Художник должен быть... богатым!

В России продвигать проекты, связанные с искусством, всегда было тяжело, и особенно — в регионах. Если говорить в частности о галерейном бизнесе в Кировской области, то пока он гораздо ближе к меценатству, а не к коммерческой деятельности. О том, что может сделать музейный бизнес процветающим, а художника — богатым, «Навигатору» рассказал Дмитрий Шиляев, арт-директор и один из создателей центра современного искусства «Галерея Прогресса».


Дмитрий, расскажите, как родилась идея создать центр современного искусства?

- История, в общем-то, простая. Меня всегда привлекало творчество. В детстве играл на кастрюлях, как на барабанах, а в 15 лет я стал поваром и рок-музыкантом. Потом увлекся электронной музыкой, а сейчас все свое время посвящаю современному искусству. В частности мне интересен андеграунд – то, что в перспективе станет популярным, понятным и интересным широкой аудитории. На определенном этапе мы начали заниматься организацией выставок, помогали нашим друзьям-художникам делать экспозиции в торговом центре. Но быстро убедились, что это далеко не лучшее место для искусства. Постепенно мы пришли к выводу, что в нашем городе необходимо создать площадку для творческих людей, которая будет работать ежедневно и нарабатывать определенный ореол. Нам хотелось, чтобы в контексте 21 века формировалось новое отношение и к искусству, и к художникам. Открытие «Галереи Прогресса» состоялось первого апреля 2011 года.


Насколько сложно развивать проект, связанный с искусством?

- Я как предприниматель могу сказать, что организовать бизнес, не связанный с искусством, в несколько раз проще, чем создать галерею. Как однажды  заметил Энди Уорхол, если ты создашь некое культурное пространство, и оно будет приносить деньги, тогда ты можешь считать себя настоящим бизнесменом. Искусство должно стать коммерчески выгодным, и мы ставим для себя такую цель. Но пока что мы не вышли на рентабельность, работаем в минус. Два года назад в этом помещении здесь был полный трэш: неровные полы, протекающие трубы... Сейчас помещение галереи преобразилось до неузнаваемости благодаря гранту правительства Кировской области и нашим собственным вложениям, причем, грант – это десятая часть того, что мы вложили в проект. Хорошую поддержку «Галерее Прогресса» оказывает наше рекламное агентство, которое выступает промо-площадкой. Это необходимо, потому что мы постоянно привозим коллективы малоизвестные, но перспективные. У нас нет проблем с дефицитом талантливых людей. Проблема нашей культуры именно в рекламе и маркетинге.

Когда продвигаешь новое направление, нужно действительно постараться, чтобы люди это оценили. Мы на собственном опыте поняли, что частный музей должен создаваться на синтезе различных направлений искусства. У нас, к примеру, представлены 4 зала с художественными выставками, музей рок-н-рола, концертная площадка, где проходят выступления драмлаборатории Бориса Павловича, известные поэты и танцевальные коллективы — представлены практически все виды искусств.

Каких успехов достиг проект за 2 года?

– За это время произошло много событий. К нам приезжают иностранцы и сравнивают с парижским центром искусств Пампиду, созданным самим президентом Франции. Слышать это, разумеется, приятно. Радует и то, что мы способствуем продвижению наших вятских художников. Например, год назад у нас выставлялся Антон Щеглов. Благодаря тому, что «Галерея Прогресса» заметила и продвинула этого художника, буквально пару недель назад его работы попали на выставку в центр современной культуры «Гараж» в Москве, а две работы будут представлены в лондонском музее.

Еще одно значительное событие запланировано на начало июня. В Центральном доме художника соберутся представители 50 стран мира, и на мероприятии будут представлены лучшие проекты современной культуры из разных городов, в их числе оказалась и «Галерея Прогресса».


Какая аудитория приходит в музей современного искусства?

- Самая разнообразная: от 6 лет до 65 лет, и всех их объединяет любовь к прекрасному. Молодежь ждет от искусства экспрессии, энергии, порыва, а поколение постарше наслаждается глубиной красок и идеи. Люди, которые приходят в музей – это главный показатель успешности проекта. Было немало разных опытов, но не все они увенчались успешно. Например, в Перми построили музей современного искусства, вложили – всего ничего, а посетители туда приходят с удовольствием. И есть многомиллионный проект – обучающий центр, выстроенный из мрамора, но люди туда не идут. Наверное, в таком деле все решает то, насколько ты любишь это дело и готов ли отдать на его развитие всю свою энергию. К нам не раз подходили состоятельные люди, желающие открыть нечто подобное. Я всех предупреждал, что если они откроют частную галерею, ее развитие отнимет все свободное время, а прибыли не будет. Услышав это, люди сразу теряли интерес.


И все-таки, с точки зрения прибыльности частный музей может быть привлекательным?

- Может. И такие примеры есть: галерея «XL», музей современного искусства PERMM и его директор Марат Гельман, который считается весьма успешным галеристом. Но в Кирове галерея бизнесом по сути не является. По крайней мере — пока. Если сравнивать с Францией, там когда выставляется такой прекрасный и уважаемый художник, как Баске, очереди не видно конца, а вход стоит 500 рублей в переводе на наши деньги. Я был недавно на фотовыставке в Пушкинском музее. Вход – 400 рублей, представлено 50 фотографий. У нас работают 4 выставки, вход стоит 100-150 рублей. Это почти меценатская деятельность, но так всегда было в России.

Художник и бизнесмен – эти понятия совместимы?

- Одним из ярчайших примеров можно назвать Энди Уорхола. Он был грандиозным художником и прекрасным менеджером, и ничего не делал бесплатно. «Доллар», - говорил он каждый раз, когда его просили просто дать автограф. Энди не доверял банкам, и когда он умер, в его квартире нашли несметные богатства. Но при этом, он многим помог: того же Баске, который спал на улице в коробке, поднял с колен, и теперь на выставки с его картинами в Лувре выстраиваются гигантские очереди. И это только один из примеров, кому Уорхол помог. Наша задача – создать творческих людей и коммерсантов в одном лице, чтобы искусство высоко оплачивалось. Когда мы сможем это сделать, в Кирове появятся серьезные коллекционеры, а галереи станут высокорентабельным бизнесом. Мне понравилась идея наших друзей из Москвы. Они проводили серию мастер-классов  под названием «Художник-менеджер», параллельно преподавая изобразительное искусство и лекции на бизнес-темы.


Каким вы видите будущее «Галереи Прогресса» и культуры региона в целом?

- Прогнозировать, конечно, непросто. Но очевидно, что музею Васнецовых одному не справиться с такой глобальной задачей, хотя это прекрасная культурная площадка. Была такая история: в архивах музея нашли несколько работ Кандинского, их выставляли в Москве и люди прилетали на день из Нью-Йорка только для того, чтобы увидеть работы, найденные в Кировской области. Но в одиночку музей не сможет привлечь массовое внимание к искусству. Мы по сути являемся ступенькой к повышению культуры в регионе.

Что касается «Галереи Прогресса», было бы прекрасно открыть филиал в Италии или во Франции. В Париже даже грузчики обсуждают поэзию середины 19 века. Там тема искусства популярна, как разговоры о политике в России. Во Франции не возникает вопроса, куда идти: в кино или на вернисаж, большинство выбирают второй вариант. У нас пока наоборот. Но мы ставим перед собой цель изменить ситуацию.


Дмитрий Шиляев, арт-директор центра современного искусства «Галерея прогресса»

Дата рождения: 11.11.1972 г.

Образование:
Вятский государственный техникум профессиональных технологий управления и сервиса, специальность - повар

Карьера
С 1996 г. – рекламное агентство «Городская реклама», директор
С 2007 г. – «Багетная мастерская», директор
С 2011 г. – центр современного искусства «Галерея прогресса», арт-директор

Хобби: искусство

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: