Цены будет контролировать налоговая

В настоящее время, осуществляя контроль за ценами, применяемыми налогоплательщиками, налоговые органы используют нормы ст. 20 и 40 НК РФ. Но положения данных статей зачастую не позволяют привлечь налогоплательщика к ответственности даже при очень существенном отклонении в ценах по сделкам с подконтрольными лицами. Дмитрий ЧервоткинКонсультирует Дмитрий Червоткин, руководитель первого налогового управления «Арсо-Аудит» (ГК «ПроБизнесКонсалтинг») – МинФин РФ, в частности, не устраивает, что нормы ст. 40 НК РФ сформулированы таким образом, что холдингам при перераспределении средств удается без особых проблем обходить ограничения, установленные статьей. Предполагается ввести отдельный раздел, посвященный расчетам между взаимозависимыми лицами, - поясняет Дмитрий Борисович. – Как будет определяться взаимозависимость организаций? – Законопроект существенно расширяет перечень лиц, признаваемых взаимозависимыми. Теперь взаимозависимыми признаются: организация и член ее совета директоров или иного коллегиального органа управления, член ее коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа. Сюда же будут отнесены доверительный управляющий и выгодоприобретатель, а также доверительный управляющий и организации, управление которыми осуществляет доверительный управляющий. Кроме того, появляется заявительный порядок - право лиц на самостоятельное признание себя взаимозависимыми. – Кто будет контролировать ценообразование? – Контроль останется в ведении налоговых органов. При этом предмет и методы такого контроля претерпят существенное изменение. Особенно для компаний будет неприятно то, что теперь у налоговых органов будет возможность контролировать проценты по кредитам и займам. При определении для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным или регулируемым ценам будут использоваться сведения о ценах и котировках мировых бирж, таможенная статистика внешней торговли РФ; сведения, полученные из бухгалтерской и статистической отчетности организаций; сведения о рыночной стоимости объектов оценки и др. – Закон не принят, значит требуются доработки. Что необходимо? – Во-первых, в законопроекте список контролируемых сделок является, по сути, открытым. Его необходимо уточнить, иначе налоговые органы будут иметь возможность контролировать цены по очень большому спектру взаимоотношений. Во-вторых, проблематичным видится открытый перечень источников о ценах, которые принимаются для определения соответствия цен рыночным и регулируемым. При этом приоритета источников не установлено. Законодатель должен четко установить источники информации, по которым будут определяться цены. В противном случае между налоговым органом и компанией всегда будет спор о том, какие цены применять, поскольку они будут взяты из разных источников. Сделка признается контролируемой, если: – совершена между российскими лицами и доходы и расходы по сделке превышают 1 млрд. руб. за календарный год; – она внешнеторговая; – предметом сделки являются объекты налогообложения по НДПИ, налогообложение которых привязано к цене соответствующего товара; – контрагент находится на ЕСХН или ЕНВД.

Цена вопроса

Трансфертная цена позволяет аккумулировать прибыль в одном звене, показывать убытки в другом и перераспределять прибыль из регионов с высокой налоговой нагрузкой в регионы, где ставки налога на прибыль ниже. В результате этих «маневров» предприятия экономят на налогах довольно значительные суммы. Вместо предусмотренного ст. 40 НК РФ 20%-ного отклонения от рыночной цены в проекте закона определен «коридор рыночных цен», который зависит от ряда обстоятельств, устанавливающих оптимальный ценовой показатель. Если определенная налогоплательщиком цена по сделке будет находиться в заданных пределах, это автоматически избавит его от претензий налоговых органов. Однако если цены не будут вписываться в заданный диапазон, то правомерность их установления необходимо будет обосновать. Для этого нужно представить доказательства, которые могут быть приняты во внимание при решении вопроса о том, соответствует ли цена сделки рыночным ценам. Особо стоит отметить и довольно серьезные налоговые санкции за нарушение новых правил ценообразования. Согласно проекту закона, если налоговые органы докажут отклонение цены, в результате которого были недоплачены налоги, они вправе доначислить налоги и наложить штрафные санкции, которые будет составлять 40% от неуплаченного налога.
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: