Кировским перевозчикам придется сменить автопарк
Новую модель транспортного обслуживания города чиновники представят уже к концу 2013-го. После этого перевозчикам придется в течение года обновить весь подвижной состав. На смену привычным для жителей Кирова ПАЗикам должны придти автобусы большей вместимости — от 70 до 120 пассажиров. Сейчас чиновники активно присматриваются к автобусам легендарного «Минского автозавода». Возможно, уже в этом году городской автопарк пополнится десятком новеньких МАЗов. О тенденциях транспортного рынка города рассуждает Антон Плетенев, директор ГК «Бизнес-Авто».
Оцените насыщенность транспортного рынка в Кирове, в Приволжье?
В принципе мы вышли на этот рынок, когда он был уже занят, - в 2010 году, когда получили статус официального дилера ОАО «МАЗ». Мы понимали, что та техника, которую мы предлагаем, действительно достойна и конкурентноспособна. Кировская область, центральная часть России и Приволжский регион – зона превалирования автобусов «Группы ГАЗ» - ПАЗики, ЛиАЗы производства «Ликинского автозавода», ГолАЗы - «Голицынского автобусного завода», КавЗы - «Курганского автобусного завода». Большую долю присутствия занимали автобусы марки НефАЗ - «Нефтекамского автозавода». Конкуренция на рынке очень сильная. К тому же сказывались последствия 2008 года, когда в большом объеме как на российский, так и на кировский рынок поступали китайские автобусы. Почему? Все дело в цене. У китайцев есть чему поучиться в плане маркетингового продвижения продукта. При хороших технических характеристиках автобусов (большая, чем у ПАЗика пассажировместимость, низкий пол, современный внешний вид) изначально стоимость автобусов была очень низкая. Однако, минус всех автобусов китайского производства – отсутствие запчастей. Сейчас цены на китайские автобусы поднялись до 2,7-2,8 млн рублей, а раньше были на 20-25 % ниже.
ПАЗики и сейчас поставляются на кировский рынок в большом объеме, так как пока им на рынке нет альтернативы по цене. Стоимость нового автобуса около 1,5-1,7 млн рублей. Также «Павловский автозавод» от Кирова находится территориально недалеко — Нижегородская область. Однако максимальная пассажировместимость ПАЗика — 50 мест. По этому критерию ПАЗ проигрывает более вместительным автобусам. При этом ПАЗ больше всего подходит для районов, а не для города.
МАЗы более технологичны и совершенны. При большой вместительности расход топлива составляет 20-22 литра на 100 км, в то время как у других – 40. Но стоимость МАЗа выше, чем у конкурентов, так, например, автобус среднего класса стоит около 3 млн рублей.
В Кирове сейчас самый популярный автобус у перевозчиков — это ПАЗик. Это характерно для всех российских городов или только для Кирова?
Я бывал в основном в регионах европейской части России, поэтому могу судить об этой территории. Например, из городов-миллионников, ПАЗики есть только в Нижнем Новгороде. В этом скорее всего есть некий политический момент. В основном представлены автобусы среднего класса. Что касается автобусов большого класса (длиной более 10 м и пассажировместимостью до 100 человек и более), то в крупных городах они представлены марками МАЗ, ЛиАЗ, НефАЗ.
На ваш взгляд, нужно ли в Кирове ПАЗики менять на другие автобусы?
Весь автопарк города в любом случае придется менять. ПАЗики приобретались в 2002 году, их ресурс 5 лет. На мой взгляд, автопарк должен быть дифференцированный. Часть - автобусы среднего класса, другая - большие автобусы для следования по загруженным маршрутам, например в Нововятск, Дороничи, по центральным улицам города. Но, надо понимать, что маневренность большого автобуса гораздо хуже.
Когда это теоретически может произойти?
В течение 3-4 лет. Но, естественно, все будет определяться финансовыми возможностями. ПАЗик, к сожалению, себя исчерпал, особенно это показательно на опыте эксплуатации низкопольных автобусов, конструкция которых позволяет быстрее посадить и высадить пассажиров.
Действительно ли автобусы белорусского производства пользуются в России большим спросом?
МАЗ - это бренд, завоевавший признание своей продукции не только в России, но и далеко за ее пределами. Центральный регион страны - яркий пример того, что крупнейшая компания «Мосгортранс», в большом количестве эксплуатирует МАЗы. Сибирь отказывается от автобусов китайского производства, предпочитая МАЗы, хотя Китай территориально ближе. И руководство нашего города пришло к тому, что МАЗы им интересны. Вот, например, недавно для самого загруженного городского маршрута №46 Киров - Нововятск в качестве тест-драйва мы предоставили низкопольный автобус МАЗ-107. Модель относится к автобусам особо большого класса, в длину достигает почти 15 метров. В часы пик в салон могут поместиться более 145 человек. Для людей с ограниченными возможностями сделана откидная аппарель для въезда в салон. В «АТП» и администрации города хотели оценить данную модель. С их стороны шла речь о возможной покупке 10 МАЗов.
Насколько белорусские автобуcы приспособлены к нашим неидеальным дорогам?
Дороги в городе, несомненно, лучше, чем на междугороднем отрезке. У МАЗов большой ресурс за счет импортных комплектующих. Белоруссия входила в состав СССР, поэтому они понимают специфику российского рынка.
Как сильно Россия отстала от Запада в плане тенденций на рынке транспорта?
Запад давно уже перешел к низкопольным машинам. Я бы не сказал, что мы отстали. Мы уже, наверное, их нагнали. Потому что дальнейшая тенденция – усложнение автобуса в техническом плане: двигателя, подвески, системы безопасности.
Как давно ваша компания работает на автомобильном рынке города, специализируясь на продаже автобусов?
На рынке мы представлены с 2006 года. В 2011 году появилась ГК «Бизнес-Авто» — в состав которой вошли несколько наших компаний, занимающихся реализацией грузовой и пассажирской техники производства «Минского автомобильного завода», «Автомобильного завода «Урал», тракторной техники холдинга «Амкодор» и сервисная организация.
В 2010 году с приходом в нашу компанию специалиста, владеющего спецификой продаж автобусов производства МАЗ, мы занялись прямыми поставками на кировский рынок.
Первый автобус, который был поставлен для Кировской области, МАЗ-256, следовавший по маршруту Омутнинск – Киров. Затем мы поставили уже партию низкопольных автобусов МАЗ-103. После этого еще были поставки МАЗ-226, которые сейчас эксплуатируются на маршруте Киров - Кирово-Чепецк. Следующие поставки были только в Республику Коми.
Сейчас большую надежду мы возлагаем на школьные автобусы. На данный момент в России всего два производителя школьных автобусов: ПАЗ производства «Павловского автозавода» и «Волжанин» «Волжского автозавода. Думаем, что модель МАЗ-241 «Школьный» сможет составить им достойную конкуренцию. Поэтому, я надеюсь, что мы начнем работать с департаментом образования Кировской области.
На каких рынках, помимо кировского, работает ваша компания?
Наша зона ответственности как дилеров - два региона: Кировская область и Республика Коми. По Кировской области наш основной клиент «Автотранспортное предприятие». В Коми, Воркуту и Ухту в прошлом году мы поставили около 20 автобусов. Востребованы были МАЗы 206-й модели. Главные запросы заказчика – надежность, ресурс машины и пассажировместимость. В этом плане МАЗ дал больше, чем конкуренты. Хотя в Коми в большом объеме присутствуют ПАЗы.
Владимир Путин заявил о массовом переводе общественного транспорта на газ. Как вы относитесь к этой инициативе?
Первое, с учетом цены на дизтопливо, наверное, это экономически обоснованно, но экологически спорно. Литр газа гораздо дешевле, но содержание такого автобуса - дороже. Второе, безопасность. В Москве был прецедент, когда взорвался ЛиАЗ, части автобуса далеко разлетелись по кусочкам, хорошо, что пассажиров не было. Третье – инфраструктура, которой у нас нет. Покупка автобуса, оснащенного газовым баллоном, перевозчику обойдется в два раза дороже, чем обычный автобус. Кстати, в Европе сейчас автобусам на газу, предпочитают электробусы, которые намного безопаснее газового.
Насколько это отдаленная перспектива для нашего города?
Мой прогноз — 5-7 лет.
Плетенев Антон Анатольевич, директор ГК «Бизнес-Авто»Дата рождения: 02.12.1985
Образование: ВятГГУ, естественно-географический факультет.
Карьера:
2010 год – менеджер по продажам «Урал-Сервис»
2011 год – коммерческий директор «Урал-Сервис»
2013 год – директор ГК «Бизнес-Авто»Хобби: получать удовольствие от работы
Комментарии:
Добавить комментарий