Новая волна секонд-хенда
Чем глубже провинция, тем более нелицеприятные ассоциации вызывает словосочетание «секонд-хенд». И это при том, что формат торговли бывшей в употреблении одежды вырос благодаря процветающим европейцам, которые могли себе позволить полностью обновлять гардероб каждый сезон, а вот выбрасывать хорошие вещи было дискомфортно из-за врожденной бережливости. Но Киров – не Европа, и долгое время «секонды» наполнялись самым дешевым и ветхим товаром, заработав себе не лучшую репутацию.
В последние годы секонд-хенды стали подниматься в статусе, тем не менее, имидж меняется не так быстро, как сам рынок. Об особенностях такого вида бизнеса «Навигатору» рассказала Екатерина Васенина, директор магазина детской одежды «Сток. Секонд-хенд».
Как появилась идея открыть свой секонд-хенд? И почему вы выбрали именно такой формат магазина детской одежды?
- Все началось с того, что я стала мамой, и на собственном опыте поняла, что покупать новые фирменные вещи для ребенка достаточно дорого, а одевать своего малыша в дешевые и некачественные вещи не было никакого желания. Поэтому я решила организовать такой бизнес, который решил бы проблемы и мои и других мам. Секонд-хенд фирменной детской одежды стал оптимальным вариантом.
Сколько времени потребовалось на открытие магазина?
- Около месяца ушло на то, чтобы закупить товар и начать работу. Это было в 2007 году, к тому времени сформировалась благоприятная почва для открытия подобного бизнеса – кировский покупатель был уже подготовлен, знал, что из себя представляют хорошие секонд-хенды. Через два месяца клиентский поток стал стабильным. Мы использовали разные способы привлечения покупателей: смс-рассылки, рекламу в разных изданиях, но самый лучший эффект дают рекомендации родителей. У нас получается по аналогии с сетевым маркетингом: мамы постоянно общаются друг с другом, видят, во что одеты дети, интересуются, делятся информацией – это самая продуктивная реклама.
С каким минимальным стартовым капиталом можно создать свой секонд-хенд? И какие особенности нужно учитывать, составляя бизнес-план?
- Потребуется не менее 250 тысяч рублей на закупку оборудования и товара, одежды для нового магазина нужно закупить не менее 1,5 тысячи единиц. У нас 30% ассортимента составляет верхняя одежда, и 70% - другие виды нательной одежды, причем большую часть составляют вещи повседневного гардероба. Оптимально разместить магазин на площади от 20 кв. м. Кроме того, нужно учитывать, что первое время приходится постоянно вкладываться и несколько месяцев работать практически без прибыли. Отдача начинается только через полгода.
Как выбирали место для магазина, на что ориентировались?
- У секонд-хендов есть своя специфика. Например, к нам редко приезжают люди с другого конца города, в основном наша аудитория живет в этом же районе. Место понравилось, во-первых, тем, что поблизости не было ни одного магазина с аналогичным форматом, а во-вторых, торговый центр расположен в спальном районе, здесь много новостроек и семей с маленькими детьми. Так и было принято решение остановиться на этом варианте.
Другие варианты рассматривали?
- У нас был еще один магазин в торговом центре рядом с Центральным рынком, место тоже хорошее по проходимости, но туда въехала всем известная федеральная продуктовая сеть, выкупила всю площадь, и нам пришлось съехать.
Не было такого, что конкуренция на том месте чувствовалась острее? Ведь рынок наполнен доступной одеждой.
- Нет, мы никогда не делили клиентов. На рынке представлена иная категория товара. В основном, производство Китая, Турции, а у нас одежда европейская. Кстати, даже когда мы соседствовали с магазином детской одежды, не соперничали - у каждого свой контингент.
Как в плане цены отличается одежда с рынка, из секонд-хенда и брендового бутика?
- Европейская фирменная вещь в секонд-хенде, как правило, стоит дороже, чем новая одежда китайского производства, но на порядок дешевле новой брендовой вещи. Например, футболки на распродаже можно купить по 50, 70, 100 рублей, у нас средняя цена футболок 190-230 рублей, новые подобные вещи стоят от 700 рублей и выше.
Но дело не только в цене, есть еще один важный нюанс: в секонд-хендах можно найти такие бренды, которые в Кирове представлены поштучно. Конечно, есть вариант сделать заказ в Интернет-магазине, но тут есть свои минусы. Например, одежду придется ждать 2-3 месяца и нет гарантий, что вещь оправдает ожидания, она банально может не подойти по размеру.
Какие существуют источники товаров?
- И сток, и секонд-хендовый товар мы покупаем на крупных базах, которые находятся в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Москве, Ижевске, а эти базы поставляют вещи непосредственно из Европы. Все вещи обрабатываются еще заграницей, поскольку в Россию они могут попасть только имея соответствующие сертификаты. У населения одежду мы не принимаем.
Классифицируются ли товары по изношенности?
- Есть три категории: низший класс, средний и супер-люкс. Мы стараемся покупать только высшую категорию. Такая одежда, естественно, стоит на порядок дороже, но с другой стороны она абсолютно вся распродается без остатка. Пару раз пробовали привозить товар из более дешевых категорий, но быстро поняли, что на этом нельзя заработать, остается слишком много невостребованной одежды. Но и новые стоковые вещи вводим в ассортимент аккуратно, потому что цена на них более высокая, чем на секонд-хенд. Мы стараемся придерживаться золотой середины.
За последние годы в городе стало больше вывесок секонд-хендов, сектор этот растет, да и позиционирование секонд-хенда как магазина высокого класса встречается все чаще. С чем это связано?
- Это главная тенденция последних лет: из категории дешевых магазинов а-ля «все по 50 рублей» секонд-хенды переходят на более высокий уровень. Сэконд-хенды стали переезжать в торговые центры, и это сразу подняло их статус. Раньше магазины такого формата работали в темных и неуютных полуподвальных помещениях, торговали самой низшей категорией товара, потому что не было такого количества поставщиков, как сейчас. В настоящее время есть из чего выбрать. Рынок расширяется и по странам-производителям: Австралия, Шотландия, Англия, полгода назад стали появляться вещи из Ирландии. Но проблема негативных стереотипов еще существует, лояльность клиентов к секонд-хендам по 10-бальной шкале я оценила бы на двойку. При этом складывается интересная ситуация: к нам приходят весьма обеспеченные покупатели, и им не стыдно делиться информацией, что обновили гардероб своего ребенка вещью из секонд-хенда. А вот люди с достатком ниже среднего этого стесняются, они предпочитают новые вещи, пусть и не брендовые. Кстати, детских «секондов» не так много, как магазинов, ориентирующихся на взрослую аудиторию. У вторых численное преимущество в 4-5 раз и даже больше.
А вы не задумывались параллельно заниматься продажами взрослой одежды?
- Нет, работой мы обеспечены, клиентуры нам хватает. Дети растут быстрее и живут активнее, а значит, новая одежда им нужна чаще. Обычно мамы покупают своим чадам за раз по нескольку футболок или штанов, а взрослые, как правило, приобретают по одной вещи и меняют свой гардероб не так часто. К тому же, на детях не экономят.
Кировский рынок секонд-хендоа имеет отличия от других городов?
- Мы находимся примерно на одном уровне с Нижним Новгородом в плане покупательского спроса и отношения к покупкам в секонд-хендах. А вот до Петербурга и Москвы еще далеко, не говоря уже о Европе: на западе секонд-хенды существуют на протяжении ста лет, и для европейцев это стандартный магазин, куда ходит каждый.
Как этот бизнес развивается в области?
- Развивается, и довольно неплохо. Насколько мне известно, в Котельниче, Кирово-Чепецке, Слободском за несколько лет открылось несколько точек, и само население воспринимает такой товар хорошо. Правда, не вся область еще охвачена. Было время, мы пробовали работать в Мурашинском районе, но столкнулись с проблемой: местные жители предпочитают покупать новое, с биркой и более дешевое, а уж если они решили одеться в секонд-хенде, это по их представлению должно стоить крайне дешево. При этом, что интересно, нашими клиентами становились люди богатые и даже представители районной администрации.
Стереотипы, мешающие развитию рынка секнод-хендов в Кирове и области, еще долго будут существовать. Но я уверена, со временем этот бизнес станет выше статусом и выйдет на качественно новый уровень. Думаю, пройдет всего 1,5 – 2 года, и это ощутит каждый.
Досье
Екатерина Васенина, директор магазина детской одежды «Сток. Секонд-хенд»Дата рождения
28.12.1978 г.Образование
Средне-техническое, коммерсантКарьера
с 2002 – 2007 г. – своя торговая точка на рынке, продажи подростковой одежды
с 2007 г. – директор магазина детской одежды «Сток. Секонд-хенд»Хобби
Любимое занятие – проводить время со своим ребенком
Комментарии:
Добавить комментарий