Судовладельцы считают круизы по Вятке перспективными

Главная река Кировской области была забыта круизными компаниями на тридцать лет, поэтому федерального гостя — двухпалубный теплоход «Василий Чапаев»  – без скидок можно назвать долгожданным. О том, как прошел круиз, которого ждали два года, и какие перспективы есть у речного туризма на Вятке, «Навигатору» рассказал Александр Соснин, председатель совета директоров круизной компании «Инфофлот».

Александр, как Вы оцениваете круиз по Вятке, который завершился 12 мая?

- Как что-то новое и интересное. Так же оценили его и речные туристы. Круизы по Вятке не выполнялись уже более тридцати лет, а на теплоходах таких размеров, как «Чапаев», круизы по Вятке вообще не делались никогда. Поэтому для речных путешественников этот маршрут абсолютно новый. Маршрут им очень понравился: и сама река, и экскурсии на берегу. Многие из участников круиза уже решили отправиться на теплоходе по Вятке и в следующем году.


То есть компания «Инфофлот» решила повторить круиз по Кировской области?

- Да, причем хотелось бы расширить программу. Во-первых, дойти не до Советска, а до Котельнича, это еще более ста километров вверх по реке. Во-вторых, сделать стоянку в Мамадыше (в Татарстане, прим. ред.) – это симпатичный городок недалеко от устья Вятки. Очень интересен еще один вятский город – Малмыж, но там нет подходящих мест для высадки туристов «Чапаева» на берег. По этой же причине не заходим в село Русский Турек, а там нас готовы хорошо встретить! Но кто знает, может, когда-нибудь мы будем заходить и в эти интересные места.


Вы сами принимали участие в круизе?

- Да, конечно. Я всегда бываю в круизах, которые содержат в себе что-то новое. Для меня важно воочию увидеть, как на практике осуществляется задуманное, какие возникают сложности, и главное – как реагируют туристы, что им нравится, а что нет. Ну и к тому же я сам с детства не представляю для себя других видов отдыха, кроме круизов. Очень люблю необычные маршруты. Поэтому если бы я не работал в круизной компании, то купил бы путевку в этот круиз просто как турист.


Сколько времени заняла разработка рейса и насколько он был рискованным?

- Мы начали разработку маршрута летом 2011 года, после того, как «Чапаев» сделал пробный заход на Вятку до Вятских Полян, без остановок. Не могу сказать, что такой рейс связан с риском, ведь пассажирский теплоход с людьми – неподходящий объект для рискованных проектов. Другое дело, что было много организационных сложностей, много затрат, а выполнение рейса потребовало особого мастерства судоводителей.

Риск если и был, то вот какого плана. Вятка – река практически несудоходная большую часть года. Лишь в первой половине мая за счет высокой воды теплоходы такого класса, как «Чапаев», могут свободно пройти до Котельнича или даже Кирова. Но при высокой воде для теплохода возникает препятствие в виде низких мостов. Один из таких мостов – в Вятских Полянах. А когда уровень воды падает, и мосты перестают мешать, то теплоходу не дают пройти мелеющие перекаты. То есть с круизом по Вятке надо угадать даты, чтобы попасть в «золотую середину», чтобы вода была высокая, но не до такой степени, чтобы не пройти под мостами.


Почему был выбран именно теплоход «Василий Чапаев»?

- У нас выбора и не было: из шести наших теплоходов «Чапаев» – самый маленький, и он подходит для Вятки как по осадке, так и по высоте. Суда больших габаритов смогли бы дойти лишь до первого моста.


Круиз состоялся со второй попытки. После первого отмененного рейса появились ли скептики, которые считали, что этот маршрут так и не будет реализован?

- В прошлом году теплоход из-за ошибок, допущенных судоремонтниками, вышел из затона на месяц позже запланированного срока, и круизы по Вятке пришлось отменить. Конечно, были скептики, а как без них? Но вот что приятно: среди туристов отмененных рейсов, а их планировалось сделать два, скептиков не оказалось. Более того: очень многие туристы несостоявшихся круизов отправились по Вятке в этом году, на борту их было едва ли не большинство. В прошлом году люди даже говорили: не надо возвращать нам деньги за путевки, мы просто подождем, и пойдем с вами на Вятку через год, мы не сомневаемся, что круиз состоится. Такой уровень доверия к компании – это очень здорово. Но для нас это – еще и колоссальная ответственность перед людьми.


На рейс по Вятке были раскуплены почти все билеты – вы ожидали такого ажиотажа?

- В круизе приняли участие сто двадцать туристов, и, по-моему, была только одна свободная каюта. Этот результат соответствовал ожиданиям, потому что среди речных туристов есть много таких, кто старается не пропустить ни одну новинку – будь то новый порт захода или новая экскурсия в круизе. А здесь – целая новая река! Поэтому мы не сомневались в том, что спрос на первый круиз окажется высоким. Но нас больше волновало, понравится ли круиз людям, окажется ли он жизнеспособным для будущего, ведь хочется организовать круиз по Вятке не как разовую акцию, а как постоянный маршрут. И судя по реакции участников первого круиза, будущее у круизов по Вятке есть.


Все прошло по задумке организаторов или пришлось столкнуться  с неожиданностями?

– Все прошло так, как и было задумано. Для первого круиза по новому маршруту это даже удивительно. Хотя круиз по Вятке состоит из сплошь нестандартных задач. Во-первых, на этой реке практически нет причалов. Правила плавания не запрещают пассажирским судам подходить прямо к берегу при условии траления дна, но швартовка к берегу требует мастерства и слаженности экипажа. Второе – в вятских городах у принимающих сторон нет опыта экскурсионного обслуживания больших групп, а ведь нас было больше ста человек. Третье – транспорт: отсутствие в Вятских Полянах и Уржуме туристических автобусов плюс неважные дороги.

Но со всеми сложностями справились, и хочется сказать большое спасибо тем компаниям в Вятских Полянах, Уржуме, Советске и Кирове, которые принимали наших туристов. Они большие молодцы. У нас были опасения насчет экскурсии в Киров, ведь конечной точкой круиза был Советск, а точнее – база «Зеленые мили» в Потрепухино, и в Киров туристы отправились на автобусах на целый день. Мы думали: не будет ли это слишком утомительно для людей? Но опасения были напрасными: экскурсия удалась на славу, причем многие еще и привезли из Кирова собственноручно расписанные дымковские игрушки!


Ранее высказывалось мнение, что берега Вятки в мае выглядят непривлекательно, голо и мрачно, и впечатления турстов от путешествия будут далеко не самыми лучшими…

- Время для круиза выбирать не приходится: это первая половина мая. Потом река становится несудоходной для таких теплоходов, как «Чапаев». Конечно, в это время по берегам Вятки еще немного зелени, поля затоплены, но кто сказал, что это непривлекательно? Это очень красиво! Достаточно посмотреть на фотографии туристов из этого круиза, а их в интернете довольно много.


Как вы думаете, после вашего успешного опыта другие компании обратят внимание на Кировскую область?

- Трудно сказать, будут ли другие компании пытаться организовать подобные круизы. Дело в том, что теплоходов, по габаритам подходящих для круизов по Вятке, немного, и для круизных компаний более логичным представляется отправить такие теплоходы в мае на Оку, где сложностей в организации круизов меньше, а маршрут стабильно популярен и заведомо рентабелен. Еще один момент – высокие затраты на траление дна в местах подхода, на сопровождение путейским катером. Хотя кто его знает, поживем – увидим.


А какие маршруты самые востребованные в России?

- Самые востребованные круизы – по Волге, и между Москвой и Санкт-Петербургом, этот маршрут проходит по целой системе рек и озер. Популярны и круизы по Оке, правда, они могут выполняться только весной и вначале лета, при высоком уровне воды, и только на небольших судах.


Что на сегодняшний день не хватает для развития речного туризма на Вятке?

- С технической точки зрения – причалов. Но будем реалистами: ради одного, пусть нескольких круизов в году причалы вряд ли кто-то будет ставить, так что будем подходить к берегу. Есть еще проблема с плохими дорогами в Кировской области. Современный российский турист очень требователен к комфорту при переездах, и разговоры о том, что зато вокруг такая красота, уже не проходят. И это нормально.

Есть еще одна потенциальная проблема. Круизы по Вятке возможны только пока река входит в государственную программу гарантированных габаритов судовых ходов. То есть на сегодня путейскую службу на реке содержит государство. В последние годы существует тенденция исключать из этой программы реки с небольшими объемами судоходства. Пока что Вятки это не коснулось, но если такое произойдет, то круизы по Вятке организовывать станет невозможным.

Но хотелось бы сказать и о том, что на Вятке есть. Это – замечательные люди, энтузиасты своего дела: речники, сотрудники принимающих компаний и музеев, в общем все, кто обеспечил нам прекрасный прием и сделал этот круиз возможным. В Вятском крае прекрасные гостеприимные люди, а это – самое главное!


Александр Сергеевич Соснин, председатель совета директоров круизной компании «Инфофлот»

Дата рождения
17.11.1972

Образование
Санкт-Петербургский Морской технический университет, специальность «Электрооборудование и автоматика судов»

Карьера
С 1991 года – фирма «Интеграл» (разработка программного обеспечения для экологов), специалист

с 1996 г. – начальник отдела, директор учебного центра для экологов

С 2003 года – соучредитель и председатель совета директоров круизной компании «Инфофлот»

Хобби
Речные и морские круизы по России и миру; история пассажирского флота
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: