Продавцы счастья: почему в Кирове мало галерей



Мария Богданова — человек для Кирова редкий. И бизнес у нее по вятским меркам совсем нестандартный — собственная галерея в Нижнем Новгороде, которая продает не товар массового спроса, а произведения искусства. В Киров Мария приехала в рамках «Дней Итальянской культуры на Вятке»  и рассказала в интервью «Навигатору», как судьба привела ее в арт-бизнес, и почему в Кирове так мало галеристов.

Как давно вы занимаетесь галерейным бизнесом? Как все начиналось?

- Вообще я специалист по международным отношениям, и закончила факультет иностранных языков и международных отношений, училась также в Париже. И в один прекрасный момент, когда я работала помощником почетного консула Северной Кореи в Нижнем Новгороде, посольство прислало нам проект художников, и мы помогали делать экспозицию. Проект прошел очень успешно. И после этого московские партнеры предложили мне открыть галерею.
Сначала бизнес был совместный, а потом я выкупила его часть, и уже почти четыре года занимаюсь галереей самостоятельно.

Бизнеса в искусстве в чистом виде быть не может, потому что возобновляемость и отлаженность процесса зависит от очень нестабильных факторов — наличие автора, его настроение, состояние, возможность выдать именно тот результат, который ты хочешь. Поэтому арт-бизнес можно назвать дорогостоящим хобби, которое иногда приносит прибыль. Но, безусловно, мы пытаемся работать по стандартам бизнеса. И у нас такой специфический, но строгий корпоративный стиль, условия работы и т. д.

Правильно ли я понимаю, что вы совмещаете продажу произведений искусства и арт-площадку?

- К нам обращаются люди в нескольких случаях. Некоторые, просто приходят к нам в галерею, видят картины и говорят: «Я это хочу». И мы заворачиваем картину, то есть продаем ее сразу. А есть такие люди, которые осознанно подходят к смене интерьера, и таких становится все больше и больше. Они понимают, что не всегда дизайнер интерьера может подобрать живопись. И мы подбираем коллекцию живописи под конкретный дом или квартиру. Это, конечно, процесс не быстрый: что-то мы ищем, что-то заказываем, что-то ждем. Обязательно выезжаем на место и делаем замеры.  Это одно из моих любимых коммерческих направлений: очень нравится видеть лица людей, когда прикладываешь картину к стене и понимаешь, что это то, что надо. Также мы активно занимаемся подарочным фондом — работаем с крупными компаниями, с индивидуальными клиентами, потому что люди всегда любят дарить произведения искусства. И мы можем предложить не только живопись, но и скульптуры, керамику, литье, авторскую резьбу.

С какими сложностями вы столкнулись в процессе развития бизнеса?

- Сложно выстраивать отношения с авторами, потому что художники очень ранимы. Но терпение и труд дают свой результат. В конечном итоге у нас такая «семейная» история со многими авторами. Вообще, человеческие отношения — самые сложные. И еще момент - трудно подобрать хороших сотрудников. Люди, которые работают со мной сейчас, пришли не сразу. А именно люди в этом бизнесе — это все. Мы продаем настроение, ощущение радости и тепла, по-хорошему можно сказать, что мы продаем счастье. А для того, чтобы продавать счастье, нужно быть очень специфическим человеком.

Чем арт-бизнес отличается от других видов бизнеса?

- Тем, что его очень трудно прогнозировать. Если делать ставку на оригинальное искусство, на современных авторов, то очень сложно представить, что художник напишет на следующий день. Работы автора, которые сегодня активно продаются, могут перестать писаться: у автора может что-то измениться, и он перейдет в другую творческую стадию.

Но активно воздействовать на художника мы себе не позволяем, потому что это люди творческие. И, скорее всего, арт-бизнес просто невозможен без того, чтобы им не «болеть». Если ты не вкладываешь в него душу, то он и не получается. Для галериста хорошие и яркие картины — это прежде всего отношения с художником, хорошие, практически родственные. И невозможно продавать то, что тебе не нравится.

Произведения искусства — это все-таки предметы роскоши. А именно на роскоши начинают экономить в кризис. Как сказалась нынешняя экономическая ситуация в стране на вашем бизнесе?

- Мы считаем, что искусство — это не роскошь, а необходимость. То, без чего нельзя дышать и жить, то, что дарит эмоции. Ты приходишь домой, а у тебя висит твоя любимая картина с летним пейзажем, например. И ты смотришь на нее и сбрасываешь с себя накопившееся напряжение, отдыхаешь. Пустой интерьер без живописи - это то же самое, что дом без животных, родных и близких. И я горжусь, что помимо того, что мы растим молодых авторов-художников, мы растим и своих потребителей искусства. Это, конечно, процесс не быстрый. По бизнес-плану на рентабельность мы должны были выйти через 7 лет. И сейчас через 5 лет мы на нее вышли.
Кризис, безусловно сказался на наших европейских партнерах, потому что живопись, которая приходила из Италии, Израиля, сразу поднялась в цене. Но все наши европейские партнеры отнеслись с большим пониманием, пошли навстречу и сделали скидки. У клиентов был какой-то период страха, затишья где-то в декабре. Но мне кажется, он был во всем бизнесе. Но потом как-то все нормализовалось. Может, выбирают какие-то более выгодные предложения, или больше торгуются, но главное для нас — это то, что интерес не пропал. Так что мы не переживаем за кризис.

В Нижнем Новгороде работает пять галерей, а в Кирове только одна — «Галерея Прогресса». Как вы считаете, почему?

- Переломить эту ситуацию можно только людьми. У нас идет много подвижек со стороны государства в сторону искусства. Но если в каком-то городе есть человек, способный построить план, идею, подтянуть под эту идею не только единомышленников, но и возможности, тогда все получается. В Нижнем Новгороде  галереи работают в разном формате. Есть старые галереи, которые работают со старыми авторами, с уже давно сформировавшейся аудиторией. Есть такие, которые быстро рождаются, умирают, потом перерождаются.

- В чем отличие вашей галереи от остальных?

- Мы работаем, как мне кажется, в эффективном формате для современного галерейного бизнеса. У нас есть базовая галерея, - это такой офис, где проходят, как небольшие выставки, так и часто представлен просто различный ассортимент разных авторов. Офис находится в самом центре города, в шаговой доступности от Кремля. И это по сути мозговой центр всех операций, которые мы проводим на других площадках города. Мы организуем выставки и в Художественном музее, очень плотно сотрудничаем с большим красивым залом в Доме архитектора, который находится рядом с нами. А также в рамках нашего «крестового похода» - «Живопись в люди» -  мы договорились с большим количеством партнерских площадок. В Нижнем Новгороде у нас их уже больше 10. Получается, что мы возим выставки по местам большого скопления людей — это крупные банки, Кремль, помещения официальных учреждений, крупные корпорации, хорошие рестораны. Делаем мы это для того, чтобы люди, которые объективно заняты и не могут найти время, чтобы дойти до галереи, могли в привычной для себя рабочей среде посмотреть картины, узнать первичную информацию.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: