Рынок автомоек на грани обрушения

В Советском Союзе автомоек для простых смертных практически не было, поскольку машин было немного, да и мыли их где придется: во дворе, на даче, на берегу реки. Сейчас мойки растут, как грибы после дождя. Однако конкуренция уже обернулась боком – на рынке царит хаос и ценовой демпинг. О том, куда катится кировский рынок, «Навигатору»рассказал Вячеслав Косулин, совладелец одной из первых автомоек, открывшихся в Кирове в начале 2000-х годов.

Почему автомоечный бизнес является очень привлекательным для многих инвесторов?

- Он очень простой, доступный и понятный в управлении. Здесь нет сложных технологических процессов. Образно говоря, что такое автомоечный бизнес – это ведро с водой, губка, мойка и сушка автомобиля. Это очень легкий, понятный человеку процесс предоставления услуги. Единственная проблема, в том, что в Кирове очень мало правильных моек, которые документально попадают в зону земель промышленных услуг, имеют соответствующую систему фильтрации воды, экологический проект, который нужно ежегодно подтверждать и т.д. Мелкие гаражные автомойки – просто убивание природы. Им абсолютно безразлично, какой химией они моют автомобиль. Мы, например, моем только итальянской, которую проверяли в специальной лаборатории на щелочность, токсичность. 

Если рассматривать автомоечный бизнес, как возможность заработать большие деньги, то тогда невозможно ограничиться только оказанием стандартных услуг по помывке кузова и сушке автомобиля, необходимы дополнительные услуги. К примеру, допуслуга «пылесос».  Затраты за электричество составят за услугу всего 4 рубля, при стоимости самой услуги 100 рублей. При помывке кузова будет затрачено на электроэнергию, автохимию и воду практически 50% от стоимости данной услуги, также используется дорогостоящее оборудование, которое необходимо постоянно обслуживать.

Рентабельность бизнесу обеспечат и такие факторы, как удобный подъезд, качественные услуги и правильное месторасположение мойки, неподалеку от которой могут находиться инфраструктурные объекты, магазины, кафе и т.д.


Какой размер стартового капитала нужен для открытия автомойки со стандартным набором услуг: полная мойка, уборка салона, полировка кузова?

- Например, тем, кто открывает небольшие гаражные автомойки,  будет вполне достаточно и 100 тысяч рублей. Гараж можно купить или взять в аренду от 1000 до 5000 рублей в месяц; стоимость аппарата  высокого давления - порядка 40 тысяч рублей; пылесос – 15 тысяч рублей. Мы, например, купили здание за 12 миллионов рублей, и еще 8 миллионов рублей вложили в оборудование мойки. Поэтому можно стартовать и со 100 тысяч рублей и с 20 миллионов рублей.


Как быстро проект может окупиться?

- Наш проект со стартовым капиталом в 20 миллионов рублей будет окупаться долго. Однако мы вложились в собственную недвижимость. Окупаемость небольших гаражных моек - приблизительно полтора года. Тут необходимо учитывать и тот факт, что у них небольшой оборот.


 Сколько составляет средний чек в стандартной автомойке?

- 400 рублей.


Какие технологии популярны на этом рынке в Кирове, в России? И отстаем ли мы от Запада?

- Технология везде одна. Но, так как на Западе дорогая рабочая сила, то от услуг мойщиков попросту отказываются. Европа и Америка давно уже перешла на мойки самообслуживания. На таких бесконтактных мойках можно самостоятельно помыть машину. Как правило, там ставятся портальные автомойки - бокс, в котором устанавливается моечный автомат со щетками. Мойка автомобиля в нем занимает несколько  минут. Сушить машину, мыть стекла придется тоже самостоятельно, уже вручную. Такое автомоечное оборудование можно поставить за 100 тысяч евро. В Кирове, кстати, есть щеточная автомойка.

Мы же думали поставить оборудование на мойку с так называемыми форсунками, стоимость которых примерно 140 тысяч евро, но тоже есть вероятность  повреждений лакокрасочного покрытия кузова.

  Также в Европе на всех АЗС предоставляется услуга как «пылесос», для самостоятельного использования. У нас же в России, понятие автомойка подразумевает под собой широкий спектр услуг. Читая прейскуранты кировских автомоек, которые одновременно оказывают услуги по полировке, чернению, покрывают воском, убирают «мошек», даже диски моют, я мягко говоря, удивляюсь.

Например, такая услуга, как химчистка. На большинстве моек это делают непонятно чем, так, что кожа в итоге разбухает. По современным стандартам химчистку уже давно делают аппаратами типа «Торнадора», не повреждая обивку салона. Автомоечный бизнес - это же целое искусство.


Насколько сильна конкуренция на этом рынке в Кирове?

- В автомоечном бизнесе мы с 2000-го года. Когда мы открылись, наша мойка в Кирове была второй по счету. Рынок был свободный.

Автомойку мы построили по чистой случайности. А оказалось, что это очень прибыльный бизнес. С миллионным оборотом в месяц на автомойке мы зарабатывали столько же сколько зарабатывали в оптовом бизнесе, где оборот был более 10 миллионов рублей в месяц. 

Когда мы открывали мойку, было очень сложно в том плане, что контрольно-надзорные органы очень жестко регламентировали сам процесс открытия предприятия мойки машин. Сейчас уже не так. Если допустим, провести надзорный рейд по автомойкам, то я думаю, что в Кирове их останется процентов 20. А если проверить наличие экологического проекта (который отражает степень загрязнения окружающей среды предприятием), то наверное, они будут от силы у пары предприятий.
Рынок автомоек начал очень быстро расти. Сейчас в Кирове порядка 80 автомоек. На рынке происходит хаос. Ценовая политика полностью отсутствует, мойки демпингуют цены. Те, кто ищет клиентов, в частности гаражные автомойки, моют кузов за 120 рублей.- Конечно, это перебор. Это уже не бизнес, а выживание. У каждого бизнеса есть своя точка актуальности, где цена и качество полностью гармонируют, это возможно получить когда на рынке присутствует оптимальное количество игроков, примерно 20 автомоек. Сейчас же получается, что качество услуги падает, цена падает и у клиентов формируется негатив к моечному бизнесу.


Насколько высока текучесть кадров в этом бизнесе? Есть ли вообще кадровые проблемы? Какова средняя зарплата основных рабочих?

- Из-за того, что в городе открылось множество автомоек, у меня складывается мощный дефицит рабочей силы. Нам необходимо в смену 9 человек. Людей катастрофически не хватает. Проблема в том, что я не могу взять человека со стороны, у нас моют свои  автомобили  люди высокого статуса, поэтому как я могу подпустить дилетанта к дорогим автомобилям?

Раньше, например, мы готовили мойщиков сами. Сейчас нам даже готовить некого. Хотя зарплата у мойщика, на мой взгляд, хорошая – 15 тысяч рублей за 15 смен при графике работы 2х2. Можно работать и каждый день. Работа мойщиков - это тяжелый труд, хотя, кажется, что пропылесолил, окна помыл – ничего сложного. Однако у нас за день проходит по 120 машин. Вымоешь 120 окон, а потом руки «отваливаются». Кстати, женщин мы принципиально не берем на работу, они не выдерживают физических нагрузок.

Вдобавок ко всему, конкуренты переманивают мойщиков путем повышения им процентной ставки. Если раньше она была 25%, то сейчас она доходит до 40%. Сотрудники наберутся у нас опыта, открывается новая мойка, которой нужны кадры и их переманивают. Мы пытаемся удержать их зарплатой.


С какими еще проблемами сталкиваются владельцы автомоек?

- Еще один неприятный момент это то, что встречается много недобросовестных клиентов, которые перекладывают груз ответственности на автомойки. Например, царапина, которая якобы  появилась  после помывки.  Поэтому приходиться ставить специальные мегапиксельные камеры, чтобы избежать инцидентов. 


Насколько сезонность влияет на бизнес?

- В последние два года ярко выраженной сезонности на рынке нет, так как погода стала непонятной. А вообще, это, конечно, сезонный бизнес. В сильную жару и морозы – никто машины не моет. Весна, осень – наоборот, на рынке пик спроса. Рентабельность отличается процентов на 30.


Как часто, на ваш взгляд, необходимо мыть машину?

- Я лично мою автомобиль по степени загрязненности. Заметил тенденцию, что многие барышни моют машину перед каждой важной поездкой. Водители деловых людей - каждый день, так как для них это элемент успешного имиджа.  Иногда они моются даже в дождь, потому что стоит задача подать к подъезду чистый автомобиль. Некоторые люди в Кирове моют машину ежедневно на 1700 рублей. Что они там делают, я даже не знаю.

Досье:
Косулин Вячеслав Николаевич, совладелец автомойки «Бриз»
Дата рождения: 13.10.1971
Образование: неоконченное высшее юридическое
Карьера:
1992 – 1994 г.г. – продавец-консультант в компании «Вирджиния»
с 1994 г. – по наст. время - предпринимательская деятельность
с 2000 г. – по наст. время – совладелец автомойки «Бриз»
Хобби: охота, рыбалка

Узнайте больше о персоне: Косулин Вячеслав Николаевич
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: