Дымковские войны: зачем маркетологи раскрашивают Киров в народном стиле

Уже три года Клуб маркетологов раскрашивает Киров «под дымку». Орнаментом народного промысла расписали несколько домов, подземные переходы, вход в парк им. Кирова. Теперь маркетологи нацелились на старый мост через Вятку, и уже получили добро от горадминистрации.
Однако с таким подходом к брендированию города согласны далеко не все. Мало того, у маркетологов появились непримиримые противники — профессиональное сообщество архитекторов. В итоге  в соцсетях разгорелись жаркие словесные баталии на тему «за» и «против».
«Навигатор» поговорил с автором проекта, а также узнал мнение профессионалов:  художников, архитекторов и дымковских мастериц.


Алексей Обжерин, руководитель Клуба маркетологов Кировской области

- Наш проект начался три года назад. Тогда администрация города задалась вопросом: каким образом можно благоустроить, украсить Киров.
Мы с членами Клуба маркетологов решили проехать по городу, посмотреть, что первым делом видят гости города, какое впечатление у них остается от Кирова. Сфотографировали въезды в город со стороны шоссе и аэропорта, прогулялись вдоль железной дороги, чтобы оценить вид из окна вагона поезда.
Впечатление, скажем прямо, осталось удручающее: промышленные здания, бетонные заборы и серые многоэтажки — трущобы.
Как маркетологи, мы решили, что если раскрашивать здания, то во что-то уникальное. А дымковская игрушка — это символ Кирова, она яркая и позитивная. Поэтому и предложили использовать орнаменты промысла. Разработали проект, презентовали его. Нашу идею поддержали.
Вместе с начальником Ленинского района мы приняли решение стилизовать вывеску «Киров» на везде в город. Это и был наш первый объект. Получилось просто, но красиво. Кировчане, к слову, символ полюбили: в социальных сетях мы видели много фотографий на фоне букв.
В то время у нас еще не было понимания, нужно ли это горожанам. Поэтому мы часто проводили опросы в социальных сетях - порядка 80% жителей нас поддерживали. Но были и критики, которые утверждали, что интернет-сообщество — это не все кировчане. В конце прошлого года мы провели полноценный социальный опрос. Доктор наук из ВятГУ рассчитал, что если узнать мнение 400 человек определенного возраста и пола, то результаты опроса будут отражать позицию всех кировчан. Результаты опроса нас не только порадовали, но и удивили: 93% людей поддержали наш проект.
Важно, отметить, что Клуб маркетологов просто организовывает работу. Разработкой дизайна занимаются члены союза дизайнеров, его согласуем с мастерицами дымковской игрушки. Согласовываем проекты с администрацией районов и города. Все работы выполняются за счет спонсорских денег, из бюджета города средства не привлекаются.
Когда мы подбираем объекты, в первую очередь ориентируемся на въезды в город. Рассматриваем здания, которые Киров не украшают.
К слову, нам поступало несколько предложений от жителей домов, они сами просят расписать здания. Например, дом на Красноармейской, 38. Но это здание сталинских времен с большими колоннами — оно красиво само по себе. Его надо просто отремонтировать. У Клуба маркетологов принципиальная позиция — исторические дома мы не трогаем. Кстати, вся работа Клуба строится на общественных началах.
Важно, что мы постоянно устраиваем дискуссии, прислушиваемся к критике общественности и профессионалов. Наш проект не единственный. Будут рассматриваться новые идеи от всех желающих по дальнейшему улучшению облика города.


Константин Павлов, архитектор

- Два года назад Клуб маркетологов устроил дискуссию: может ли образ дымковской игрушки стать новым брендом или новым лицом Кирова. Уже тогда я говорил, что главное — форма представления. На мой взгляд, использование в чистом виде образа дымковской росписи и орнаменталистики неприемлемо. Нужно искать новые формы, которые смогут органично дополнить эстетику Кирова и дать какой-то новый акцент в благоустройстве города.
Опробовать роспись орнаментом дымки нужно было на малых архитектурных формах, бесконечных заборах и гаражах вдоль железной дороги. В архитектуре же зданий такой подход возможен только средствами самой архитектуры. Например, можно использовать подсветку зданий в виде орнамента дымковской игрушки.
Когда я увидел фейерверк красок на фасадах Комсомольской, у меня в буквальном смысле произошел взрыв мозга. Представить себе дымковскую игрушку размером с 9-этажный дом я не в силах, но возможно, я просто не понимаю наскальную живопись древних ацтеков. К слову, на мой взгляд, даже те скульптуры дымковской игрушки, которые стали появляться на улицах города, излишне гипертрофированы и выглядят монстрами.
Думаю, мы все получили поучительный урок: что надо и что не надо делать для того, чтобы наш город был красивым. Ведь цветной и красивый, интересный — не одно и то же.
Конечно, можно критиковать художников, архитекторов, дизайнеров. Это только двигает творчество к совершенству. Но обсуждение проекта Клуба Маркетологов — это даже не критика, это отчаяние от вандализма.
В них живет только идея о бренде, о символике Кирова. А творчество измеряется тоннами краски, экономией на разработке нормальной концепции благоустройства да непомерными амбициями, которые выражаются в полном игнорировании мнений профессионалов.
Понятно, что жители города истосковались по свежим цветовым акцентам в застройке. Поэтому любое проявление колористики будет восприниматься как единственно правильное.
Любая критика должна подкрепляться альтернативным примером.  Поэтому возникла идея представить решения, которые дадут иное понимание, что надо делать, чтобы город был интересным и «вкусным».
Например, я разработал проект цветового решения застройки Комсомольской площади. Мой выбор пал именно на эти первые четыре дома, которые подверглись «недружественному фейслифтингу». Их можно и нужно исправить, ведь это лицо города, и оно должно быть выразительным. Есть еще ряд объектов, которые маркетологи предлагают раскрасить. Но у меня, к примеру, даже  рука не поднимается, чтобы изменить что-либо в их первоначальном облике.
А вообще надо просто следить за состоянием фасадов зданий. Надо разработать проект колористической карты застройки города. Ведь цвет - основная составляющая образа архитектурного сооружения. Важно определить основы колористической политики градостроительных решений.
Нельзя бездумно ставить подписи под тем, что предлагают люди, далекие от градостроительства, которые не имеют права работать над архитектурными объектами.



Игорь Сметанин, председатель Вятского регионального отделения  «Союза художников России»

- Проект по росписи фасадов домов, получивший практическое развитие несколько лет назад, бесспорно важен и успешен. Он решает проблему не только эстетического состояния фасадов зданий, но и продвигает бренд исконно вятского промысла дымковской игрушки. А он, можно сказать, визитная карточка Кировской области.
Часть проекта уже реализована. Расписаны фасады домов перед железнодорожным вокзалом. Они создают благоприятное впечатление на гостей города. Но если говорить о продолжении этого проекта, например, росписи моста через Вятку, то стоит отметить ряд особенностей. Сам по себе жанр «стрит арт» и живопись на стенах в целом являются весьма спорными с точки зрения эстетики и вкуса и не везде уместны. Подобная форма изобразительного искусства будет хорошо смотреться, когда аккумулирована в отдельном квартале, и  несет функцию музея под открытым небом.
И конечно, этот квартал, ни в коем случае не должен находиться в исторической части города. Абсолютно точно, что большое количество домов и архитектурных объектов с орнаментальной отделкой под дымковскую игрушку нарушат целостность архитектурного облика и нанесут непоправимый урон общей атмосфере древнего провинциального города.
Сама стилистика дымковской росписи очень самобытна и специфична и, конечно, изначально рассчитана на малые формы. А увеличенная в десятки раз она производит совершенно иное, давящее впечатление, тем более в большом количестве.
Дальнейшая реализация проекта в таком виде недопустима, необходимо серьезно пересмотреть концепцию. На вопрос «Стоит ли продолжать расписывать Вятку под дымку» ответом является крылатое выражение « Все хорошо в меру!».

Анна Лалетина, мастерица дымковской игрушки

- Важно помнить, что историческая родина дымковский игрушки - слобода Дымково. Поэтому именно там роспись домов в стиле народного промысла будет уместна.
Из всех расписанных домов, на мой взгляд, самым удачным проектом оказались дома на Комсомольской. Остальные архитектурные объекты, украшенные дымковским орнаментом, вызывают споры. Надо помнить, что все хорошо в меру.
В городе же к этому подходить нужно осторожно. Важно прислушиваться к мнениям профессионалов, например, архитекторов и мастериц дымковской игрушки. Может получиться так, что орнаменты на больших архитектурных сооружениях  вызовут раздражение у кировчан. А это, в свою очередь, повлечет за собой негативное отношение к дымковской игрушке в целом, к которой мы, мастерицы, относимся с трепетом и любовью. Всегда есть альтернатива. Если мы хотим сделать наш город ярче, хотим пропагандировать дымку, то нужно найти для этого другие способы.

Узнайте больше о персоне: Обжерин Алексей Аркадьевич
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: