Почему за 5 лет действия закона таксисты так и не вышли из тени

Прошло почти 5 лет с того момента, как в России начал действовать закон, обязавший всех занятых в сфере такси получать разрешения, работать с необходимой атрибутикой и выполнять другие правила. Однако заметных для потребителя изменений за это время не произошло. На вызовы, как и прежде часто приезжают машины без шашечек, а за рулем сидят водители, явно не имеющие разрешения на работу. О том, почему так происходит и как развивается ситуация в сфере такси, мы поговорили с начальником отдела транспортного контроля Министерства транспорта Кировской области Алексеем Кузнецовым.
 
Алексей Александрович, сколько на сегодняшний день выдано разрешений, дающих право работать в такси?
 
- С начала действия закона, принятого в 2011 году, из 10283 разрешений действующих осталось 4248. Такое серьезное сокращение произошло за счет закрытия предпринимателями статуса ИП. Так из 6035 человек, получивших разрешение, примерно половина закрыли ИП принудительно, остальные – добровольно.
 
Сейчас тенденция и политика государства направлены на то, чтобы предоставить некоторое послабление. Введен мораторий на три года для малого бизнеса по плановым проверкам. Поэтому можно сказать, что наши надзорные мероприятия были сокращены кратно.
Рынок такси регулируют не только соответствующие законы, но и Кодекс об административных правонарушениях, который предусматривает штрафы для предпринимателей, в том числе по причине отсутствия шашек, информации в салоне, а также за невыдачу чеков пассажирам и прочее.

Какие вы можете обозначить основные проблемы рынка такси?

- Сегодня мы можем наблюдать серьезный дисбаланс, который отпугивает многих от деятельности такси. Человек, решивший выйти из тени, прошедший всю процедуру оформления берет на себя ответственность работать в такси, и боится не столько того, что нужно брать разрешение, а что он будет налогооблагаемым субъектом. И при этом, встав на путь законной деятельности, он может получить штрафные санкции до 100 тыс. рублей. В свою очередь, нелегальные перевозчики за нарушение или отсутствие разрешений получат штраф до 2,5 тыс. рублей. При этом, чтобы наложить этот мизерный штраф, нелегала еще нужно поймать, доказать, что он осуществлял эту деятельность неоднократно, и что он получает от нее коммерческую прибыль. Этот серьезный дисбаланс беспокоит сегодня не только хозяйствующих субъектов, но и органы власти, которые обязаны контролировать процесс.

В Госдуме как раз собрались ужесточить наказание для нелегалов за счет резкого увеличения штрафов для такси, работающих без разрешения. Будет ли эта мера эффективной?

- Возможно, главное, чтобы этот закон действительно работал. Многих сегодня пугает не величина штрафа, а его неизбежность. Поэтому если этот процесс неотвратимости будет работать, то это уже будет шаг вперед.

Какие реальные изменения произошли на рынке с момента вступления в силу федерального закона о такси? Складывается впечатление, что все правила у нас вообще никто не выполняет. Например, лично мне ни один таксист ни разу не выдал чек, даже если он ездит с шашечками.

- Давайте сначала разберемся с понятиями. Для меня «нелегал» это тот, кто не имеет статуса ИП, не обременен обязанностью налогоотчисления, не имеет разрешения на осуществление соответствующей деятельности и никаких договорных отношений с какой-либо организацией, которая эти самые разрешительные документы имеет. Таких нелегалов, думаю, сегодня не так много.
В целом, изменения есть, но и не настолько глобальные. Закон 2011 года был довольно жесткий. Так, по требованиям этого закона мы проводили осмотр автомобилей на наличие сертифицированного таксометра, всей положенной атрибутики, наличию договоров и прочее. Но через год вышел 34-ФЗ, который во многих положениях дал послабления бизнесу.

В чем же был смысл введения закона?

- Смысл в том, что в свое время была огромная армия людей, желающая заниматься извозом на постоянной основе, но при этом не желающая платить налоги. И для того, чтобы хоть как-то упорядочить отрасль, были введены правовые рамки.
Также отмечу, что положение о наличии обязательного разрешения, позволило создать новые рабочие места. Как правило, у предпринимателя есть свой штат водителей, которые работают с ним по договорным отношениями. У нас на территории Кировской области сегодня 30 организаций (юрлиц) и 895 ИП в сфере такси. И на всех выдано 4248 разрешений.
В целом, отмечу, что полноценного «Закона о такси» как такового не существует. То, чем сегодня регулируется отрасль – это лишь отдельные законодательные акты. Мы по сей день, очень ждем отдельный нормативный правовой акт, касающийся деятельности легкового такси, который находится на стадии утверждения.

Регионы не могут объединиться и лоббировать этот проект?

- Могут. Я вам больше скажу, Кировская область одна из первых поняла и учла работу по внесению законодательных инициатив в эту сферу, заручившись поддержкой ВТПП, Заксобрания и гильдии такси, которая к большому сожалению уже не действует.
Еще несколько лет назад, законодатели нашего региона были одними из первых, кто прописывал положения о том, что из себя должна представлять диспетчерская служба. Чуть позже к этой работе начали подтягиваться и другие регионы. В итоге, сам проект «Закона о такси» уже как три года разработан и ждет своего логического завершения. Однако каждый раз этот документ натыкается как какие-то препоны и противодействия с чей-либо стороны. И все это не дает ему появиться на свет.
Конечно, сейчас в нашей политике другие приоритеты, и такси отошло на второстепенный план. Но скажу, что государство не даст обратный ход в части нормативного регулирования деятельности этой сферы. Я убежден, что он рано или поздно оно появится.

Алексей Александрович, а что произошло с гильдией такси?

- Общественников в сфере такси нет уже почти год. И это, на самом деле, большая потеря, поскольку отсутствует необходимая нам общественная структура, которая бы предлагала полезные инициативы и не давала всему рынку сидеть спокойно на месте. К слову, мы очень тесно сотрудничали с этой гильдией. И очень надеемся, что она вновь возродится.

В регионы начали активно заходить онлайн-диспетчерские «Яндекс. Такси» и Uber. И можно предположить, что в скором времени они могут появиться и в Кирове. Как вы считаете, насколько серьезно такие сервисы повлияют на рынок такси?

- Все меняется и совершенствуется. И современные технологии рано или поздно повлияют на изменение рынка. Но нам, как органу государственной власти, сложно оценивать последствия подобных изменений. К примеру, с точки зрения пользователя, я вижу только удобство. А вот кто действительно, в будущем, может пострадать, так это диспетчерские службы, которые являются отдельным юрлицом, предоставляющим свои посреднические услуги между потенциальным пассажиром и таксистом.
Стоит сказать, что диспетчерские службы сегодня - это главный «корень зла». Сферу такси было бы проще контролировать, если ввести в правовые рамки эти самые диспетчерские службы, то есть вписать их как службы такси со своими правилами игры. И, главное требование, которое необходимо обозначить для этих служб – не заключать договоры и соглашения с лицами, не имеющими разрешений. Ведь сегодня нет ни одного номера телефона такси, по которому бы приехал легальный перевозчик. В каждой службе есть как добропорядочный таксист, так и те, кто в этой сфере не числится. Таким образом, даже одно это положение могло бы облегчить работу контролирующим органам и помогло бы рынку выйти из тени.
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: