «Вятская книга года» - одна из самых мощных форм поддержки регионального издательского бизнеса ни сами издатели, ни библиотекари не скрывают. Наш регион первым стал проводить такой конкурс, и до сих пор Вятку в этом никто не превзошёл.

- На самом деле мы поступаем эгоистично. В начале девяностых, когда закона об обязательном экземпляре не стало, мы задумались над тем, как собирать архив, - говорит заведующая краеведческим отделом Татьяна Корякина, - Ведь наша миссия - аккумулировать коллективную память того места, в котором мы живём. Поэтому краеведческий отдел Герценки - это архив местной печати, который мы собираем почти 200 лет. Некоторые авторы и издатели относятся к конкурсу легкомысленно, и совершенно зря. Думают, библиотека – это склад, но мы же делаем навигаторы по всей литературе: алфавитные, систематические, хронологические каталоги, таким образом информация расходится. А если книга к нам не попадает, через 2-3 года её уже в природе нет. И тогда издатели прибегают к нам и начинаются стоны, крики, беготня, в таком случае мы можем только сказать «А где же вы были раньше?» Радует, что большинство издателей это понимают. Поэтому они участвуют в конкурсе и дорожат его дипломами. Из 1100 книг в этом году мы наградили максимум 40. Это серьёзный отбор и большая конкуренция.

Смерть бумаге?

Изобилие на вятском книжном рынке не означает, что отрасль переживает подъём. Трудности, с которым сталкивается издательский бизнес скрыты от глаз читателей. Анализ общероссийского издательского дела показывает, что начиная с 2008 года рынок сжимается. По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, за последние 5 лет тиражи книг упали на треть. Если в Советское время средние тиражи составляли 10-50 тыс. экземпляров, то сейчас хорошим считается тираж в 3-5 тысяч. В Кировской области, по словам директора издательства «О-краткое» Евгения Дрогова, большинство книг выходит тиражом от 100 до 1000 экземпляров.

Сокращается количество активных издательств, литература уходит в Интернет, крупные книготорговые сети закрывают магазины. А тут ещё рост курса валют вносит серьёзные коррективы.

- Дело в том, что с 1994 года в России действует пошлина на ввоз мелованной бумаги на уровне 15%, - говорит Президент Союза полиграфистов Петербурга Сергей Радванецкий, - Мы всей отраслью боролись за то, чтобы эту пошлину снизить. Надеялись, что в ВТО будут пошлины понижены хотя бы до 5%. Но проблема в том, что у нас очень крупные игроки на рынке, например, такая компания как «Илим-Палп» братьев Зингаревич. Это крупные лоббисты своих интересов – у них большие связи. Достаточно сказать, что Дмитрий Медведев был в свое время сотрудником и акционером этой компании. Они владеют несколькими комплексами бумагоделательных производств. В том числе недавно объявлено о запуске нового комплекса в Коряжме по производству мелованной бумаги. Сейчас активно лоббируется сохранение уровня пошлин на все сорта мелованной бумаги, хотя ее производство не удовлетворяет и десятой части спроса рынка. И это при том, что готовая продукция ввозится без пошлины. А мы бумагу, которая составляет до 60% стоимости продукции, ввозим с пошлинами. Мы всегда предлагали не только понизить пошлины на бумагу, но и защитить свой рынок, ввести пошлину на ввоз готовой продукции. Но здесь нас не поддерживают крупные медиакомпании: многие ведь печатаются за границей.

Молодое издательство «Крепостновъ», которое открылось в Кирове летом 2011 г., тоже пользуется услугами европейских типографий. И не только по причине цены бумаги. Книгу о художнике Сергее Соломко, которая в этом году победила в номинации «Книга по искусству» издательский дом печатал в Польше. Чтобы быть заметным, нужны полиграфические изыски, говорят издатели, а в России их не всегда можно реализовать.

- У нашей книги офсетная обложка больше, чем могут делать офсетные станки в России, поэтому мы печатали её в Польше.  Ещё мы любим использовать различное тиснение, например золотом или серебром. На коже это сделать проще, другое дело - на мягкой обложке, - рассказывает директор издательского дома «Крепостновъ» Григорий Корякин. 

Чтобы выжить, нужно выделяться

Ответ на вопрос, как выжить в условиях общего падения рынка, для Григория Корякина очевиден – нужно быть заметным. А чтобы быть заметным, надо выбрать свою тему и качественно её исполнять.

Для себя мы выбрали два направления – это филокартия – делаем книги по истории открыток, в серии уже 5 больших работ, и история Вятского края. В прошлом году выпустили книгу о Великорецком крестном ходе. Это был большой труд краеведов, фотографов. Получилось красивое подарочное издание. И люди его оценили. Сейчас многие организации дарят эту книгу своим партнёрам из других регионов.

Спрос на такую литературу есть, говорит Григорий Корякин, несмотря на то, что книги непростые, на грани тонкого искусства.

- Наши книги интересны жителям области, потому что они качественно отличаются от того, что выпускали раньше,  - говорит Григорий Корякин, -  Книги по истории открыток привлекают российских и иностранных коллекционеров. В крупных городах у нас есть свои представители, к тому же мы закидываем издания в книжные сети, в сети «Роспечати». Тиражи небольшие. До 1000 экземпляров. Но лучше распространить эту тысячу, и если будет спрос, потом допечатать, чем рисковать деньгами. Пока мы только копим силы, нарабатываем багаж. Мы уже стали неповторимы по дизайну, у нас появился фирменный стиль. Приятно, что нас отмечают на таких конкурсах как «Вятская книга года». Причем уже второй год подряд. Но чтобы заявить о себе выше и громче, нужно иметь хотя бы 10-20 наименований. И у нас большие планы. Хотим сделать несколько изданий о районах области, о Лобовикове, - рассказывает Григорий Корякин, - Нам интересна тема продвижения Вятского края, за этим ведь инвестиции. Не зря на всех своих изданиях мы пишем «Вятка-Киров». И хотя делать книгу с нуля - это трудоёмкий процесс, мы в этом видим большие перспективы.  

И всё  же главное, что может помочь развиваться книжному бизнесу – это возрождение культуры чтения. Уровень потребления даже самого качественного продукта расти не будет, если не будет расти уровень образования. И тут только на помощь библиотек бизнесмены не рассчитывают. Сами придумывают необычные маркетинговые ходы. Несколько лет назад владелец книжного магазина из Новосибирска Михаил Фаустов стал проводить чемпионат России по чтению «Открой рот». И по наблюдениям предпринимателя, интерес к литературе в стране начал расти. 

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: